Рынок digital-услуг Казахстана
Объем и компетенции рынка растут, а клиенты пока отстают от развития рынкаПопуляризация социальных сетей, усиление частоты кризисных ситуаций, рост инфлюенсер-маркетинга повлияли на то, что в Казахстане в последние годы усилился спрос на услуги диджитал-агентств. Диджитал-агентства, в свою очередь, начали активно развиваться и предлагать свои услуги рынку.
Компания Change PR Kazakhstan при поддержке Национальной Ассоциации по связям с общественностью Республики Казахстан провела в июне этого года экспертный опрос среди казахстанских digital-агентств с целью изучения текущего состояния digital-рынка, а также получения прогнозов digital-специалистов как по объему рынка, так и по его тенденциям и трендам, проблемам и ожиданиям. В ходе опроса было опрошено 25 digital-агентств.
Опрос был проведен с целью получения ответов на следующие исследовательские вопросы:
1) Каковы ожидания и прогнозы digital агентств по развитию digital-рынка страны?
2) С какими сложностями сталкиваются digital-агентства?
3) Какие тренды развития будут преобладать на казахстанском digital рынке и какие услуги более востребованы?
Ситуация на рынке
Согласно ответам участников опроса, ситуация для развития рынка диджитал-услуг в Казахстане в целом позитивная
Отвечая на вопрос об объеме казахстанского рынка digital-услуг в 2019-2020 годах, респонденты отметили, что ожидают роста рынка – 88% (объем увеличения в процентном соотношении был указан разным, от 10% до 40%), 12% респондентов полагают, что он сократится.
Прогнозируя ситуацию в сфере digital, 68% опрошенных предполагают, что ситуация в 2019-2020 годах станет лучше или намного улучшится, 16% считают, что ситуация не изменится, в то время как 12% респондентов уверены, что ситуация на рынке станет хуже.
В целом 40% респондентов считают, что ситуация на данный момент в сфере digital является нейтральной, 36% полагают, что ситуация хорошая или очень хорошая, тогда как 20% считают, что рынок находится в сложном или очень сложном состоянии.
80% опрошенных считают, что компании не сократят расходы на аутсорсинговые digital-услуги, 16% придерживаются мнения, что сокращение неизбежно. В то же время 4% затрудняются ответить на данный вопрос.
Участники опроса также поделились своими прогнозами о востребованности специалистов, сократится или, напротив, возрастет потребность в услугах digital-специалистов в 2019 году. 76% участников опроса ответили, что сокращение позиций не ожидается, тогда как 16% уверены в том, что сокращение неизбежно. Исходя из общей положительной тональности ответов респондентов и высокой оценки, можно предположить, что в целом перспективы развития рынка диджитал-услуг внушают оптимизм.
Сложности
Анкета содержала также ряд вопросов, призванных выявить сложности,с которыми сталкиваются диджитал-агентства. Отвечая на вопрос про вызовы, которые будут стоять перед казахстанскими digital-агентствами, респонденты отметили, что ограниченный бюджет, а также эффективность оказываемых digital-услуг будут наиболее актуальными вызовами (52%). Балансирование приоритетов (48%), обеспечение возврата инвестиций (48%) и измерение результатов оказываемых услуг (36%) были также включены в список наиболее приоритетных задач, стоящих перед digital-специалистами.
Вместе с тем диджитал-специалисты также «пожаловались» на своих клиентов: 16% отметили, что клиенты полностью понимают работу и задачи, которые стоят перед ними, 44% опрошенных считают, что их заказчики частично понимают, а 40% отметили, что клиенты не понимают специфики задач и работ. Относительно обучения клиентов digital-инструментам равное количество респондентов ответили, что обучают (44%) или частично обучают (44%) своих заказчиков, а 8% не обучают клиентов. В то же время по поводу адекватности задач, которые ставят заказчики, 36% опрошенных считают, что это происходит редко, 32% - иногда, 24 % отмечают, что задачи адекватны, и 8% респондентов считают, что всегда получают адекватные задачи. Кроме того, относительно дефицита бюджета в digital-сфере 48% опрошенных полагают, что испытывают его, но лишь изредка, в то время как 40% ответили, что всегда. И лишь 8% не испытывают каких-либо затруднений с бюджетом.
В довершение всего респонденты также поделились своим мнением о том, как digital-агентства развивают свой бизнес. 76% респондентов ответили, что они регулярно ищут клиентов, тогда как 52% расширяют спектр предлагаемых услуг, 52% сокращают и оптимизируют расходы, 44% разрабатывают программы по удержанию существующих клиентов, и 36% узко специализируют свои услуги.
Тренды и тенденции
При ответе на некоторые вопросы электронного опросника у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа. В блоке вопросов о наиболее и наименее востребованных digital-услугах участникам на выбор было предложено выбрать наиболее и наименее востребованные услуги.
Результаты опроса показали, что на казахстанском рынке наиболее востребованы следующие услуги: SMM (88%), таргетированная реклама (84%), контекстная реклама (80%), разработка сайтов (76%), SEO-оптимизация (64%), digital-дизайн и креатив (56%), комплексные digital-услуги (56%), видеопроизводство для digital-проектов (56%), разработка мобильных приложений (36%), интеграция CRM системы (36%), контент-маркетинг в digital-среде (36%), а также motion-design и анимация для digital-проектов (32%).
Наименее востребованными digital-услугами, по мнению специалистов, стали следующие: разработка решений для Интернета вещей (64%), customer Development и UX (user experience) проектирование (60%), highload-разработка сложных digital проектов (56%), услуги по разработке дополненной (AR) и виртуальной реальности (56%), проведение маркетинговых и аналитических исследований (40%), оказание консультационных услуг (40%), performance-маркетинг (СРА маркетинг) (36%), веб-аналитика (36%), разработка чат-ботов (32%), репутационный маркетинг в digital-среде (28%).
Опрошенные также поделились своим мнением о том, какие индустрии будут более всего нуждаться в digital-услугах в 2019-2020 годах. 60% опрошенных назвали такие сферы, как «финансы» и «недвижимость». Чуть меньшим спросом digital-услуги будут пользоваться в сферах FMCG (48%), авиации и туризма (48%). В секторе государственных служб и национальных компаний и телеком процент спроса будет небольшим – 40% и 32% соответственно. Две компании отметили, что в digital-услугах будет нуждаться сфера недвижимости. Кроме того, в строке «свой вариант» три компании также отметили, что спрос на услуги будет в секторах малого и среднего бизнеса, и одна компания отметила сферу фармацевтики.
Также анкета содержала вопросы относительно способа оценки эффективности digital-коммуникаций самими специалистами и их клиентами. Сами специалисты оценивают результаты своей работы такими показателями, как стоимость привлеченного клиента (80%), лида (68%) и конверсии (64%). Когда как для их клиентов большее значение имеют следующиеKPI: стоимость клика, лида и конверсии (72%).
Комментируя результаты опроса, Тариель Джалаллы, директор агентства Change PR Kazakhstan, входящего в состав Национальной Ассоциации по связям с общественностью Республики Казахстан, отметил: «Результаты опроса показали, что в 2019-2020 годах в казахстанской индустрии digital-услуг ситуация на рынке улучшится, а объем рынка увеличится. Агентства пока предлагают «технически» не очень сложные услуги, но компетенция рынка растет, и в будущем казахстанские диджитал-агентства будут предлагать рынку еще более сложные с технической точки зрения решения».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.