Не всем стартапам нужно венчурное финансирование

Глава фонда ACME Алекс Файетт о том, в какой отрасли лучше начинать бизнес
theworldnews.net

Со стороны стартаперов большая ошибка считать, что успех зависит от хорошей идеи. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» высказал специальный гость форума «Digital bridge» в Нур-Султане руководитель венчурного инвестиционного фонда ACME, выпускник Йельского университета Алекс Файетт. И так же неверно думать, что финансирование является вторым столпом удачного проекта, заметил он, и уточнил, на что лучше всего делать ставку в проекте. 

- Г-н Файетт, в Казахстане с его низкой плотностью населения на какие стартапы следует делать ставку при развитии венчурного финансирования?

- Я все еще изучаю этот вопрос. Очень много видов успешного бизнеса. Не всем из них нужно венчурное финансирование, в нем нуждаются специфичные проекты. Это такое предпринимательство, которое может принести результаты в сжатые сроки. В Казахстане, я вижу, можно начать развитие благодаря поддержке государства и банковского сектора.

- На какие государства мы должны ориентироваться, чтобы развивать венчурное финансирование в своей стране?

 - Многие страны развиваются в этом плане очень быстро, но каждая по- своему. Даже Америка не является идеальным образцом. Казахстану в этом вопросе, я думаю, будет полезен опыт разных стран – США, Турции, Китая, Германии.

- В каких стартапах более всего нуждается Казахстан, на ваш взгляд?

 - Мы, прежде всего, должны посмотреть, какими преимуществами обладает Казахстан. Население РК не такое большое, здесь тяжело развивать какие- либо технологические стартапы, потому что для этого необходимо большое скопление людей в определенных городах. Ваша страна очень богата  минеральными ресурсами, нефтью. Вы можете развивать проекты в этих сферах. В Казахстане также можно развивать актуальные во всем мире зеленые технологии, городские технологии, природный газ.

- Вы рассказываете, как стартапам стать «единорогами». На какие факторы следует обратить внимание инвесторам, чтобы определить такой проект?

- Много факторов. Но чтобы стать «единорогом, ваш стартап  должен  охватывать большой рынок. В основном здесь можно говорить о ключевых секторах: здравоохранение, логистика, транспорт. Это должен быть высококонкурентный бизнес, обладающий уникальной идеей и стратегией.

- Какие ошибки чаще всего совершают стартаперы? Каким образом их можно избежать? 

- Стартаперы часто ошибаются, когда думают, что одной идеи достаточно. У вас может быть хорошая идея, но если у вас нет ясного плана, как построить бизнес, долгосрочной стратегии, видения, как будет развиваться технология, то не имеет значения, насколько хороша была ваша идея. К тому же надо уметь управлять компанией, несмотря на происходящие в стране экономические и политические потрясения.

- Насколько высокой степенью риска обладают вложения в криптовалюту и блокчейн, выгодны ли данные инвестиции сегодня?

- Я считаю, что криптовалюта все еще имеет высокий потенциал для роста, но нужно найти для нее новое применение. Мы должны создать базу данных, при которой криптовалюты будут доступны по всему миру, то есть будут использоваться для трансграничных операций. Блокчейн может быть актуален при создании безопасной площадки для заключения контрактов. Когда вы приобретаете недвижимость – вы должны убедиться, что человек, который ее продает, действительно ею владеет. И поэтому в США тратится огромное количество денег на адвокатов. Технология блокчейн как раз должна выступить этой доверительной площадкой, где, минуя большое число посредников, можно будет безопасно заключать сделки и проводить финансовые операции.

- На ваш взгляд, насколько высоким будет уровень безработицы вследствие внедрения интернета вещей? 


- Некоторые традиционные рабочие позиции высвободятся, но в то же  время в качестве замены будут созданы новые рабочие места. Мы должны понять, как нам трудоустроить людей, которые потеряли свои места вследствие внедрения инноваций. Взять, к примеру, компанию «Тесла»: когда в ней начали роботизировать процессы, многие люди остались без работы, но были трудоустроены на новые места, связанные с роботизацией. То есть я не вижу в этом больших проблем и угрозы роста безработицы. Государство должно участвовать в создании новых специальностей.   

- В  какой стране самый упрощенный режим работы для венчурных фондов?

- В США, там очень понятные законы о частной собственности и корпоративном праве. К примеру, в законодательстве четко оговорено, какие права имеют члены кооперации, в случае если бизнес потерпел крах. Но во всех странах законы работают по-своему. Есть государства, в которых стартапам очень трудно проводить сокращения людей из-за соответствующих норм. Частным венчурным компаниям постоянно нужно находить новые идеи, и только при наличии всех составляющих мы инвестируем в стартапы. Когда стартаперы только начинают свой путь – им нужны не такие большие деньги. Это работа инвесторов. В Китае, например, в решении этих проблем помогает государство, оно вкладывает деньги в стартапы, даже представляющие другие страны.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤