В Казахстане растет популярность цифрового микрокредитования
При этом финтехкомпании присматриваются к малому бизнесуВсего за год объем кредитования МФО вырос почти на 40%, а их чистая прибыль по итогам 2018 года составила 16,6 млрд тенге. Иностранные фонды, банки развития, а также квазигосударственные компании Казахстана активно фондируют микрофинансовые организации, стимулируя таким образом развитие малого предпринимательства.
Микрозаймы для «недооцененных»
Сегодня финансовые технологии прочно обосновались не только в банковской сфере, но и в торговле и страховании. Применяемые в МФО современные технологические инновации в финансовых услугах, по мнению многих зарубежных и отечественных экспертов, оказывают существенное влияние на развитие экономики, став одним из ее драйверов.
Если говорить о микрозаймах - а это один из самых популярных видов кредитования среди населения, то применяемые технологии, принятые на вооружение МФО, расширяют возможности «недооцененных» и социально уязвимых групп.
– Есть такое заблуждение, что МФО кредитует тех, кому отказывают банки, – рассказал Марат Бекжанов, генеральный директор МФО Solva. – А все дело в том, что последние недостаточно анализируют своих клиентов – смотрят доходы, кредитную историю и все. В этом отношении сектор альтернативного кредитования гибче, объяснил он, отметив, что сегодня каждый второй казахстанец более ответственно подходит к тому, чтобы взять деньги в долг у кредитной организации.
Говоря о лояльности скоринга микрокредитных организаций, Марат Бекжанов заверил, что плохая кредитная история или ее отсутствие не всегда является поводом для отказа в выдаче займа, если у клиента есть определенный доход. Чтобы избежать рисков, финансовая организация, помимо классических инструментов, активно использует все возможные параметры для анализа заемщика: fraud-скоринг, поведенческую биометрию, «цифровой след» в интернете, ведь каждый третий казахстанец присутствует в соцсетях, можно посмотреть круг общения, семью, понять, где работает, и решить, ответственный ли клиент, рассказал он.
– Применяемые технологии анализа потенциального клиента помогают расширить клиентскую базу и снизить уровень так называемых невозвратных кредитов. Приведу в пример показатели МФО Solva, – продолжил Марат Бекжанов. – Благодаря оцифрованности процессов компания присутствует на всей территории Казахстана, денежные переводы и небольшие займы стали доступны жителям из самых отдаленных районов страны. За два года компания привлекла более 380 тысяч пользователей. Только в 2018 году объем займов в компании вырос более чем в 10 раз, объем кредитов – на 10,5 млрд тенге. А уровень невозвратных кредитов составляет менее 4%, подытожил он.
По данным ranking.kz, в Казахстане объемы кредитования МФО всего за год выросли почти на 40% – данные на 1 января 2019 г. А чистая прибыль за 2018 год составила 16,6 млрд тенге, что на 69,1% больше, чем за 2017-й. Годом ранее наблюдался рост прибыли в 2,6 раза.
Не остались в стороне и иностранные инвесторы
По словам Марата Бекжанова, сегодня несколько зарубежных фондов и банков развития, Азиатский и Европейский, к примеру, активно фондируют МФО с целью поддержания программ развития МСБ на определенных условиях. Так, микрофинансовые организации, получившие такое фондирование, обязаны выполнять их целевое назначение, то есть кредитовать малый бизнес. Свои программы кредитования и сотрудничество финтехкомпаниям предлагают субъекты квазигосударственного сектора, например, фонд «Даму» или «КазАгро», отметил он.
Вполне возможно, успех самой бизнес-модели МФО заключается в том, что ее технологическая и финансовая составляющие позволяют масштабировать свой бизнес в короткие сроки, привлечь дополнительные доходы, расширив перечень услуг в дополнение к основной деятельности, создав, к примеру, маркетплейс финансовых услуг. Таким образом, создавая экосистему вокруг клиента, в которой он может получить самые разные услуги в одной точке авторизации.
По данным EY, World Bank, спрос на микрокредитование растет, в 2018 году уже 21% населения Казахстана активно использовали финтехуслуги. Для сравнения, в США – 33% населения, в России – 43%, а в Китае, лидере на рынке финтехуслуг – 69%.
Основные заемщики – миллениалы, именно это поколение, уверены финансовые аналитики, оказали серьезное влияние на развитие рынка финтехуслуг. Поведение потребителей в последние годы значительно изменилось. Освоив покупки в интернет-магазинах и онлайн-транзакции, они распространили потребительские предпочтения и на финансовый сектор.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.