Как меняется рынок ретейла в Казахстане?
В Nielsen Kazakhstan подробно рассказали о трансформации поведения покупателейМировой товарооборот уже не растет теми темпами, которые были три года назад. Как отмечают аналитики, расходы казахстанцев растут быстрее, чем их доходы. Представители компании Nielsen Kazakhstan на конференции «Мир торговли» рассказали, как меняется поведение потребителей и что мешает традиционным магазинам у дома наращивать товарооборот, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Технологии меняют наш мир, а вместе с ним меняются и потребители. Этот тренд наблюдается не только в Казахстане, но и в других странах, - начала свое выступление коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева. - Мы не знаем, что будет завтра».
Мадина Сейсенгалиева подчеркивает, что до 2009 года доходы потребителей и розничный товарооборот росли двузначными темпами. «Последние три года мы не можем говорить ни о каких двузначных темпах роста. Товарооборот продолжает расти, но очень медленно. Это новая реальность, в которой живет и Казахстан. Виной этому и глобальная экономика, которая переживает непростые времена, и снижение потребностей со стороны Китая, Индии, Юго-Восточной Азии. Торговые санкции США к Китаю и России также замедляют экономический рост, в 2020 году замедление темпов роста экономики будет еще больше. По прогнозам экспертов, торговые ограничения США к Китаю могут повлиять на мировую экономику и снизить темпы ее роста на 1,5%», - отмечает она.
Расходы алматинцев растут быстрее, чем доходы
В компании Nielsen Kazakhstan уточняют: несмотря на то что в Казахстане растут доходы населения, расходы растут такими же темпами.
«В среднем казахстанец зарабатывает 500 долларов в месяц. И это несмотря на то что доходы населения страны в 2018 году по сравнению с 2017 годом показывают рост на 9%, расходы домохозяйств также увеличились на 9%. Если говорить об Алматы - доходы жителей города выросли на 3%, в то время как расходы на 6%. То есть у населения становится все меньше и меньше средств на покупки. Эта ситуация, конечно, вынуждает потребителей меняться», - говорит Мадина Сейсенгалиева.
Она обратила внимание на то, что потребители Казахстана и России заметно отличаются по возрастному критерию. «В России средний возраст покупателя - 40 лет, там население в возрасте 50+ составляет около 40% всех граждан. В Казахстане 58% всего населения – это граждане до 35 лет. Поэтому казахстанским ретейлерам необходимо выстраивать бизнес по-другому, больше ориентироваться на инновации. При выстраивании стратегий ретейлерам нужно обращать внимание на разность поколений: молодое поколение лучше воспринимает информацию через социальные сети. В Казахстане среднее время, которое этот сегмент проводит в соцсетях, выше, чем в среднем по миру. Если в США этот показатель составляет два часа в день, то в Казахстане достигает трех часов. Из 18 млн казахстанцев 7,6 млн используют Instagram. Поколение 45+ может долгие годы выбирать одну компанию», - делится наблюдениями Мадина Сейсенгалиева.
Даже
манера поведения молодежи изменилась. «Они готовы заплатить
за шампунь больше, если его упаковка сделана из пластика, извлеченного со дна
океана. То есть они хотят сделать мир лучше, в том числе за счет
своей потребительской модели», - заметила она, добавив, что миллениалы совершают больше импульсивных покупок.
«Повторюсь, мир
меняется, и отношение ретейлеров также должно меняться», - отмечает Мадина Сейсенгалиева.
Она привела и другие примеры. «Заметив, что расходы казахстанцев растут быстрее, чем их доходы, мы стали анализировать траты населения. В результате выяснилось, что наибольшая часть расходов казахстанцев приходится на продукты питания. Также одна из причин роста расходов – казахстанцы имеют долги. Вы, наверное, замечали, что в крупных гипермаркетах из пяти человек в очереди трое оплачивают свои покупки в кредит. То есть покупатели стали чаще экономить. Половина всех продаж совершается по промоакциям», - отметил спикер.
Мини-маркеты в тренде
По информации Nielsen Kazakhstan, на один супермаркет приходятся 102 магазина традиционной розницы (придомовых магазина). При этом в мире наблюдается актуальный тренд: размываются границы между дискаунтерами, гипермаркетами и супермаркетами. Крупные сети супермаркетов, такие как Carrefour, "Ашан", начали открывать магазины в маленьком формате.
«В Казахстане традиционная розница (неухоженные, неавтоматизированные магазины у дома. – Ред.) также постепенно сокращается, потому что крупные сети стали открывать магазины у дома, у них ниже цены, так как есть преимущество в переговорах с дистрибьюторами и производителями товаров, шире ассортимент. Супермаркеты переходят в маленькие форматы, потому что в среднем казахстанцы посещают крупные торговые точки раз в неделю, в то время как маленькие магазины у дома они могут посетить 20 раз в день, чтобы докупить продукты. Мировой тренд таков, что потребители насытились гипермаркетами, они посещают их все меньше. Даже гипермаркет "Ашан", никогда не показывающий отрицательную выручку, в 2018 году вышел в минус. Этот феномен мы называем ренессансом малого формата магазинов», - заметила Мадина Сейсенгалиева.
Она назвала три основных фактора, которые влияют на востребованность магазинов малого формата. Во-первых, это урбанизация. Население чаще стало переезжать из сел в города. Во-вторых, жизнь стала динамичнее, и люди стараются делать покупки на ходу. В-третьих, работающие женщины не могут позволить себе стоять в очереди, тратить два часа времени на шопинг.
Однако в Казахстане магазины у дома не спешат подхватывать европейский тренд. «То есть строить и оборудовать придомовые магазинчики так, чтобы они были чистыми, красивыми, принимали карточки к оплате, отвечали всем требованиям покупателя, в том числе визуальным», - заметила Мадина Сейсенгалиева.
Она также рассказала об уровне восприимчивости казахстанцев к электронным покупкам. Продажи товаров FMCG (товары повседневного спроса) через онлайн выросли на 18,4%, офлайн – на 4,9%. «Согласно данным опроса, лишь 23% респондентов Алматы сообщили, что готовы приобретать товары онлайн, 28% из них - в Нур-Султане. Это незначительные показатели. Кстати, в Китае онлайн-ретейл занимает очень большую долю, там многие ретейлеры выбирают формат многоканальности. Одна категория покупателей в Китае пробует, меряет товар в магазине, а потом покупает через онлайн-каналы, другая – наоборот», - отметила Мадина Сейсенгалиева.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.