Стереотипы в высокотехнологичном бизнесе
Ошибки стартаперов глазами инвесторовМожно ли использовать существующую модель конкурентов для быстрого выхода на рынок, какие навыки использовать, чтобы иметь преимущество, и как вести себя при общении с инвестором? На старте молодые предприниматели сталкиваются с рядом стереотипов, мешающих сделать первый шаг... О том, в чем взрослый бизнес видит потенциал в стартапах, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал технический директор TechGarden Андрей Тюрюшкин.
Быстрые деньги - беспроигрышный вариант
- История показывает, какие проекты быстро зарабатывают: они появляются при внедрении новых технологий или на взлете хайпа. Буквально недавно это было IСO, криптовалюта, чуть раньше – мобильные игры и приложения, еще раньше – интернет-сайты и т. п. Если вы хотите заработать быстро, то нужно просто следить за трендами и хайповать. Но такой рынок быстро схлопывается. Инвесторы и институты развития любят проекты, которые за понятные деньги понятным способом растут. Здесь сразу раскусывают так называемых «грантоежек» или дефокусных стартаперов, которые каждый раз подают заявки на новый конкурс с новой идеей, бросая старую.
Идеи, которые ориентированы на В2С рынок и означают легкое масштабирование, - в теории. Но на практике нужно учитывать, что такие идеи нуждаются в больших усилиях и инвестициях для быстрого масштабирования (для этого и нужны венчурные фонды и программы акселерации), и их гораздо легче тестировать на больших платежеспособных рынках. Но нужно учитывать, что в Казахстане маленький рынок и много игроков. Он подходит, амбиции стартапа невысоки. Но это истории не про венчурный бизнес. Поэтому, я считаю, что более надежное направление – это В2В. Высокотехнологичный стартап, решающий проблемы бизнеса, – очень интересная ниша, так называемых «заказных инноваций», а Казахстан – самое подходящее место для прототипирования высокотехнологичного продукта. В республике есть промышленность, нефтяная отрасль, космические технологии, АПК. Главное, не скатиться в В2G, как у нас многим нравится.
На вопрос, каким стартапом заняться, я бы ответил – любым. На IT-рынке ценен любой опыт. Если вы ставите целью только деньги, вы и получите только деньги. Но, как известно, они обесцениваются. А если вы ставите главной целью создать что-то интересное, уникальное, то за правильным делом последуют правильные деньги.
Стать частью западной империи - лучше
- Это нужно использовать. Я работал в Intel, но покинул компанию, не желая быть одним из 60 тыс. винтиков в большой корпорации. Конечно, можно биться и добиваться, как это любят на Западе, но надо еще и жить. Поэтому посыл для молодежи: прежде чем подаваться в западную историю с большой империей, где вас вряд ли заметят, лучше заняться вопросами самозанятости на родине и подумать, как превратить свои навыки в историю. Тем более что государство для этого делает очень много. И, кстати, совсем не обязательно сразу браться за самостоятельную реализацию – попробуйте для начала присоединиться к какому-то стартапу. В стартапе очень многофункциональная работа, особенно на старте, и вы очень быстро сможете понять, что ваше, а что нет.
Два инвестора не вложатся в один стартап
- Казахстан богат на таланты, как интеллектуальные, так и творческие. Но наша экосистема устроена парадоксально - мы наши таланты не видим. Нам, взрослым, нужно их стимулировать, культивировать и развивать. В Казахстане ребята очень нестандартно мыслят. Я допускаю, что большое количество интересных идей, которые появляются в республике, могли бы в мире приобрести мегапопулярность, но они, к сожалению, не реализуются. Хорошо, для этого у нас есть программа корпоративной акселерации, и подобные программы начинают запускаться. Но еще не хватает включенности бизнеса и муниципалитетов в этот процесс, с точки зрения простого понятного механизма, как стартап может протестировать свою идею, получить первый заказ. Чаще всего заказ более важен, чем инвестиции.
При этом многие думают, что если в проект вложился один, то второй инвестор туда уже не зайдет. Нужно объяснять - на уровне стартапа интегрироваться не зазорно, нужно объединяться. Мы слишком маленькие в мире, и толкаться локтями в этих условиях глупо. Очень важна разносторонняя
команда, сплоченная одной целью, но при этом готовая меняться, если того
требуют изменения. Например, когда ментор или инвестор подсказывает, как
быстрее монетизировать или снизить риски.
Быть вторым или третьим на рынке – невыгодно
- Когда стартап зашел на уже существующий рынок – это нормально. В Казахстане достаточно много идей можно реализовать, подглядев или скопировав за рубежом. Это хороший опыт: ты попробовал уже на действующей бизнес-модели организовать труд других людей и что-то продавать. Главное – четко обозначить своих конкурентов.
К примеру, Uber уже зашел на переполненный рынок такси, и каждому из игроков казалось, что они конкурируют. В Казахстане IT-решений еще недостаточно, нет избытка на рынке. И если ваш конкурент, допустим, в России, вы легко можете работать, будучи в РК. Можно спокойно заходить с аналогичным решением, но сделать его вкуснее и интереснее и обойти, например, за счет молниеносной техподдержки. А это, кстати, очень важный момент.
Проблема в том, что стартапы забывают поддерживать свое приложение. Его нужно обновлять каждые три месяца, поскольку история пользователя коротка. Он удалится и больше не вернется. Также отмечу, что XXI век – век смешанных команд и век эмоций, и каждое приложение нужно обогащать эмоциями. Сейчас инновации находятся на стыке творчества и технологий.
Наличие партнеров на старте – нечестная конкуренция
- Здорово, когда начинающий предприниматель использует бесплатно то, что для других обычно стоит денег, так как у него есть партнер. К примеру, это банк. Для стартапа это конкурентное преимущество. Для инвестора - знак, что банк увидел ценность продукта, который масштабируется. Хорошо, когда есть заказчики, поставщики и предзаказ.
Лидерство в нескольких стартапах - показатель для инвестора
- Я приветствую серийных предпринимателей, но их нужно отличать от «грантоежек». Серийный предприниматель выстроил структуру, набрал команду, и она работает. К стартапам изначально нет доверия, поскольку у них нет истории. К сожалению, многие из них разрабатываются для единичных продаж.
Еще одна большая проблема начинающих предпринимателей - дефокус. У айтишника много соблазнов, он идет к инвестору сначала с одной идеей, потом забывает ее и переходит на другую. Если вы решили заняться стартапом, то обязательно сфокусируйтесь на чем-то одном, продемонстрируйте инвестору или клиенту, что вы занимаетесь только этим проектом. Это очень важно!
Лучше, когда стартапер сам является экспертом в той отрасли, в которой он решил найти IT- или иное решение. Еще лучше, когда у истоков команды двое, один из которых отраслевик, а второй айтишник. А еще лучше – трое, один из которых – девушка, которая однозначно мыслит иначе, чем парни-технари. Также нужно учитывать детальность плана. Инвестору важно видеть детали. Взрослый бизнес смотрит практически на две вещи – рынок и выстраивание технологичного и бизнес-процесса, то есть как организован труд. Когда он инвестирует в стартап, он должен видеть примерно то же самое – насколько технологичен и насколько организована работа над проектом, как будут реализовываться те или иные обязательства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.