Бизнес-инкубатор: стартаперы не просят больших инвестиций

Желаемая сумма часто не превышает 20 тысяч долларов

Большинство молодых стартаперов готово отдать от 10 до 30% доли компании инвестору. Хотя чаще всего запрашиваемая сумма инвестиций не преодолевает порог в $20 тыс., в некоторые проекты инвесторы готовы вкладывать в разы больше. К такому выводу по итогам проведенного исследования пришли в бизнес-инкубаторе MOST.

Поиском и одновременно акселерацией проектов занимаются организации как государственного, так и частного секторов, которые запускают специальные программы примерно в одно и то же время в Нур-Султане и Алматы, предоставляя стартаперам возможность выбирать лучшие условия для своего детища.

Начало девятой программы акселерации при бизнес-инкубаторе MOST объявили в Almaty Management University. В честь Года молодежи возрастная планка для участников была снижена, и количество команд со всей страны достигло сорока.

«Многие заходят на В2С-рынок. В основном ребята повторяют то, что уже есть и отдают предпочтение магазинам электронной коммерции и маркетплейсам. Средний возраст участников – 22-23 года, но из 10-15 проектов в лучшем случае выживает 3-4. Размер инвестиций совершенно разный. С учетом того, на какой стадии находится проект, это будут предпосевные деньги от $25 тыс. и выше. Каждый стартапер просит различные суммы», – рассказал директор бизнес-инкубатора MOST Алим Хамитов.

Не все разработчики на раннем этапе могут адекватно оценить свой продукт, равно как и инвестор. Но однозначно востребованными сегодня являются проекты data science, все, что связано со сбором данных и аналитикой. Эти продукты нужны государству, банкам, страховым компаниям, отметил он.

«Второе – это финтех. Также мы верим в логистику. В список популярных сфер можно включить EdTech, сейчас все уходят в онлайн: университеты, школы. Все больше растет спрос на продукты в сфере агротехнологий, достаточно сложная тема, но очень перспективная», – считает Алим Хамитов.

Тем не менее пока молодые стартаперы предпочитают работать в сфере услуг. Меньшинство осваивает инновационные горизонты,возможно, причиной этому является недостаток необходимого опыта.

Стартап за пару миллионов тенге

Миллион тенге – этой суммы оказалось достаточно бывшему студенту Ердосу Дауыту и его команде для создания сервиса онлайн-бронирования услуг Time.

«Идея возникла, когда мой друг искал свободную автомойку и в итоге потратил на это 3 часа. Без предварительной записи воспользоваться услугами, к примеру, салона красоты или зубного врача проблематично. Приложение позволяет найти поблизости специалиста, который готов принять вас именно сейчас, таким образом вы экономите свой самый ценный ресурс. Мы предлагаем на выбор 5 наиболее востребованных в повседневной жизни сегментов на рынке, в том числе медицинские услуги и развлечения», – рассказал стартапер.

За пару лет ребята намерены охватить 7,2% доли восьмимиллиардного рынка. На еще один перспективный market заходит игрок Tripviator. Его создатели нацелены на внутренний туризм, создав площадку для туроператоров и их клиентов.

«Нам понадобилось 3 млн тенге личных средств. Запустимся уже в конце мая. После того как наладим сотрудничество с крупными операторами Казахстана, охватим 10% рынка. Да, здесь уже есть игроки, но сейчас они находятся на той же стадии, что и мы. Тенденция такова, что туристы больше не хотят ехать в офис, им удобнее заказать экскурсии и совершить оплату дистанционно. Мы начнем с городов Казахстана, потом будем осваивать зарубежные рынки», – поделился планами основатель Tripviator Алишер Таиров.

Для этого проекту понадобятся дополнительные финансовые вливания. А пока стартаперы проходят через MOST и оценивают свои возможности.

По ту сторону моста

Вопрос финансирования стартапов всегда стоял остро. После внесения изменений в законодательство о венчурном инвестировании лед тронулся, но не настолько, насколько хотелось бы. «Люди с деньгами» присматриваются к стартапам с интересом, но настороженно.

Наибольший интерес у инвесторов вызывает финтех, далее е-commerce, а также искусственный интеллект, healthtech и аппаратное обеспечение. Такие данные приводит MOST. Из 50 опрошенных некоторые признались, что готовы вложить в перспективный стартап до $100 тыс. Однако большинство респондентов уверенно выбрали отметку до $10 тыс. и до $50 тыс.

«Мы видим, что инвесторы готовы платить», – отмечают в бизнес-инкубаторе.

Поддержка стартапов могла бы быть намного больше, но не все, у кого есть деньги, видят себя потенциальными инвесторами, отмечает Алим Хамитов. Это обусловлено сложным с юридической точки зрения оформлением сделки. Более 44% опрошенных оценивают инвестиционный климат в Казахстане как довольно плохой. Это связано с отсутствием в законодательстве процедуры регулирования деятельности бизнес-ангелов, краудфандинговых и краудинвестинговых площадок. Поэтому поиск инвестиций для стартаперов остается проблемой.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤