Феномен «умных» сериалов и сколько на этом можно заработать
Снимать сериалы выгодно и интересноИтак, последний, восьмой сезон «Игры престолов» стртовал, и спор о том, что же лучше – сериалы или фильмы – разрешен в пользу первых. Пока не сдаются только Marvel и DC, хотя Marvel уже тоже номинально превратился в сериал – в киновселенной вышло уже 23 фильма и десяток сериалов.
Эпоха «умных» сериалов началась с вышедшего в 2004 году «Остаться в живых» (Lost), который буквально перевернул представление о том, что сериал может быть не только интересным, но и зрелищным, дорогим, а главное – прибыльным.
«Игра престолов» – это следующий шаг вперед в процессе эволюции «умных» сериалов. Великолепно поставленное шоу, которое с замиранием сердца смотрят во всем мире (премьера последнего сезона прошла в 190 странах одновременно) вот уже восемь лет – первая серия была показана 17 апреля 2011 года.
Этот сериал стал золотой жилой HBO. В совокупности за восемь сезонов производитель потратил на шоу более $500 млн, но с учетом стоимости подписки от $10 в месяц выручка от аудитории только за последний сезон составляла свыше $900 млн, а за весь 2017 год, когда состоялся показ седьмого сезона, достигала $6,3 млрд. Стоимость акций компании WarnerMedia, которая принадлежит HBO, с 2011 года выросла в цене почти в три раза – с $34,1 до $99,1 за бумагу.
Такие данные подводят к выводу о том, что снимать сериалы выгодно и интересно. Зритель получает «жвачку», за которой возвращается снова и снова, и рад этому. Издатель получает подписчиков, которые потребляют и другой его контент, а не просто совершают разовый поход в кинотеатр. Критики также отмечают то, что благодаря сериалам сюжетные линии и погружение в вымышленные миры становится глубже, просто из-за увеличения экранного времени, ведь один сезон длится от 8 до 12 часов.
Не стоит думать, что создатели «Игры престолов» сразу задумывали такое. Им просто удалось вовремя сломать тренд на то, что сериалы – это что-то дешевое. Весь первый сезон обошелся HBO в $60 млн, то есть по шесть миллионов за эпизод. В среднем бюджет каждой серии последнего сезона составил $15 млн. Создатели сериала Дэвид Бениофф и Дэниел Уайсс впервые попросили больше обозначенной суммы в шесть миллионов во втором сезоне – им потребовалось снять красивую батальную сцену и удалось убедить руководство студии в том, что на выделенные деньги этого сделать нельзя. Тогда им выделили два дополнительных миллиона. Для телевидения того времени это была действительно большая сумма, сериал и так стоил дорого по меркам этого вида кинопродукции. В 2015 году цена в $8 млн за одну серию уже была нормой, а годом позже бюджет вырос до $10 млн на эпизод.
Еще один нюанс кроется в лицензии. Она у сериалов имеет больший срок, чем у кинофильмов: производители сохраняют авторские права в течение десяти и даже двадцати лет. Лицензионные сборы привязаны к стоимости сериала: чем больше бюджет, тем выше лицензионный сбор и маржа студии. Но главная золотая жила кроется в сопутствующих товарах – популярность приобретает вся «вселенная».
Видеоигра Game of Thrones: Conquest от студии Warner Bros. Interactive Entertainmen заработала еще $125 млн за первый год. The Hollywood Reporter оценивает стоимость бренда в сумму $1 млрд и еще миллионы на коллаборации с Adidas: лимитированная серия беговых кроссовок, специальная партия газировки Mountain Dew от PepsiCo «У банки нет имени», виски «Белый ходок» под этикеткой Johnnie Walker от Diageo и многое- многое другое.
Еще один интересный момент. Сериал начинался с экранизации книги Джорджа Мартина, «Игра престолов» основана на его саге «Песнь льда и пламени». Последнюю книгу Мартин выпустил в 2011 году, и первые пять сезонов снимались по уже написанным книгам. Остальные – это будущие книги, которые Мартин только обещает написать, он один из основных сценаристов сериала. В этом году должна выйти шестая книга в серии – «Ветра зимы», но сроки ее издания уже не раз сдвигались.
Даже если кто-то не смотрел ни одной серии «Игры престолов», знайте, что мир изменился, и люди из кинотеатров пересаживаются к экранам домашних телевизоров. Это прибыльнее для производителей контента, проще и дешевле для потребителей и положительно сказывается на сюжетах и постановках. Скорее всего, нас ждут ещё более громкие премьеры в ближайшие несколько лет – в мире фэнтези и фантастики остаются неэкранизированными несколько легендарных книг, чего стоят только десятитомные «Хроники Амбера» Роджера Желязны.
Автор: Валерий Давыдов, эксперт инвестиционной компании EXANTE
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.