Алматинский ушуист основал бойцовский клуб с доходом в 2 млн тенге
Из тренера по ушу в бизнесменыИз тренера по ушу в бизнесмены. Предпринимательский путь алматинца Андрея Василюхина нетипичен для современных дельцов. Долгих прокачиваний на бизнес-тренингах не было, как и не было солидного стартового капитала. Только любовь к спорту и благодарные ученики. Поняв однажды, что увлечение восточными единоборствами может приносить не только удовольствие, но и неплохой заработок, Андрей открыл первый зал. Сегодня он владеет бойцовским клубом, где обучают трем дисциплинам – эксклюзивным, нужно отметить, в рамках Алматы. О философии в бизнесе, в китайском спортивном искусстве и о социальной ответственности предпринимателей Андрей размышляет в интервью редактору YouTube-канала «Персоны «Капитала».
– Андрей, я знаю, что начинали вы свой бизнес еще в конце 90-х годов. Расскажите, что этому предшествовало?
– Как любой мальчишка, когда только появилось у нас карате, я увлекся. Тогда оно не делилось на разные стили, более того, тогда оно было запрещено, даже была уголовная ответственность за преподавание карате. Это тоже не секрет. Но чем-то мы занимались, я называю его «советским карате» (смеется). Потом была служба в армии, я отслужил в разведке, закончил разведшколу. Демобилизовался. В то время мои друзья открыли секцию ушу. Стал у них тренироваться. Да, это были 90-е. Сам я по специальности техник-механик, мастер по медицинскому оборудованию. Но во время развала Советов все полетело и у меня. Пробовал себя брокером на бирже, был продавцом, охранником.
– Искали себя?
– Не то чтобы искал. Мы выживали. Мы реально тогда выживали. И в какой-то момент произошел случай. Я у друга в зале тренировался. Он сам опаздывал, его ждала группа детей. Подошел ко мне администратор и говорит: «Андрей, подхвати группу, родители уже волнуются, а тренер едет». Я отвечаю: «Вы что, я их боюсь, не смогу». Кстати, тогда на меня надавили, мол, бесплатно же тренируешься, помоги. И все, начал тренировать. Друг, помню, пришел, открыл дверь в зал, заглянул, закрыл дверь. Я тренировку закончил, вышел, и мне говорят: «Все, будешь работать тренером, мы тебя обучим, научим». У меня было два хороших наставника, которые меня всему учили. Ведь если честно, у меня не было тогда физкультурного образования, это потом я получил его. Тогда я только учился, читал литературу, искал мастеров.
– Когда вы открыли свой первый зал?
– Тренерскую деятельность я начал в 2000 году, вот от этой даты отталкиваюсь. Мы постоянно тогда арендовали залы, переходили из одного в другой, из меньшего в больший. Вообще, тренера ноги кормят. Из одного района бежишь в другой, договариваешься с преподавателями. Было очень сложно тогда в том плане, что многие залы было выгоднее сдавать под склады. Нам так и говорили: «Ребята, мы не хотим заморачиваться, мы сдадим помещение под бананы: свет не нужен, отопление не нужно. А у вас дети будут, шумно». Всегда приходилось искать. И эта проблема до сих пор стоит перед тренерами.
– А как вы трансформировались в бойцовский клуб?
– С 2007 года я начала работать с Университетом Нархоз, в октябре мы будем отмечать 12 лет – день рождения нашего клуба. Это была моя первая школа – не Андрея-тренера, а Андрея-предпринимателя. Почему клуб? По натуре своей я ушуист, причем речь идет о традиционном ушу, в котором действительно дерутся. В понимании многих ушу – это гимнастика, это какие-то духовные практики, дыхательные, но это обывательское представление. Мир ушу многогранен, здесь можно развивать разные бойцовские направления: карате, рукопашный бой, джиу-джитсу. Я раньше всегда был между этими дисциплинами. Поняв, что надо предлагать комплекс услуг, основал клуб, назвал школой традиционного ушу «Алтын Арыстан». Вот тогда развернул деятельность. Стал приглашать мастеров из-за границы, стал проводить семинары по карате, по практикам, сам стал посещать много различных семинаров.
– Сколько человек у вас сегодня обучаются?
– На сегодняшний день обучаются 60 человек.
– Это прилично…
– Да, это достаточно хорошо. Основной костяк – порядка 40 человек. Остальные – так называемые «туристы»: пришли, абонемент купили, но ни разу не пришли.
– Тренеров сколько у вас?
– Двое. Плюс я сам тренирую посетителей клуба и, кстати, тренирую тренеров.
– Андрей, как вы оцениваете интерес алматинцев к тем дисциплинам, которые вы им предлагаете? Мне кажется, у нас сегодня больше популярны бокс, фитнес, кроссфит – это то, что считается модным. А как ушу воспринимают?
– Важно, как я буду это преподносить, как я буду развивать это – так и у людей будет появляться интерес. Вы правы: бокс популярен, многие спортивные дисциплины на слуху. Наши направления пока еще находятся в тени.
– И нужно что-то делать…
– Мы делаем. Наши дети активно выступают на соревнованиях, мы сами организовываем различные спортивные мероприятия, мой бойцовский клуб на самом деле ведет очень активную общественную работу. У нас много социальных проектов. Кроме того, у нас есть конкретные бизнес-планы – на 2-3 года вперед, на 5 лет.
– Давайте разберем ваш бизнес-план на 5 лет. Каким должен быть ваш бойцовский клуб к этому времени?
– К этому времени мы планируем открыться еще как минимум в 4-5 городах Казахстана. Если говорить о выручке, о затратах, то у нас, у тренеров, все зависит от аренды зала. Кроме того, впереди лето. На этот сезон все клубы закрываются, дети разъезжаются. Я же умудряюсь сохранить в летний период до 80% детей. Поэтому получается и прибыль иметь, и аренду перекрывать.
– Какую ежемесячную чистую прибыль вам приносят ваши 60 учеников?
– От полутора до двух миллионов тенге.
– Андрей, давайте поговорим о трудностях, проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в своем деле.
– Как я уже говорил, есть проблемы с арендой помещений. Но иметь в собственности зал – это из области фантастики для нас, правда. Есть моменты по недобросовестной конкуренции.
– То есть многие тренеры только делают вид, что обучают, но, по сути, берут деньги ни за что?
– Совершенно верно. Поэтому хочется сказать: дорогие родители, бабушки и дедушки, отводя ребенка в зал единоборств, обязательно посмотрите на тренера, на его команду. Узнайте, где тренер участвовал, какие у него заслуги. Нельзя обманывать детей в таком важном деле, как спорт.
– Андрей, давайте вернемся к вашим бизнес-планам. Как вы планируете продвигать себя?
– Сегодня я состою в общественном движении «Я – алматинец». В рамках этой деятельности мы проводим тренировки под открытым небом в парках Алматы, к нам приходят пенсионеры, дети, люди разных возрастов. Все на бесплатной основе. Как вы думаете, завтра, когда они захотят заняться спортом, куда они придут? Куда своих внуков приведут пенсионеры?
– Да, это хороший маркетинговый ход.
– Да, сарафанное радио никто не отменял. Вот, к примеру, 8 июня мы будем проводить праздник Ораза-Байрам. Помимо ушу, карате, рукопашного боя, будем перетягивать канаты, бегать в мешках, будет много подарков и призов. Это и есть наше продвижение.
– Сколько стоят занятия в вашем клубе?
– У нас цены гуманные, так сказать. Дети в месяц оплачивают 15 тыс. тенге, взрослые – по 20 тыс. тенге.
– Андрей, за 12 лет не устали от этого вида бизнеса, от проблем, которые нужно постоянно решать? Или вы настолько влюблены в свое дело, что не замечаете минусов в своем деле?
– Замечаю, конечно. Бывает, руки опускаются. Но, знаете, есть команда, и это тоже семья. Без своих ребят я бы не справился ни с чем, хотя у них тоже свой бизнес, свои дела. Никогда не откажут, всегда приедут, подставят плечо. Как-то после нескольких турниров они меня на горячие источники отправили. Сказали: «Все, езжай, отключай телефоны, отдыхай, мы сами все сделаем». Это очень важно для меня.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.