История Ideal Design: Как компания стала лидером рынка наградной атрибутики

В планах основателей компании - расширяться и выйти на российский и, возможно, узбекский рынки

Награды, сувениры, кубки и статуэтки производит Олжас Мухамеди вместе со своим братом Алмасом Мухамеди. В 2008 году, когда братья открывали студию графического дизайна Ideal Design, у них было всего $100. Сегодня они выполняют 90% заказов, связанных с производством наградной атрибутики. С корреспондентом делового еженедельника «Капитал.kz» Олжас Мухамеди поделился историей построения бизнеса.

Олжас и Алмас Мухамеди с самого детства помогали отцу делать корпусную мебель и наружную рекламу. Вопрос «кем стать в будущем» не возникал. Поэтому, когда Олжасу исполнилось 19 лет, он с братом зарегистрировал свою компанию, назвав ее Ideal Design. Молодые предприниматели брались за любую работу.

«Я учился в художественной школе, затем в колледже и окончил Академию искусств имени Темирбека Жургенова по специальности «скульптура». Открывая студию, мы с братом с самого начала поделили обязательства: он дизайнер интерьера и отвечает за производственную часть, я же, как более коммуникабельный, отвечаю за сферу продаж», – делится Олжас Мухамеди.

Чтобы заявить о себе, начинающие предприниматели подали объявление в газету «Желтый справочник». На $100 купили городской телефон и необходимый материал. Компьютер уже был. К сожалению, клиентов с объявления практически не было, поэтому основными заказчиками стали друзья и знакомые.

«Первые два года было сложно, мы как раз попали в кризис. Брались абсолютно за любую работу и только потом думали, как ее выполнять. Но, так как мы работали вдвоем, нам терять было нечего», – вспоминает собеседник.

За 11 лет небольшая студия превратилась в представительную компанию, на долю которой сегодня приходится 90% рынка Казахстана, связанного с производством наградной атрибутики. Оборот компании с каждым годом растет на 50-60%. За прошлый год братья заработали около $300 тыс.

«Почти все крупные компании стали нашими клиентами, и к этому мы шли не один год. Также мы производим эксклюзивные подарки, архитектурные макеты, делаем отделочные работы, берем интерьер под ключ. Каждый проект индивидуален. Очень важно соблюдать сроки, ставить адекватные цены и быть порядочными», – дает рекомендацию Олжас.

Средняя стоимость статуэтки – 100 тыс. тенге. Самая дорогая статуэтка, которую сделали братья, стоила 2 млн тенге, самая бюджетная – 50 тыс. тенге. Себестоимость продукции – 50% на 50%, иногда 70% в зависимости от материала.

«Необходимый для работы металл мы покупаем в Казахстане. Иногда камень заказываем в Корее. Для литья в основном используем бронзу, латунь. Вообще, в работу идет любой металл, который находим. Это полностью ручная работа, оттого и цены такие. Можно купить и китайскую статуэтку стоимостью 40 тыс. тенге. Но нужно понимать, что скорее всего вы заплатите дважды. На изготовление они тратят два месяца, и при этом страдает качество», – объясняет Олжас.

Основные затраты в этом бизнесе – покупка материалов, процент от сделки двум работникам и аренда цеха (80 тыс. тенге). Одна из крупных трат – покупка фрезеровочного станка стоимостью 10 млн тенге, 6 млн из которых было вложено собственных средств, и 3 млн предприниматели получили в виде гранта по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020», региональным координатором которой является акимат Алматы.

«Сейчас на этом станке мы делаем 30% всех работ, – отмечает Олжас Мухамеди. – Участие в программе убило во мне некий скептицизм. Раньше я думал, что получить грант вот так просто невозможно. Но у нас получилось, и теперь я и другим советую попытать удачу. Скорее всего, мы будем и дальше участвовать в подобного рода программах, потому что в планах расширяться и выйти на российский и, возможно, узбекский рынки».

Олжас отмечает, что на сегодняшний день конкуренции на этом рынке у них практически нет.

«Чаще всего бывает так, что те, кто занимается производством, не умеет вести бизнес, и наоборот. В этом случае человек должен быть универсальным – и скульптором, и дизайнером, и продавцом. Тому, кто ничего не понимает в этом деле, будет тяжело разрешить производственные вопросы», – объясняет предприниматель.

Из сложностей – не всегда есть в наличие бронза, латунь и медь, поэтому приходится заказывать в России. Вторая сложность – заказчики не всегда знают, что им нужно, и часто заказывают в последний момент.

«Проблем с кадрами для нас также нет. Каждый год КазГАСА выпускает множество дизайнеров, ювелиров, скульпторов. Их можно привлекать. Для нашей работы достаточно полгода практики, и дальше мастер может работать самостоятельно», – говорит собеседник.

Сегодня студия работает за счет репутации старых клиентов и не вкладывается в рекламу.

«Наш маркетинг – это вера в наши возможности. Многие пытаются искать более дешевые аналоги, но в итоге все равно возвращаются к нам, – говорит Олжас Мухамеди. – Я думаю, что этот рынок будет только расти. Даже в сравнении с прошлым годом сейчас мы делаем на пять премий больше, и каждый раз их количество растет. Серьезных рисков в этом деле я не вижу».

Что касается привлечения инвесторов, то братьев устраивает медленный рост за счет собственных средств.

«В будущем я планирую построить большой цех и привлечь туда скульпторов и ювелиров. Каждый будет заниматься своим делом, но если будет проект, то мы будет делать его вместе. Единственный вариант с инвестором – только если он не будет встревать в процессы», – сказал предприниматель.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤