Выгодны ли Алматы тротуары с подогревом
Предприниматель Антон Гочачко рассказал, сколько средств сможет сэкономить акимат мегаполиса за счет этой технологииПроблему скользких улиц в городах можно решить за счет тротуарной плитки со встроенным подогревом. Технологию разработал российский предприниматель, который уже ведет переговоры с местными органами власти. По его словам, если инновация будет внедрена, акимат Алматы сэкономит значительные бюджетные средства на содержание тротуаров. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» разработчик системы Антон Гочачко рассказал, как работает его ноу-хау и сколько он инвестировал в продукт.
- Антон, как появилась идея разработать систему снеготаяния в пешеходной части города?
- В России у меня была компания, занимавшаяся установкой уже имеющихся на рынке систем антиобледенения крыш, входных групп, водостоков. В 2012 году возникла идея разработать более эффективную технологию снеготаяния для тротуаров по сравнению с уже существовавшими. Первые прототипы были дорогими и сложными, что сводило на нет их практическую применимость. Однако в 2014 году был разработан продукт с уникальными техническими и экономическими характеристиками – тротуарная плитка со встраиваемым нагревательным элементом.
- Какой состав у вашей плитки?
- Принципиальное отличие нашей плитки от стандартной заключается в двух слоях высокопрочного бетона – верхний слой проводит тепло, а нижний – отражает. Между слоями установлена медная трубка, через которую при монтаже протягивается электронагревательный элемент. Включение и выключение системы происходит автоматически по уличным датчикам температуры и осадков. При таянии снега образуется талая вода, которая стекает в подогреваемый ливнесток вдоль тротуара, а далее – до точки сброса.
Состав верхнего слоя плитки специально адаптирован к большому количеству циклов нагрева и охлаждения, его срок годности составляет от 7 до 10 лет при условии грамотной эксплуатации. Мы проводили анализ и выявили, что в среднем тротуарная плитка в большинстве постсоветских стран начинает разрушаться уже после трех лет эксплуатации.
- Сколько электроэнергии потребляет ваша система?
- Обычно в средней полосе России, в Казахстане квадратный метр системы снеготаяния потребляет 20-25 КВт/ч. Получается, что расходы на электричество составят 300 тенге на квадратный метр тротуарной плитки за зимний сезон.
- При какой температуре система будет работать эффективно?
- Обычно снег выпадает при температуре до -15°С, зачастую до -7°С. Наша разработка позволяет при -15°С растопить 2 мм водного столба в час, что соответствует сильнейшему снегопаду. Для сравнения: при снегопадах, которые фиксируются в средней полосе России или в Казахстане, максимальная высота водного столба составляет 1-1,2 мм в час. То есть даже если в каком-либо городе выпадет экстремальное количество снега, система справится.
За время работы с существующими системами подогрева пришлось столкнуться с огромным количеством нюансов, которые зачастую не учитывали даже опытные проектировщики. Один из них – нехватка заложенной мощности. Поясню, если системе подогрева не хватает мощности для непрерывной работы, то в процессе таяния снега на поверхности плитки образовывается гололед. Чтобы этого не допустить, мы даже с учетом 90% КПД закладываем практически двукратный запас мощности по сравнению с реально используемым – 250 Вт на 1м2.
- В течение какого времени ваша система превращает снег в воду?
- Снег начинает таять спустя три минуты после начала нагрева. Система срабатывает только при фактическом снегопаде, а после его завершения – автоматически отключается. Плитка потребляет ровно столько электроэнергии, сколько требуется для превращения снега в воду. Местные органы власти могут перераспределить для уборки зимой дворников из наиболее оживленных локаций в менее проходимые, и таким образом экономить средства за счет этого.
- Вы уже запатентовали свою инновацию?
- Как сама плитка, так и отдельные конструктивные решения уже запатентованы в России, Эстонии, Финляндии и других странах: всего 8 патентов. В Казахстане также подаются заявки на получение национальных патентов.
- Сколько было инвестировано в разработку проекта?
- По моим оценкам, на начальном этапе было вложено около $300 тыс. Средства были направлены в производство прототипов плитки, испытания самой системы. В России в городе Ногинск наша тротуарная плитка уже производится, планируется запустить ее выпуск в Казани, а также в Казахстане.
Уточню, наш проект является портфельным стартапом Автономного кластерного фонда Tech Garden, прошел программу акселерации StartUp Kazakhstan и получил финансирование в размере 20 тыс долларов на развитие продукта в Казахстане.
- Сколько стоит квадратный метр плитки?
- Цена плитки составляет около 12 тыс. тенге за квадратный метр. Но эта стоимость не окончательная для реализации.
- Есть ли на рынке аналоги вашего продукта?
- Подогревать тротуары и дороги в мире начали еще 50 лет назад. Обычно применяется такой способ подогрева, когда нагревательный кабель или теплообменные трубки закладываются под брусчатку или асфальт. В этом случае помимо таяния снега требуется прогреть 10-15 см верхнего слоя, что приводит к крайне низкому КПД такой технологии – не более 10%, большая часть тепла просто греет землю или бетон, в результате чаще всего вместо ожидаемого эффекта получается тот самый гололед или шуга.
В нашей же плитке расстояние от нагревательного элемента до поверхности составляет 7-10 мм, на порядок меньше. К тому же не стоит забывать, что нижний слой плитки отражает тепло.
- Где планируете приобретать комплектующие, если проект по строительству завода в Казахстане будет реализован? Есть ли у нас в стране производители, которые выпускают подходящий по качеству цемент и другие материалы?
- Около 70% себестоимости плитки – это сырье и компоненты. Если будет принято решение о строительстве завода в Казахстане, то вплоть до 2/3 используемых материалов будет закупаться здесь же. Решение о строительстве завода будет применяться в зависимости от объема спроса на плитку как со стороны акимата, так и со стороны застройщиков и иных крупных заказчиков.
- Какой город вы рассматриваете для строительства завода?
- Алматы, потому что, по нашим оценкам, уровень благоустройства, а, следовательно, и потенциальный рынок нашей плитки в этом городе существенно выше, чем в столице.
- Насколько мне известно, сейчас вы ведете переговоры с акиматом Алматы для установки вашей «теплой» плитки на тротуарах города. На каком этапе находятся переговоры?
- Фаза активных переговоров с акиматом началась в сентябре 2019 года. И пока они продолжаются. Специфика строительной отрасли такова, что от момента возникновения идеи до ее реализации обычно проходит много времени.
Когда у нас появились первые заказы от строителей, в Казахстане уже была зима, когда монтажные работы не проводятся. Рассчитываем, что в мае-июне 2020 года придомовые территории некоторых новостроек точно будут оборудованы нашей плиткой.
- Со сколькими девелоперами уже налажено сотрудничество?
- С пятью.
- По вашим расчетам, сколько акимат может сэкономить за счет использования вашей плитки?
- По моим расчетам, наша система снеготаяния в Алматы окупится на второй-третий год ее эксплуатации. Эти расчеты основаны на том, что «теплую» плитку зимой не будет очищать от снега дворник. То есть исключаются ее повреждение и затраты на зарплату дворника.
Есть и другая методика расчетов, она более полная. Здесь принимается во внимание срок службы плитки и затраты на ее содержание, в том числе зарплата дворника. Обычно плитка перекладывается раз в 3 года, а цены на нее ежегодно необходимо индексировать, как и стоимость работ по укладке. Если учесть все эти факторы, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что «теплая» плитка стоит дороже обычной примерно в два раза, она быстрее окупится.
Во-первых, за счет низких затрат на ее эксплуатацию, во-вторых, за счет ее 7-10-летнего срока службы. Приведу конкретные расчеты, точность которых также подтвердил акимат. За пять лет эксплуатации стандартной плитки будет потрачено 3400 тенге в год на квадратный метр с учетом перекладки, а «теплой» плитки – 2 700 тенге.
Мы сейчас также активно общаемся с местными проектными организациями и подрядчиками, чтобы понять, каким компаниям можно доверять инженерные расчеты и укладку плитки. Далеко не все соответствуют критериям. Это советское наследие, одинаковое для всех стран СНГ.
- Все-таки, у вас уже есть конкретные договоренности с акиматом?
- Мы просчитываем для Алматы определенные проекты, в том числе затраты на подготовку технической документации и укладку плитки на определенных улицах города.
- Можно ли вашу технологию использовать не только для тротуарной плитки, но и в других целях?
- У нас разработана и запатентована технология подогрева монолитного бетонного покрытия проезжей части. Технология прошла весь цикл испытаний согласно немецким стандартам, но до широкого внедрения пока не дошло – крупную проезжую часть дешевле очищать снегоуборочной техникой по старинке, чаще всего это значительно дешевле. Кроме того, в странах бывшего СССР практически отсутствуют технологическая база, опыт и компетенции в области укладки бетонных дорог. Впрочем, сейчас как раз с одним из лидеров строительной отрасли в Казахстане провожу переговоры о пилотном проекте.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.