Эксперты: Работодатели стали экономить на домашнем персонале

Участники рынка также рассказали, как зарабатывают рекрутинговые агентства и какие специалисты более востребованы

Рынок по подбору домашнего персонала переживает трансформацию. По оценкам одного из рекрутинговых агентств, последние два года стали активно открываться сайты по поиску персонала - такие порталы повысили конкуренцию на ранке. Между тем, спрос на услуги агентств, которые напрямую проводят собеседования, не снижается. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz выяснил, сколько зарабатывают агентства по подбору персонала и как стали экономить их клиенты.

По оценкам рекрутинговых агентств, в Алматы работает около 5-7 крупных компаний по подобру домашнего персонала. «Каждый год одни агентства открываются, другие – сворачивают деятельность. По моим наблюдениям, за последние 2-3 года количество таких агентств заметно уменьшилось. Предполагаю, что это связано с тем, что активно стали открываться сайты по подбору домашнего персонала. Истоки данного тренда в России, там популярен этот бизнес. Любой желающий может зайти на такой сайт и выбрать по фото и резюме себе сотрудника», - сообщила основатель агентства «Империя персонала» Наталья Ермолова.

При этом она считает, что такие рекрутинговые сайты не всегда могут предоставить полную и достоверную информацию по своей базе персонала. «Знаете, на таких порталах можно выложить отфотошопенное фото любого сотрудника. К тому же, непонятно, как без собеседования, испытательных сроков такие агентства могут охарактеризовать человека, узнать его личные качества. В стандартном рекрутинговом агентстве можно устраивать некий кастинг персонала, то есть обычно аждый работодатель тестирует персонал, который он подбирает», - говорит собеседница.

Спрос на домработниц и нянь бьет рекорды

В рекрутинговых агентствах отмечают, что самый высокий спрос на рынке на домработниц и нянь, также в цене – сиделки. Спрос на водителей, напротив, «практически равен нулю, на рынке их переизбыток».

Наталья Ермолова

«Сейчас работодатели стали экономить и функции повара и домработницы объединяют в одном сотруднике – домработнице. Многие работодатели не хотят платить отдельно повару за его работу – они считают, что в текущих условиях это для них накладно. В результате, бывает так, что некоторые владельцы домов остаются недовольны тем, как готовят их домработницы. В этом случае мы иногда советуем нанимать отдельного повара, потому что у семей бывают достаточно необычные гастрономические предпочтения. Но обычно мы заранее предупреждаем заказчиков, что если они хотят видеть в доме домработницу, которая при этом также и готовила, то от нее не стоит ждать каких-то изысканных блюд», - делится Наталья Ермолова.

Обычно работодатели не готовы платить няням достойно

Зачастую при поиске нянь одно из основных требований, которое предъявляется, – наличие у них высшего педагогического образования и опыт работы с детьми в семье. «Между тем, педагогическое образование – не главный критерий. Главное, чтобы няня психологически подходила ребенку и имела навыки работы с детьми. Важно, чтобы няня сочетала в себе функции и женщины, и мамы, и хозяйки. Самый важный показатель няни – это ее дети, зачастую к нам как раз и обращаются няни, которые уже вырастили своих детей, сделали из них «чемпионов» и хотят передать свой опыт в другие семьи», - делится директор агентства «Мэри Поппинс» Галина Рябкова.

Галина Рябкова

Она отмечает, что есть запросы на нянь, которые знали бы как минимум два языка: английский, французский. «Но при этом зачастую семьи с такими запросами не готовы достойно платить за таких нянь. Если няня владеет тремя языками, то ее зарплата как минимум должна составлять 2 тыс. долларов. Но, повторюсь, работодатели не готовы платить за нянь с такой квалификацией, а на зарплату в 150-200 тыс. тенге в месяц такие сотрудницы не соглашаются», - рассказывает Галина Рябкова.

Зарплата нянь стартует от 150 тыс. тенге

Если же говорить о зарплатах, то няни в среднем за восьмичасовой рабочий день получают от 150 тыс. тенге в месяц. Стоимость услуг домработниц, в зависимости от квадратуры дома, в среднем составляет от 120 тыс. тенге в месяц.

Оксана Телитченко

«Гонорар повара за один выход составляет 10 тыс. тенге, сиделки – 7 тыс. тенге в день, водители – от 150 тыс. тенге в месяц, тьютеры (няни, сопровождающие для детей-аутистов) – от 180 тыс. тенге и более. Конечно, де-факто, зарплатные ожидания практически у всех категорий специалистов выше, но рынок диктует свои условия. Например, у нянь запрос по зарплате: 200-250 тыс. тенге в месяц. Но мы всегда обнадеживаем наших соискателей, что если они себя зарекомендуют, то работодатели им поднимут зарплату. Доля экспатов на рынке домашнего персонала незначительна - не более 30%. Это приезжие из Узбекистана и Кыргызстана. У этого сегмента работников зарплатные ожидания ничуть не ниже местных соискателей», - делится директор агентства по подбору домашнего персонала Elite personnel Оксана Телитченко.

Появился спрос на тьютеров

Один из интересных трендов - с августа 2018 года стал наблюдаться спрос на тьютеров. «Эта вакансия появилась недавно, ранее, 8 лет назад, на эту позицию в нашем агентстве не было спроса. Тьютеры – это преподаватели для особенных детей, которые обычно занимаются с детьми-аутистами. При подборе тьютеров наше агентство спрашивает у кандидатов на эту позицию диплом о педагогическом образовании, диплом логопеда. Также постепенно растет спрос на сиделок для пожилых людей», - подчеркивает Оксана Телитченко.

Как проходит отбор?

При отборе кандидатов на позицию домработниц рекрутинговые агентства предъявляют разные требования. «В штате нашей компании работает 4 человека, которые занимаются подбором кандидатов, из них – один психолог. Процесс знакомства с кандидатом начинается с того момента, как человек приходит в наше агентство. Изначально мы обращаем внимание, насколько он приветлив, обращается ли уважительно: на «вы» или на «ты», насколько опрятно одет. Если человек обращается на «ты» - это уже минус, если он зашел и не поздоровался, то в дальнейшем с ним можно уже не работать. Затем кандидат заполняет резюме, где указывает опыт работы, навыки, которыми он обладает, умеет ли готовить, какой кухней владеет. Знаете, мы смотрим даже на почерк соискателя», - отмечает Галина Рябкова.

Позже, поясняет она, специалисты агентства разговаривают с соискателем, задают ему интересные вопросы, в беседе рассматривают различные ситуации, смотрят, как кандидат реагирует на замечания. «После мы уже связываем кандидата с работодателем. Если они импонируют друг другу, то отправляем соискателя к работодателю на пробные дни. Это очень важно, потому что никакими тестами и даже собеседованиями нельзя на 100% сказать, что этот человек подходит на позицию домработницы, сиделки или няни. Ведь такие качества, как доброта, любовь к своему делу, хозяйственность, надежность не проверишь с помощью резюме или собеседований. Очень важно, чтобы работодатели и соискатели психологически подходили друг другу», - делится собеседница.

Оказавшись в офисе агентства Галины Рябковой, можно увидеть там огромный ассортимент моющих средств, бытовой техники. «Эту технику и бытовую химию мы постоянно тестируем и выбираем самые лучшие средства. Далее мы рекомендуем эти средства своему персоналу, который занимается уборкой дома. При необходимости, обучаем своих сотрудниц, как пользоваться этой техникой. Мы всегда следим за новинками в сфере по уборке дома. Домработница – это постоянно думающая хозяйка, поэтому мы советуем ей, если она не знает, как пользоваться какой-то техникой или средством, то мы ее проконсультируем, даже по телефону. При необходимости, наши консультанты могут выехать на место (дом или квартиру) и показать, как работает та или иная техника. Мы постоянно поддерживаем связь с сотрудниками, которых трудоустроили, помогаем им в нестандартных рабочих ситуациях», - рассказывает Галина Рябкова.

Кстати, например, в агентстве «Мэри Поппинс» есть отдельная кухня, где проходят обучение домработницы, в обязанности которых будет входить и приготовление блюд. Там есть и газовая плита, и различные кухонные комбайны. «У нас также есть такая кухня, где мы обучаем некоторых наших домработниц, к примеру, как правильно запекать мясо. Мы постоянно поддерживаем связь с нашими сотрудницами, даем им по телефону советы по приготовлению как горячих блюд, так и десертов», - делится Галина Рябкова.

Испытательный срок - от трех дней

Игроки рынка рассказывают, что обычно испытательный срок по подбору няни или домработницы в среднем составляет 3-10 дней.

«Но для начала, конечно, мы проводим у нас в офисе собеседование. Мы беседуем с заказчиком, узнаем о его потребностях, потом подбираем ему из нашей базы домашний персонал, а после работодатель встречается с кандидатами и делает свой выбор. Агентство за свои услуги берет комиссию только с работодателя, который нашел для себя домашний персонал, к примеру, няню или садовника. Обычно размер комиссий агентства на рынке составляет от 50-100%. Так, если мы трудоустроили гувернера на зарплату 200 тыс. тенге, то работодатель в нашем агентстве оплачивает 50% от этой суммы - 100 тыс. тенге. Это разовая выплата. Но при этом мы обязательно оговариваем, что если в течение трех месяцев выбор не будет сделан в пользу нужного сотрудника, то эти средства не возвращаются обратно. Такие случаи бывают редко», - отмечает Наталья Ермолова.

При этом в агентствах подчеркивают, что «сверхприбылей на рынке по подбору домашнего персонала ждать не стоит».

По ее опыту, более востребованы домработницы до 35 лет.

«Работодатели говорят, что такие сотрудницы более оперативны в работе. Хотя я всегда говорю, что возраст - это не самое главное. Главное, чтобы домашний персонал и работодатель подходили друг другу энергетически», - делится Наталья Ермолова.

Оксана Телитченко также подчеркивает, что высок спрос «на молодой персонал».

«Но возраст поваров может быть приближен к 50, но редко. Высок спрос на персонал, возраст которого в среднем составляет 35 лет, максимум - 45 лет. Зачастую, мы все-таки настаиваем, что более опытная няня, даже если ей 50 лет, может быть работоспособной, владеть интересными методиками преподавания», - делится собеседница.

Один из интересных трендов, – некоторые работодатели стали подбирать домашний персонал по гороскопу. «Бывает, что к нам звонят работодатели, у которых спрос на нянь, домработниц определенных знаков зодиака. Также у нас были запросы, сотрудников каких знаков зодиака лучше не предлагать. А недавно мы очень долго закрывали вакансию, потому что у семьи работодателя был личный семейный нумеролог. Он просматривал степень совместимости хозяина дома с поваром, которого мы подбирали. Нумерологу была важна аура повара, так как он контактирует с пищей», - отмечает Оксана Телитченко.

По ее наблюдениям, в этом году появился спрос на домработниц, нянь, которые носят хиджаб. «Еще буквально три года назад спроса на такой персонал не было», - рассказывает Оксана Телитченко.

Спрос на тьютеров вырастет

Эксперты затруднились сделать прогнозы по зарплатам на рынке домашнего персонала. Они уверены, что ситуация по зарплатам будет напрямую зависеть от экономической ситуации в стране. «Предположу, что спрос на тьютеров будет набирать обороты. Няни и домработницы по-прежнему будут более востребованы», - считает Оксана Телитченко.

Наталья Ермолова уверена, что со временем заказчики станут чаще искать домашний персонал дистанционно. «Предположу, что выживут сильные агентства, владельцы которых, в том числе, будут иметь еще один побочный бизнес. Остальные – уйдут с рынка. За последние 2-3 года очень много игроков покинуло рынок», - отмечает она.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤