Как запустить швейный цех, имея 3 млн тенге?
Елена Ценер также рассказала, изменилось ли отношение казахстанцев к одежде made in KazakhstanШвейный цех по производству специализированной одежды в Алматы Елена Ценер запустила в 2015 году. На тот момент, подчеркивает она, предприятие работало почти в ноль, и идеи о расширении ассортимента не было. Но спустя два года было решено запустить пошив одежды спортивного стиля. «Мы решили поэкспериментировать, и не прогадали, – поясняет собеседница. – При этом пока МСБ трудно арендовать бутик в ТРЦ из-за высокой аренды. Это обстоятельство также сдерживает развитие малого бизнеса». Корреспондент «Капитал.kz» поговорил с предпринимательницей, чтобы узнать о проблемах легкой промышленности.
- Елена, почему вы решили открыть швейный цех?
- Ранее моя деятельность не была связана с пошивом одежды – я занималась системами GPS мониторинга транспорта и расхода топлива. В 2015 году мы вместе с моим мужем приняли решение развивать еще одно направление – запустить цех по пошиву специализированной одежды для рабочих, врачей, поваров. Площадь нашего первого арендованного цеха не превышала 50 кв. м, он находился в нижней части города Алматы. В открытие цеха было вложено 3 млн тенге. На эти ресурсы мы закупили три швейные машинки, которые были приобретены у частных лиц по объявлению и у швейных цехов, которые закрывались. Также мы купили несколько рулонов ткани. Лекала пытались приобрести у других производителей спецодежды, кто-то шел на контакт, а кто-то нет. На тот момент в цехе работали только две швеи, они не только осуществляли пошив спецодежды, но и были закройщицами. Через полгода производство передислоцировали в помещение площадью 200 кв. м. Это была наша собственная локация.
- Сколько специалистов занято в вашем цехе в настоящее время?
- Около 10 сотрудников, в целом же цех снабжен 15 швейными машинами. Сейчас мы производим спецодежду и одежду спортивного стиля. Спецодежду шьем для строительных, клининговых компаний, медицинских центов: халаты, костюмы, колпаки и так далее.
- Как к вам пришло понимание, что спецодежда будет пользоваться спросом?
- В этот сегмент мы шли осознанно. Четыре года назад в этом направлении наблюдалась очень высокая конкуренция, следовательно, спецодежда была очень востребована. Одеждой спортивного стиля занимаемся второй год. В этом сегменте сложнее работать. Если на спецодежду обычно наблюдается стабильный спрос, она почти не требует экспериментов со стилем, лекалами, то с одеждой спортивного стиля все сложнее. Нужно учитывать предпочтения и потребности покупателей: кто-то носит брюки прямого кроя, кто-то куртку приталенного стиля, а кто-то свободного покроя. Мы учитываем все эти нюансы, но при этом работаем над созданием собственного стиля.
- Какие модели одежды спортивного стиля более востребованы?
- Большим спросом пользуются платья и рубашки поло, особенно женские модели. Также есть востребованы спортивные трикотажные костюмы. Сейчас мы запустили новые модели женских спортивных костюмов с юбкой.
- Подскажите примерные цены на изделия, которые производятся в вашем цехе?
- Наша летняя спецодежда «бюджетного сегмента» стоит от 10-12 тыс. тенге, спецодежда с большим содержанием хлопка, например, фабрики «Чайковский текстиль»: от 16-20 тыс. тенге. Спортивный костюм из трикотажа, который не вытягивается при ношении одежды, – от 12 тыс. до 18 тыс. тенге в зависимости от толщины ткани и модели.
- Какие проблемы у вас возникали, когда вы заходили на рынок?
- Изначально у нас была проблема с поиском швей. Дело в том, что на рынке достаточно много швей, но мало кто из них имеет необходимую квалификацию.
Если на крупных швейных производствах швеи работают по-операционно: кто-то занимается только пошивом карманов, кто-то только рукавами или манжетами, то у нас процессы выстраиваются по-другому. Уточню, наши швеи, изготавливают изделия от начала и до конца. Специалистов, которые бы владели такими навыками очень тяжело найти. В Казахстане очень много людей желающих работать, но зачастую не многие обладают профессиональными навыками. Например, у нас были ситуации, когда швеи практикуясь у нас, при обработке изделия пришивали к нему вместо правого рукава левый. И, соответственно, это приводит к издержкам. Поэтому перед тем как попасть к нам каждая швея проходит обучение и принимается на работу с испытательным сроком.
Еще одна проблема, с которой мы по-прежнему сталкиваемся, – нехватка финансирования. В банках малому бизнесу проблематично получить займ на развитие бизнеса даже в размере 5 млн. тенге. Когда мы пытались взять кредит на эту сумму нам сообщили, что заем могут не одобрить, так как у нас небольшие обороты. Но ведь банки, думаю, должны поддерживать и малый бизнес, тем более мы хотели оформить заем под залог нашего помещения. К тому же на тот момент годовой оборот нашего цеха составлял 7-10 млн тенге в год. В настоящее время он достигает 15 млн тенге в год.
Учитывая политику банков, мне приходится оформлять кредиты на себя, как на физическое лицо для покрытия потребностей нашего цеха.
- Где вы закупаете ткани? Можно ли говорить о том, что ткани казахстанского производства намного дороже?
- Верно, ткани, произведенные у нас в стране, ощутимо дороже. Например, ткань для спецодежды китайского производства стоит 800-900 тенге за метр, казахстанского: 1000-1300 тенге за метр. Когда обороты большие, то эта разница в цене ощутимо влияет на спрос. Например, на пошив спецодежды летней требуется 4 метра ткани. Соответственно если бы мы приобретали ткани казахстанского производства, то размер переплаты за один костюм достигал бы 1600 тенге. Если объем заказа составит 10 костюмов, то размер переплаты для компании-заказчика: 16 тыс. тенге. И при этом нужно иметь в виду, что наши заказчики, которыми являются в основном небольшие компании, торгуются за каждые 200-500 тенге.
Для пошива одежды спортивного стиля мы приобретаем ткани узбекского производства – они достаточно качественные. Материал не вытягивается, не садится при стирке. Кстати, производят такую ткань в Узбекистане на заводах, которые принадлежат турецким производителям из узбекского хлопка. С 1 января 2021 года из Узбекистана запретят вывозить без специального разрешения суровую хлопчатобумажную пряжу. Поэтому предприниматели из других страны стали организовывать свое производство в Узбекистане как можно ближе к ресурсной базе – хлопку.
- Насколько мне известно, вы проходили обучение по программе «Дорожная карта бизнеса-2020».Она оказалась эффективна?
- Основам бизнеса по программе ДКБ-2020 «Обучение топ-менеджмента МСБ» я проходила обучение в «Назарбаев Университете» четыре года назад. Программа включала и основы маркетинга и основы менеджмента. Это был интересный для меня опыт, потому что на тренинге все предприниматели делились своими идеями, которые можно было проецировать на свой бизнес. Во время обучения предприниматели рассказывали о своих необычных проблемах и как они их нестандартно решали. Также в фонде «Даму» нашему предприятию на этапе открытия оказывали маркетинговые консультации, помогали составить бизнес план и объясняли механизмы участия в тендерах. Уже второй год, благодаряФРП «Даму» мы участвуем в выставке товаропроизводителей Казахстана «ULTTYQ ONIM» в столице. Также фонд регулярно помогает нам в продвижении и развитии швейного цеха.
- Идут ли крупные торговые центры на уступки казахстанским предпринимателям, предоставляют ли скидки на аренду?
- Не всегда. Например в некоторых из крупнейших торгово-развлекательных центров (ТРЦ) Алматы аренда зашкаливает за 1 млн тенге в месяц. В другом ТРЦ, в который мы обращались два года назад, действовала специальная арендная ставка для производителей изделий «made in Kazakhstan». С учетом скидки арендная плата составляла $1 тыс. за небольшой бутик. При этом минимально нужно было арендовать 50 кв. м. Для нас это были неподъемные условия, наша потребность в арендной площади не превышала 20 кв. м. К тому же стоит учитывать, что перед тем как запустить продажи в бутике его нужно оборудовать, сформировать ассортимент одежды – это дополнительные затраты.
- Как казахстанцы воспринимают одежду «made in Kazakhstan»? По моим наблюдениям, она обычно дороже турецкой, китайской…
- По сравнению с турецкими вещами, наши спортивные костюмы на 30-50% дешевле. Казахстанцы постепенно начинают перестраиваться и присматриваются к местной одежде. Некоторые из них приобретают нашу продукцию ради любопытства, чтобы посмотреть, как одежда поведет себя при носке. Знаете, мы испытываем новые ткани, которые используем в цехе,на своей семье. Если мне мой ребенок говорит, что ткань колется или растягивается, то я обращаю на это внимание и уже не приобретаю такие ткани.
- Сколько в целом было инвестировано в развитие бизнеса?
- Около 10 млн тенге.
- Ваши вложения уже окупились?
- Первоначальный объем инвестиций в размере 3 млн тенге окупился, последующие вливания – пока нет.
- Планируете ли выйти за пределы Казахстана?
- Мы ведем переговоры по выходу на российский рынок. Очень активно ищем партнеров в других странах. Планируем реализовывать за рубеж одежду спортивного стиля. Сейчас работаем над разработкой каталогов и расширением моделей и ассортимента. Надеюсь, что благодаря нашим усилиям и государственной поддержке мы сможем предоставлять нашу одежду спортивного стиля на рынках стран ЕАЭС.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.