Светодиодный тренд
Концепция умных городов включает LED-освещениеСветодиоды считаются одной из перспективных технологий ХХI века. По мнению аналитиков, в ближайшем будущем их использование будет стремительно расти, и это неспроста. У LED-светильников есть ряд преимуществ перед лампами накаливания. Поняв это, предприниматель из Нур-Султана Каныбек Айтаков не стал терять времени и в 2010 году создал первый в Казахстане цех по производству светодиодных ламп. На тот момент для страны это был совершенно новый продукт. А спустя два года Каныбек взял кредит по госпрограмме «Дорожная карта бизнеса-2020», чтобы увеличить масштабы бизнеса. Корреспондент «Капитал.kz» узнал у генерального директора компании LED Solution Каныбека Айтакова о том, какие тенденции будут преобладать на рынке светодиодного освещения, какова специфика бизнеса и проблемах финансирования.
- Каныбек, расскажите, откуда пришла идея открыть производство светодиодных ламп?
- Как-то я смотрел передачу по ТВ про светодиодное освещение. Мне понравились три главных преимущества такого освещения: экономичность (если обычная лампа Ильича 60 ватт, то ее светодиодный аналог – 6 ватт); долгосрочность (срок годности лампы Ильича –1 год, светодиодных – до 5 лет) и экологичность (это абсолютно безвредно, в то время как энергосберегающие люминесцентные лампы содержат ртуть).
Потом я начал изучать подробнее технологию их производства и выяснил еще три фактора, которые в дальнейшем помогли мне открыть производство. Первый – производить такие лампы очень просто. Все комплектующие собираются как конструктор Lego. Собрать светодиодную лампу может любой человек, у которого есть паяльник. Вопрос только в скорости. Вручную можно собрать максимум 20 ламп, а при наличии надлежащего оборудования – до 10000 штук в день. Второй – новые технологии. Мы были пионерами на нашем рынке. Это дало нам большое преимущество перед конкурентами. И третий фактор – курс государства на зеленые технологии. Когда начали говорить об энергосбережении, я понял, что чем раньше открою производство, тем будет лучше.
- В чем специфика вашего бизнеса?
- Уже более ста лет люди используют лампы накаливания для освещения своих домов, городов, рабочих мест и производственных помещений. И только за последние несколько десятков лет начали широко развиваться альтернативные осветительные приборы. Вместо нитей накаливания предложили использовать всем известные люминесцентные лампы, а на смену им уже спешат светодиодные.
Пока на рынке не придумали что-то лучше светодиодных ламп. Сейчас мы производим не просто светодиодные приборы освещения, а светодиодные лампы с управлением. Наши изделия полностью соответствуют требованиям «Smart city». Такие лампы могут диммировать, включаться и выключаться в онлайн-режиме, их можно контролировать с помощью мобильного приложения и компьютера. У нас собственная система управления уличным освещением «I-ZHARYQ», она была разработана совместно с нашими европейскими партнерами.
- Где применяются светодиодные лампы?
- Удешевление полупроводниковых светодиодов позволяет использовать их значительно шире, чем обычно. Не только в аппаратуре, как замена сигнальных ламп или для декоративного оформления, но и в качестве полноценной замены осветительных приборов.
Применение обширное: начиная от бытового освещения в домах, квартирах до освещения промышленных помещений, и даже в автомобилестроении. В последнее время на новых моделях автомобилей для освещения используются светодиоды.
- Сколько денег пришлось вложить в это дело?
- В проект я вложил около $5 млн.
- Где брали финансирование?
- Средства на строительство завода были получены через фонд «Даму» в рамках программ «Дорожная карта бизнеса-2020» и «Даму Өндіріс». На первые полученные $200 тыс. мы приобрели оборудование. Затем, в 2014 году взяли еще 145 млн тенге и построили собственное производственное помещение в индустриальной зоне «Астана – Жана кала», 2700 кв. метров. Сейчас мы находимся в свободной экономической зоне, что дает нам привилегии в вопросе налоговых обязательств и освобождает от пошлин при таможенной очистке. Как бизнесмена, занимающегося производством, меня радует, что есть такие программы.
- Как быстро вы окупили вложенные средства и через какое время в бизнесе наступила стадия доходности?
- Мы еще не окупили свои вложения. К сожалению, деньги, вложенные в производство, быстро не окупаются. Это долгосрочные инвестиции. Стадия доходности наступила на третий год после нашего открытия.
- Какова рентабельность бизнеса?
- Рентабельность – 15-20 %.
- На что приходится большая часть затрат в бизнесе?
- Закуп сырья, материалов и транспортные услуги.
- Где закупаете сырье? Есть какие-либо проблемы с ним?
- В своем производстве мы максимально стараемся использовать казахстанское сырье. Его доля в производстве составляет 54%. Но, к сожалению, главные компоненты светодиодного светильника (диоды и блок питания) покупаем за рубежом. Их у нас не производят. В будущем есть планы освоить производство блоков питания.
- Насколько стоимость светодиодных ламп отличается от обычных?
- Лампа накаливания 60 ватт стоит100 тенге, энергосберегающая люминесцентная лампа 11 ватт – 350 тенге, светодиодная лампа 5 ватт – 1000 тенге. Но есть тенденция: цена светодиодных ламп с каждым годом снижается.
- Какова себестоимость продукта?
- Все зависит от конкретной модели. Например, у нас в ассортименте около 100 штук разных ламп, у каждой своя себестоимость.
- Кто ваш покупатель? Например, на улицах Алматы, сейчас устанавливают Led-светильники. Похоже на то, что этот рынок находится в стадии активного развития.
- Это так, и дальше он будет развиваться еще активнее, потому что светодиодные лампы показали свою эффективность. Наши основные покупатели в области уличного освещения – это местный акимат.
- Как обстоят дела с конкурентами, учитывая спрос на Led-светильники?
- Я бы не сказал, что дела с конкуренцией обстоят хорошо. Много продукции более низкого качества, но в 2-3 раза дешевле привозят из Китая и России.
- С какими проблемами в этом бизнесе вам приходится сталкиваться?
- Большая конкуренция со стороны китайских и российских производителей. Они давят ценой, при этом качество у них на втором плане. Также на тендерах местных производителей не защищают. Там все упирается в стоимость товара – у кого она меньше, тот и победил. Например, мы даем на свою продукцию 10 лет гарантии. Но когда определяют победителя тендера, качество товара значения не имеет. Сейчас мы участвуем в ГЧП-проектах, на свои деньги модернизируем и строим сети освещения, и постепенно, в течение 5-10 лет государство нам возмещает наши затраты. И тут есть проблемы. ГЧП-контракты не принимаются в качестве залога, и они все в тенге. Это плохо влияет на привлечение зарубежных инвесторов.
- По вашему мнению, какие основные тенденции будут преобладать на рынке светодиодного освещения в ближайшее время?
- Мы думаем, будущее за умными городами, в связи с чем спрос на светодиодные осветительные приборы будет только расти. Я считаю, что мы на волне.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.