Кто такой продакт-менеджер и что значит управлять продуктом
Продакт берет проект еще на стадии идеи, собирает команду, определяет сроки и приступает к работе«Генеральный директор проекта» - примерно так называют продакт-менеджера - относительно нового специалиста в ИТ-компании или стартапе, в задачи которого входит закрытие всех «болей» и потребностей стейкхолдеров. Продакт-менеджер здесь отвечает за организацию и формирование команды, определение приоритетных задач, контроль их реализации, а также разработку и доставку продукта до конечного пользователя. Проблема в том, что компаниям все сложней находить специалистов, которые бы соответствовали необходимым стандартам, тем более что университеты таких специалистов не обучают. Юлия Ким, продакт-менеджер компании DAR, рассказывает о роли этого специалиста в компании, ответственности перед продуктом и сохранении баланса между интересами пользователей и требованиями рынка.
Технологии на «бэке»
На тот момент, когда я стала продактом, самого понятия такой профессии не было. IT-мир жил сам по себе, а бизнес – сам. Теперь эти две области стали ближе, а на рынке стали говорить, что хорошие продакты получаются из разработчиков. На самом деле технический бэкграунд – это не основной критерий входа в профессию. Гораздо важней уметь структурировать информацию, анализировать и правильно все раскладывать по полочкам, а также взаимоотношения в команде. Техническая часть «подтянется» чуть позже, в процессе работы.
Нужно понимать, что продакт, чаще всего выступает в качестве генерального директора по продукту, а вовсе не технического специалиста. Конечно, это не исключает вовсе технического бэкграунда, ведь часто бывает так, что у специалиста очень хорошее техническое образование. Такие специалисты также совершают транзит из одной профессии в другую, но для скиллов продакта это не главное. Я всегда говорю, что, помимо классических показателей, например, количество запущенных продуктов, есть еще и отношения, которые ты завязываешь во время работы. Например, у тебя есть какой-то багаж, но, помимо знаний, опыта и проектов, важны еще и взаимоотношения.
Если совсем абстрагироваться от технических деталей, то мне кажется, продакт – это «мама» или «папа» проекта. Продакт берет проект еще на стадии идеи, собирает команду, определяет сроки и приступает к работе. Продакт, как родитель, должен четко понимать, куда твой ребенок пойдет дальше, как его примет мир и будет ли он успешен. Когда такой специалист запускает свой продукт на рынок, ему нужно еще какое-то время, чтобы сопроводить и поддержать проект на рынке, а уже после проект «уходит» в самостоятельную жизнь. Мне кажется, мало кто понимает, насколько терпеливым должен быть продакт. Во время работы над продуктом тебе иногда хочется бросить все или «подарить» проект, потому что ты устал.
Борьба противоположностей
Наверное, самой большой сложностью является поиск общего языка между бизнесом и технической командой, потому что у всех разная мотивация. Например, разработчики хотят красивые технические решения, а бизнес практически не уделяет этому время. Бизнесу важней стоимость, скорость и продажи. Чтобы минимизировать конфликты, важно соблюдать баланс. С одной стороны, продакт должен понимать, как его продукт будет жить и будет ли он продаваться. С другой – важно знать технические основы, а победить в итоге должен здравый смысл.
На самом деле очень сложно убедить людей в чем-то, когда ты сам не являешься экспертом в определенной области. Например, если ты не умеешь кодить, то ты должен убедить разработчиков, что красивый и чистый код - не главное. Здесь уже включаются твои личностные качества, умение общаться и зажигать людей. Мне кажется, для сохранения баланса между целями бизнеса и качественным исполнением с технической стороны у продакта должны быть развиты soft skills, которые в принципе помогут общаться и налаживать контакты, а уже потом, на втором плане, стоят профессиональные вещи.
Третьей стороной тут выступает конечный пользователь, о котором мы тоже не должны забывать. Например, продакт должен понимать, кто твой клиент. Если потребитель продукта не новатор или тренд-сеттер, то ты осознаешь, что ему нужны простые и понятные фичи. Если ты стремишься завоевать рынок миллениалов, которые всегда быстро принимают решение и устают от привычных вещей, то тут ты ориентируешься на тренды.
Абстрактные картины
Профессионалом в этой отрасли можно считать такого продакта, которому не важно, на какой стадии находится продукт, ведь его задача здесь – продвигать его дальше. Все дело в подходе, который ты принимаешь, когда запускаешь или берешь проект в разработке. Didgital так быстро развивается, что за год-полтора твой продукт может так эволюционировать, что сроки будут меняться несколько десятков раз. Длительность запуска зависит от сложности самого продукта. В среднем на этот процесс уходит около года-полутора. Бывают, конечно, разные ситуации, удачи и неудачи, но в среднем года хватает.
Продакт сам устанавливает для себя сроки. Например, говорит бизнесу, что есть вот такой продукт и нужно столько-то времени на его запуск, а когда мы его выведем на рынок, то заработаем определенную сумму денег. В моем понимании, продакт все же остается самостоятельным в принятии решений, умении распоряжаться ресурсами, даже если и получает какие-то директивы от руководства.
На рынке есть практика, когда компании нанимали продактов на аутсорс, но я всегда за то, чтобы такой специалист был всегда вместе с командой. Если вы раскиданы по разным городам или не можете взаимодействовать вместе на постоянной основе, срок разработки продукта наверняка увеличится. Опять же, если сравнивать работу продакта с ролью родителя, то «приходящий папа» - не самая лучшая перспектива.
На стадии запуска или soft launch, когда ты понимаешь всю привлекательность продукта, очень важно, как будет выглядеть твой продукт. Здесь как раз важно не углубляться в красивый и чистый код, а показать бизнесу, что вы успели сделать. Всегда, когда у меня были предметные споры с технической командой, я аргументировала это выбором подруги жизни. То есть, когда молодой человек выбирает себе девушку, он в первую очередь смотрит на внешность, а уже потом понимает, какой там у нее внутренний мир. Такие аргументы всегда срабатывают, потому что очень важно абстрактно объяснить суть, чтобы достучаться до бизнеса и до технической команды. За счет абстрактных вещей люди понимают, чего ты от них хочешь.
Автор: Юлия Ким, продакт-менеджер компании DAR
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.