Как консультанты могут стать управляющими партнерами бизнеса
Знания – в долюСотрудничество бизнеса и консалтинг-агентств обрело новый формат. Команда консультантов входит в проект клиента на партнерских или долевых условиях, «прорастая» в партнерство. Организация, не готовая присвоить агентству статус компаньона, может заплатить за его краткосрочные услуги по диагностике от 580 тыс. тенге. На этапе сопровождения бизнеса средний чек составит 2 млн тенге в месяц. Но начинающий бизнесмен может и не платить, перенимая опыт успешных предпринимателей-наставников в программах менторинга в качестве менти, проще говоря, подопечного.
В основные критерии, влияющие на ценообразование за консультации агентства, входят количество привлеченных специалистов, затраченные на работу дни, командировочные расходы, если компания находится не в Алматы, и даже необходимость физического присутствия на стороне клиента.
«Рынок консалтинга в области стратегии, маркетинга, рекламы, оптимизации бизнес-процессов, особенно в Казахстане, считаю слабо развитым, и данные компетенции наша компания оплачивать не готова, - говорит Инна Камалова, CEO & Founder «Академия Ортопедии». – Если говорить о закупе услуг, то мы приобретаем программное обеспечение, бухгалтерский и финансовый учеты,услуги по логистике. Действительно, на старте у меня не было стратегического понимания, бизнес-плана, модели монетизации, системного видения бизнеса, но интуитивно возникло понимание спроса на продукцию и услуги. При этом моя интуиция сработала, и продукт оказался востребованным».
«На практических кейсах мы тогда повидали тонны интуитивных неправильных решений даже в очень серьезных компаниях, – в свою очередь делится наблюдениями Азамат Азилхан, управляющий партнер консалтингового агентства AKARI.group. – Основная проблема во многих из них – это финансы, а именно учет цифр, без которых все управленческие решения можно назвать скорее интуитивными и, зачастую, ошибочными».
Правда, по мнению Инны Камаловой, интуиция ее не подвела, и «Академия Ортопедии», соответствуя двум главным критериям – ежегодный рост выручки и увеличение количества постоянных покупателей, достаточно уверенно занимает свою нишу на казахстанском рынке.
По словам Евгения Сона, координатора программы ЕБРР «Женщины в бизнесе»,консалтинговые услуги часто являются недоступными для микро- и малого бизнеса. Изъятие средств для оплаты консультаций из небольшого оборота начинающих предпринимателей может быть нелогичным. «Бесспорно, когда компания становится более зрелой, она может позволить себе консалтинг, и, как часто бывает, именно он является толчком для дальнейшего развития организации, – считает Евгений Сон.
План «А»
В Казахстане не хватает не конкретных узконаправленных специалистов, а управленцев, способных выстроить коммуникации, обладающих одним-двумя и несколькими ключевыми компетенциями. Бизнес-образование во многих казахстанских компаниях почти не практикуется, большинство новшеств остаются не использованными предпринимателями, царит классический менеджмент времен СССР. Если на первый взгляд основной пробел у управленцев в знаниях о маркетинге и продажах, то на практике выясняется, что во многих компаниях устаревший отбор сотрудников, привлекающий нелояльных специалистов, мотивированных только материальными целями.
«Ввиду того, что информационные продукты в Казахстане менее ценны для потребителей, нам все чаще стали поступать предложения ввести команду агентства в бизнес-проект не как консультантов, а в роли соучредителей-управленцев. В апреле текущего года мы подобное предложение рассмотрели и приняли. То есть мы готовы брать проекты и на бессрочной основе», – отмечает Азамат Азилхан.
Но не каждая компания сможет стать клиентом консалтингового агентства. В AKARI.group, например, отказывают в предоставлении услуг организациям, которые либо занимаются неэкологичными видами бизнеса – производство табака, алкогольных напитков,некоторых видов лекарственных средств, игорный бизнес, либо тем, кто не соглашается с условиями агентства. К тому же у консультантов есть ряд требований. Первое – предоставление честных показателей компании клиента и полный доступ к цифрам. Второе – совместное принятие управленческих решений на этапе сопровождения.
«Что касается консультаций для малого и среднего бизнеса и стартапов, то мы разработали для них линейку продуктов. Единственная предусмотренная скидка – это бесплатный двухчасовой экспресс-анализ, которых у нас на счету более трехсот. Правда, с недавнего времени бесплатными они являются только для производственных компаний. Таким образом мы хотим усилить нашу пользу экономике Казахстана», – говорит Азамат Азилхан.
План «Б»
У представителей малого и среднего бизнеса, не способных или не готовых заплатить консалтинговому агентству, есть еще один выход – участвовать в бесплатных программах менторинга. Правда, консалтинг и менторинг – это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые продукты. Они оба способны в различной степени помочь развивающемуся бизнесу. Первый –решает различные специфические бизнес-задачи, в которых уже есть понимание конечного результата. Второй – дает возможность руководителю начинающего бизнеса взаимодействовать с лидером успешной компании, обмениваясь уникальным опытом.
«Участие в менторинговых программах ЕБРР бесплатное. Так же, как и во многих других странах, менторы, которые являются успешными предпринимателями и управленцами,взаимодействуют с менти на волонтерской основе. Приходят те, кто готов делиться своими результатами и опытом. И такой подход показывает свою эффективность. Почему? Потому что такие менторы руководствуются мотивами более высокого порядка, коими являютсясамовыражение и самоактуализация, которые выражаются вполучении удовлетворения от результатов своего подопечного, от развития его бизнеса. К тому же, в процессе менторинга развивается и сам ментор, обогащая себя новым опытом», – отмечает Евгений Сон.
Менти и ментор при первых встречах разрабатывают action-план, которого стороны стараются в дальнейшем придерживаться. По итогам нескольких лет работы менторинговых программ в Казахстане участницы получили значительные результаты: увеличили свою представленность на рынке и доходность, запустили новые направления бизнеса и повысили его социальную значимость. К слову, программа «Женщины в бизнесе» финансируется при поддержке правительства страны.
Эксперты отмечают, что консалтинг и менторинг – это всего лишь небольшая часть из инструментария по развитию бизнеса. Не станут лишними тренинги, коучинг, посещение бизнес-мероприятий. У каждого инструмента есть своя цель, которая позволяет решить определенную задачу, например, укрепить навыки, улучшить процесс принятия управленческих решений, вдохновить и мотивировать, создать и развить деловые контакты. А если их использовать в комплексе, то можно добиться гораздо более высоких результатов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.