Как алматинская халва оказалась на прилавках 9 стран
Директор компании Азиз Алимкулов рассказал об опыте «Алматинского продукта»Кондитерский завод, принадлежащий ТОО «Алматинский продукт», работает уже 17 лет. Сегодня предприятие выпускает 250 наименований кондитерских изделий, которые экспортируются на рынки девяти стран. Нарастить объемы производства и наладить поставку алматинских сладостей за рубеж удалось благодаря поддержке государства, признался директор компании Азиз Алимкулов и рассказал, как завод превратился в крупного производителя-экспортера.
– Азиз, какую часть производимой продукции вы оставляете на местном рынке, а какую экспортируете?
– На сегодняшний день под брендом A-PRODUCT завод выпускает более 250 наименований кондитерских изделий, в числе которых халва, печенье, вафли, вафельные трубочки, карамель, сухие завтраки. Совокупный объем выпускаемой продукции составляет свыше 20 тыс. тонн в год, а мощность завода находится на уровне 25 тыс. тонн в год. Доля рынка по реализации халвы составляет 80%, по остальным кондитерским изделиям – в совокупности 35%. Объем экспорта составляет около 20% от всего объема производимой продукции.
– Какие рынки вы определили для себя приоритетными?
– Мы поставляем нашу продукцию в Россию, в частности, в 24 региона этой страны. Кроме того, поставки осуществляются в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Беларусь, Китай, Монголию, Германию и Афганистан.
– Сами справляетесь или вам государство помогает?
– ТОО «Алматинский продукт» было основано в 2002 году. У нас работает цех по производству восточных сладостей, разработана и внедрена производственно-поточная линия по производству брикетированной и консервированной халвы, объем производства которой в настоящее время является лидирующим в странах Центральной Азии. За 17 лет было построено более 30 тыс. кв. м производственных модулей, складских и административных помещений. В течение 15 лет компания шла к поставленной цели – получить народное признание. Чтобы этого добиться, нам приходится вести постоянную внутреннюю трудоемкую работу. В частности, совершенствовать систему менеджмента, качества. Помощь со стороны НПП «Атамекен» и госпрограммы поддержки предпринимательства дали свои плоды в виде получения награды в номинации «Лучшее предприятие, выпускающее товары для населения».
За время развития компания пользовалась такими программами развития, как «Даму-Ондирис-2», «Дорожная карта бизнеса-2020». Получали субсидии по программе Евразийского банка реконструкции и развития, а также субсидии на возмещение части расходов, понесенных субъектом предпринимательства, и пользовались субсидированием ставок вознаграждения, предусмотренных в рамках программы развития АПК до 2021 года. Кроме того, получили предэкспортное финансирование от KazakhЕxport.
– На что использовались бюджетные деньги?
– Вся государственная поддержка была направлена на пополнение оборотных средств и на расширение производства. Благодаря государственным программам нам удалось построить новый производственный модуль с площадью 4200 кв. м. Кроме того, приобрести три поточных линии по производству отсадочного и затяжного печенья, мощность которых составляет 14 тыс. тонн в год. Это позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции почти в 2 раза и увеличить объем производства на 20%, приобрести и сделать капитальный ремонт здания площадью 600 кв. м, предназначенного для офиса компании.
Используя программу предэкспортного финансирования и страхования экспортных контрактов АО СК «KazakhExport» удалось расширить географию экспортных контрактов на 15%. Финансирование, направленное на пополнение оборотных средств, позволило сократить расходы на приобретение сырья и материалов, используемых для производства кондитерских изделий на 5-7% и направить эти средства на покрытие текущих расходов производства.
– Планируете ли вы расширять ассортимент либо увеличивать объемы производства?
– Мы проводим ежедневный мониторинг рынка кондитерских, чтобы понимать, как лучше всего удовлетворить запросы потребителей и вывести завод на более технологичный уровень, отвечающий всем требованиям производства вкусной и натуральной продукции.
– С какими трудностями вам приходится сталкиваться в бизнесе?
– На сегодняшний день основной проблемой для отрасли является импорт на территорию Казахстана кондитерской продукции из России и Украины, который составляет огромную конкуренцию для нас в части ценовой политики и по этой причине пользуется популярностью у потребителей. Ситуацию можно улучшить с помощью ограничений на ввоз зарубежной продукции, и это позволит увеличить объем производства отечественной продукции, повлечет за собой повышение налоговых выплат в бюджет. Все это благотворно повлияет на экономику Казахстана.
Кроме того, на данный момент отсутствуют новые программы, направленные на поддержку крупного бизнеса. Основная часть нынешних программ призвана оказывать поддержку только малому и среднему бизнесу. Мы считаем, что необходимо внести изменения в правила предоставления государственной поддержки, расширив список компаний, работающих в сегменте крупного предпринимательства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.