Делойт: 63% респондентов оптимистично оценивают перспективы своих компаний

Опрос был проведен среди топ-менеджеров крупнейших компаний Казахстана

Компания «Делойт» подготовила исследование «Финансовый климат в Казахстане» на основе опроса руководителей ведущих компаний в стране. Опрос провели в конце 2018 – начале 2019 года. Полный текст отчета опубликован на сайте компании.

Результаты исследования показали, что перспективы развития своих компаний оптимистично оценивают 63% респондентов, 26% опрошенных топ-менеджеров не ожидают существенных изменений в текущем финансовом положении компании. Оценки финансовых перспектив представителей бизнеса в Казахстане несколько выше, чем представителей бизнеса в России и Азербайджане (на 29 и 14 пунктов соответственно).

Представители компаний отрасли высоких технологий оказались самыми оптимистично настроенными (доля оптимистов на 17 п. п. выше среднего показателя). Среди представителей потребительского сектора оценки разделились: 43% респондентов оптимистично оценивают перспективы развития компании, тогда как другие 43% считают, что положение дел не изменится. Самыми пессимистично настроенными оказались представители наиболее крупных компаний (доля пессимистов – 25%).

69% опрошенных руководителей компаний прогнозируют рост доходов (в среднем на 14%), и только 11% – снижение (на 20%). Причем об ожидаемом росте доходов говорят чаще, чем о росте операционной прибыли (на 26 п. п.). На текущий момент 43% представителей бизнеса в Казахстане ожидают роста операционной прибыли в среднем на 20%. Другие 43% прогнозируют ее сохранение на том же уровне, а 14% – ее снижение (в среднем на 17%).

О росте операционных издержек говорят 46% респондентов (в среднем на 14%), 43% опрошенных не ожидают изменений, а 11% прогнозируют снижение затрат в среднем в пределах 20%. Все опрошенные представители компаний финансового сектора в Казахстане прогнозируют увеличение доходов. Чаще об ожидаемом росте доходов говорят представители компаний сектора высоких технологий, а также компании с численностью сотрудников более 5 тыс. человек (на 11 п. п. и 19 п. п. соответственно). Среди представителей потребительского сектора чаще говорят о том, что операционная прибыль их компании сохранится на прежнем уровне (на 14 п. п. выше среднего показателя).

Участникам опроса было предложено оценить текущую политическую и экономическую ситуацию с точки зрения неопределенности при принятии стратегических решений. Эксперты из Казахстана оценивают уровень неопределенности при принятии стратегических решений как низкий: чистый уровень неопределенности равен -26 пунктов, что значительно ниже, чем в России (на 28 пунктов). Доля тех, кто говорит о высоком уровне неопределенности в Казахстане, составила 37%. В этой части исследования отмечаются следующие особенности: 80% респондентов из компаний сектора высоких технологий говорят о высоком уровне неопределенности; самый низкий уровень неопределенности характерен для компаний потребительского сектора (86% экспертов данной отрасли отмечают низкий уровень неопределенности на рынке). С ними согласны представители компаний с годовой выручкой более 50 млрд тенге (87%).

Компании из Казахстана адаптируют свои стратегии управления валютными рисками к рыночной ситуации: первое место занимают два подхода – включение в контракт валютной оговорки и диверсификация портфеля сделок относительно валюты (по 42% респондентов применяют их для снижения рисков). Еще 29% компаний в Казахстане осуществляют финансирование и кредитование исключительно в тенге. Достаточно популярны такие подходы, как увеличение оборотных средств, запасов капитала, а также хеджирование (19–23%).

- Риск усиления государственного регулирования, роста конкуренции на рынке, а также риски реализации инновационных проектов, являются одинаково значимыми для всех компаний, работающих в Казахстане.

- Снижение внутреннего спроса – более важный фактор риска для компаний, которые ожидают увеличения операционной прибыли. Это указывает на то, что рост прибыли в этих компаниях во многом связан с реализацией продукции внутри страны. В то же время снижение внешнего спроса – более актуальный риск для компаний, ожидающих улучшения финансового положения, но не повышения операционной прибыли, что позволяет сделать вывод о том, что улучшение финансовых перспектив компаний в большей степени связано с выходом на внешние рынки.

- Ослабление тенге и стагнация экономики Казахстана, а также дефицит и увеличение стоимости капитала стоят более остро перед компаниями, ожидающими ухудшения финансовых перспектив.

- Киберугрозами и геополитическими рисками больше всего обеспокоены компании, ожидающие улучшения финансового состояния и роста операционной прибыли (благоприятная зона).

- Снижение денежного потока, рост производственных затрат, а также снижение интереса потребителей к новым продуктам более остро стоят перед компаниями, ожидающими снижения операционной прибыли и ухудшения финансового положения (неблагоприятная зона).

Детальный анализ данных позволяет представить факторы риска в виде карты рисков, что дает возможность оценить эффект и характер влияния каждого из них в зависимости от двух показателей деятельности компаний – ожидаемой динамики операционной прибыли и общего восприятия финансовых перспектив. Расстояние от центра характеризуют относительную значимость факторов риска в сравнении со средним значением. Риски, расположенные в центре, актуальны для всех компаний, а риски, смещенные в одну из областей, являются более значимыми для соответствующих организаций.

Топ-5 стратегий развития бизнеса в 2019–2020 годах:

- вывод на рынок новых продуктов;

- постоянный контроль над затратами;

- увеличение объемов производства в Казахстане;

- выход на новые рынки;

- увеличение денежного потока.

Продажу активов, а также сокращение расходов и заемного капитала следует отнести к числу антикризисных стратегий – им отдают предпочтение компании из неблагоприятной зоны. Напротив, в цифровизацию бизнес-функций, развитие персонала, а также снижение финансовых рисков чаще готовы инвестировать средства компании, ожидающие роста операционной прибыли и улучшения финансового положения. Развитие бизнеса за счет естественного роста, а также приобретение активов за рубежом являются стратегией компаний, которые прогнозируют улучшение финансовых перспектив, но не рассчитывают на увеличение операционной прибыли в краткосрочной перспективе. Планы по увеличению объемов производства в Казахстане более характерны для компаний, ожидающих роста операционной прибыли, что, как уже отмечалось ранее, в первую очередь связано с развитием внутреннего рынка.

Наиболее распространенным технологическим решением в компаниях Казахстана является внедрение передовых систем учета: 44% предприятий уже их используют и еще 26% – планируют внедрить. Второе место разделили сразу два технологических решения: полная автоматизация отдельного бизнес-процесса и использование программ по обработке больших данных. Данные технологии уже внедрены в каждой третьей компании (по 33%). У казахстанских предприятий имеются большие планы по проведению полной автоматизации отдельных бизнес-процессов (41%) и целых цепочек (52%), а также внедрению облачных технологий (52%).

Такие технологии, как блокчейн и дополненная/виртуальная реальность, пока не имеют высокого спроса – более 67% респондентов заявили, что не планируют их внедрять.

Респонденты также оценили, какую позицию будут занимать предложенные валюты, товары, индексы и ставки в конце 2019 года.




При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤