По каким причинам может отказать потенциальный инвестор
В Казахстане заключают не более 2 сделок по IT-стартапам в год, в России - до 20Статистика по IT-стартапам показывает, что 9 из 10 проектов проваливаются. Конкурс на место в венчурном портфеле инвестора составляет 1 из 100 проектов. При этом казахстанские business-angels готовы вкладывать в уже работающий проект до миллиона долларов и ждать прибыли от капиталовложений 5-10 лет, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Отказать потенциальный инвестор может по нескольким причинам: слабая команда или нет информации о ней, нет погружения инвестора в контекст, нет потребности в продукте на рынке, нет заметной динамики развития, слабые возможности для получения дохода инвестором и фокус только на технологиях. Немалую роль играет и размер рынка, считает директор по управлению портфелем российской компании ФРИИ Сергей Негодяев. Чаще всего инвестируют в тот проект, который уже успешно работает и показывает положительную динамику роста.
«Даже если выручка молодого проекта - $100–1000, инвестор будет увереннее в успехе больше, чем, если команда придет с одной, пусть и гениальной идеей. Для таких команд, презентующих проект на стадии идеи, для ее реализации есть возможность получить гранты по многочисленным программам или воспользоваться собственными средствами. Сумма инвестиций в проект на российском рынке варьируется от его стадии развития. В портфеле компании ФРИИ, а мы заключаем около 40% сделок на российском рынке, в 90 компаний мы вложили от $30 до $50 тыс., около ста проектов проинвестированы от $200 до $500 тыс. Миллионных сделок в нашем портфеле единицы».
Венчурные инвесторы подчеркивают, что вложения в IT-стартап – это долгосрочные инвестиции с высоким риском. В среднем об окупаемости вложений как в России, так и в Казахстане можно говорить через 5-12 лет. При этом количество сделок в Казахстане в среднем за год составляет 1-2, в России заключается 15-20 контрактов. При этом в США их количество достигает 1551, в странах Европы – 250 и в Германии - 150 сделок. То есть точкой ликвидности и перспективности продажи стартап-компаний корпоративным покупателем остается США.
«Я никогда не финансирую проверку идей, поэтому советую авторам стартап-проектов: если вы родили эту идею, она уникальная и шикарная, продайте свою машину и проверяйте ее жизнеспособность. В моем портфеле 10 IT-проектов, в которые я инвестировал около $10 млн. Но могу отметить, что результатами роста спустя три-четыре года каждого из них я доволен. В Казахстане в 2016 году я зашел в проект Chocofamily. И почти за три года компания подросла в 6 раз. Также хороший рост показывает казахстанская компания HR- messendger, которая активно работает в России и 90% выручки получает именно на российском рынке. На следующий год компания планирует выйти на рынки стран Европы», - говорит казахстанский венчурный инвестор Мурат Абдрахманов.
Как отметил спикер, среди успешных инвестиций можно назвать казахстанскую компанию Orion M2M, которая является разработчиком и производителем оборудования интернет-вещей, крупным производителем устройств стандарта LoRaWAN. Она появилась, когда IoT обсуждался исключительно на специализированных порталах, а сейчас находится на острие прогресса, поскольку производит оборудование наряду с самыми продвинутыми технологическими компаниями в мире. Это оборудование востребовано в России, Украине, Болгарии, Польше и Венгрии. Одной из недавних инвестиций Мурат Абдрахманов называет HR Messenger – это чат-бот, который автоматизирует HR-процессы: подбор персонала, его оценку и адаптацию. Этот стартап особенно эффективен для больших компаний и розничных сетей, которые имеют большой объем линейного персонала. «Ребята тоже уже вышли на зарубежные рынки и основную часть дохода получают там», - говорит инвестор.
Участники рынка IT-проектов отмечают, что инфраструктуры венчурного инвестирования в Казахстане практически нет. Ее настолько мало, что пока говорить, что она сложена, не приходится. Во-первых, это связано с рынком Казахстана – он небольшой. То есть идеи у казахстанцев есть, но жизнеспособных проектов мало. Поэтому даже отечественные инвесторы активно рассматривают проекты за пределами Казахстана.
«Деньги для IT-проектов в стране есть. Но нужны люди, образовательная система и больше проектов. Мы целенаправленно ищем проекты, которые могут пересекать границы Казахстана, могут быть востребованы в других странах, потому что драйвер успеха проекта - это выход за пределы РК. Меня в стартапах привлекают три вещи. Первая - он должен быть инновационным, масштабируемым и нравиться мне лично. Второе - команда должна быть компетентной и квалифицированной, это не должны быть вчерашние студенты. Как показывает мой опыт, это чаще всего специалисты 28-35 лет, с хорошим образованием, опытом работы, профильной компетенцией. И в то же время у них должна быть мотивация сделать что-то масштабное. Например, завоевать не только отечественный, но и зарубежные рынки», - считает Мурат Абдрахманов.
Давранбек Ташбаев, CEO iDoctor.kz, около двух лет назад в партнерстве с Chocofamily вложил в проект порядка $200 тыс. и планирует инвестировать в платформу и дальше. Он отметил, все инвесторы понимают, что IT-стартапы – это среднесрочная или долгосрочная инвестиция. И вопрос чаще всего возникает в том, насколько быстро компания хочет расти. Например, для развития и выхода на зарубежные рынки у iDoctor.kz есть как технические возможности, так и спрос на предлагаемые услуги.
«IDoctor.kz - это международный проект. Мы готовы конкурировать с аналогичными платформами. Любые проекты оцениваются по выручке и трафику. На сегодня наша платформа оценивается больше по трафику, но со временем будет оцениваться и по выручке. Если коротко, то наша статистика – это 200 тыс. человек пользователей. При этом проект оценивается примерно в $2 млн. Запуск модели монетизации платформы, которая уже хорошо себя зарекомендовала, состоится ближе к концу года. Она заключается в дополнительном функционале для врача, услугах предоставления заявок на мобильный телефон или на мессенджеры и многое другое», - говорит Давранбек Ташбаев.
Совладелец IDoctor.kz отмечает, что проект уже вышел на рынок оказания медицинских услуг в России, и привлек к сотрудничеству российских врачей и медцентры. В перспективе - рынки Восточной Европы, Африки, Юго-Восточной Европы или Юго-Восточной Азии.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.