Бизнес с национальным колоритом

Как Галия Костаева создает современную одежду в этническом стиле

Швейному бизнесу Галии Костаевой четыре года. Предпринимательница специализируется на чапанах, национальных платьях с камзолом и создает современную одежду в этническом стиле. Несмотря на довольно высокую стоимость изделия – цена чапана начинается от 90 тыс. тенге – наша собеседница отмечает, что спрос на национальную одежду есть всегда. Интерес покупателей стал веским аргументом для Галии, когда она хотела временно «заморозить» бизнес, рассказала дизайнер корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz».

Любовь с самого детства

Страсть к шитью мне прививалась с самого детва. Я выросла в среде, где почти каждый работал в ателье, цехах или шил на дому. Перевести свое увлечение в бизнес я решила после второй беременности. В декрете шила одежду для старшей дочери, а иногда и для себя. Это занятие меня затянуло, и я решила записаться на курсы по изучению техники пэчворк (лоскутное шитье). На мастер-классах мы осваивали азы по стежке одеял, изучали лоскутный стиль. Тогда мне пришла идея применить эту технику в пошиве повседневной одежды или чапанов, и я попробовала. Для чапанов использовала художественную стежку орнаментом. Раньше утеплителем служила вата или натуральная шерсть, а я применила синтепон и альполюкс, подклад оставила из хлопка. Для конструирования моделей использовала лекала современного пальто модели оверсайз. Вместо обычной итальянской ткани применила стеганые полотна. Так и появились чапаны с современным дизайном. Модель стала пользоваться спросом, сейчас в нашем ассортименте есть куртки, жилетки, платья. Мы делаем и редизайн джинсовых курток, в результате они получаются в этническом стиле с лоскутными нашивками.

Цех и магазин

Проработав некоторое время на дому, я решила расширить бизнес и открыла цех. В подмастерье наняла четырех швей. Но в прошлом году цех пришлось временно закрыть – из-за третьей беременности мне стало тяжело контролировать производство, поэтому швеи работают на дому.

Пока цех работал, ежемесячный объем производства составлял 100 единиц, а готовые изделия мы реализовывали в магазинах казахстанских дизайнеров, демонстрировали во время выставок. Затраты были большие, так как определенный процент от прибыли нужно было отдавать магазинам. Поэтому приходилось больше производить и больше продавать. Сейчас у нас есть маленький магазин в ТЦ «Адем» и один в Fashion Park, остальные пришлось закрыть, потому что цех не работает. К тому же, если товара много, нужны ресурсы для его продажи. Конечно, объем продаж падает, и, чтобы его повысить, нужно заниматься рекламным продвижением, проводить фотосессии. К этому режиму я планирую вернуться немного позже, когда дочь подрастет. Была мысль полностью остановить бизнес, но клиенты не дали – заказы на чапаны продолжают поступать. Сейчас производственный объем уменьшился до 10 единиц. Мы перестали шить про запас, а только по заказу.

Затраты дизайнера

Большая часть затрат приходится на аренду магазина, покупку материалов и зарплату швеям. Ежемесячно за аренду магазина в ТЦ «Адем» мы платим 100 тыс. тенге. Это не самое людное место, ну тут надо выбирать. Потому что если арендовать бутик в торговом центре с хорошей проходимостью, где-нибудь в центре города, придется работать, только чтобы заплатить за аренду помещения. Пока большая часть продаж у нас происходит через интернет, а в магазин люди приезжают, чтобы увидеть продукцию, какое у нее качество, и понять, стоит ли товар указанной цены.

Чтобы открыть небольшой цех на пять рабочих мест, понадобится около 3-4 млн тенге. На эти деньги нужно закупить швейные машины, полностью оборудовать цех, нанять персонал и закупить на первое время рулоны ткани. Всякие мелочи, вроде ножниц и иголок, требуют больших расходов. На эти деньги получится отшить 5-6 единиц продукции нескольких размеров. Но для человека, который только начинает свой бизнес в дизайнерской сфере и создает авторскую линейку одежды, где модели представлены в единственном экземпляре, не обязательно открывать цех. Можно работать с цехом на аутсорсинге, у нас таких много.

Стабильный спрос

Спрос есть на всю одежду, но пока мы не можем производить ее в больших объемах. Бывает так, что клиент не хочет шить на заказ, когда необходимо ждать 2 недели. Ему хочется прийти, померить и тут же купить. В то время как на пошив по индивидуальному заказу уходит в среднем 2 недели. Соответственно, необходим большой ассортимент с разнообразной цветовой гаммой, широким выбором размеров, а это затратно. Пик покупок приходится на март и октябрь.

Специфика производства чапанов заключается в том, что в основном их заказывают люди старше 50 лет, а это нестандартные размеры. Большим спросом во время оразы пользуются платья и длинные или расклешенные юбки. Как бы ни был завален рынок китайскими и турецкими вещами, люди хотят носить одежду в национальном стиле.

С продажами отлично помогает сарафанное радио, иногда я сотрудничаю с блогерами – прошу их поносить вещь и оставить честный отзыв. Предпочитаю вкладываться не в рекламу, а в качество товара, тогда люди начнут рассказывать о вас другим.

За что платит покупатель?

Что касается материала, то я работаю чаще всего с хлопком и штапельными тканями. На местном рынке штапельных платьев очень мало, в основном шьют из трикотажа и синтетики.

Раньше я закупала материал в Бишкеке, поэтому получалось дешевле, но при условии, что покупаешь рулонами. Сейчас, когда объемы продукции уменьшились, покупаю ткани метражом на наших рынках. Бархат достаточно дорогой материал, и его не всегда можно найти, что сказывается на себестоимости продукции. На 80% цена чапана формируется за счет стоимости ткани и фурнитуры.

При ценнике 90 тыс. тенге на него уходит 4-5 метров полотна, которое мы не можем купить в готовом виде, то есть один метр ткани обходится в 12-13 тыс. тенге. Сначала покупаем бархат стоимостью 6 тыс. тенге за метр, затем материал для подклада, затем стежим все это на специализированном оборудовании. Стежка одного квадратного метра обходится от 2,5 до 3 тыс. тенге в зависимости от узора. Плюс сюда добавляется стоимость фурнитуры. Одна кнопка стоит 500-1200 тенге, а для одного изделия нужно от 3 до 6 штук. В итоге получается немаленькая сумма.

Брать дешевые ткани или вместо бархата велюр с целью сэкономить 10-15 тыс. тенге, я не хочу – в результате изделие будет уже другого качества. Мы пробовали использовать недорогую фурнитуру за 100-200 тенге, но тогда одна пуговица может испортить все. Нужно держать марку и покупать все самое лучшее.

Думали над тем, как уменьшить стоимость стежки, например, купив специальное оборудование. Но оно стоит около 10 млн тенге, придется развивать целое производство, а для этого нужны инвестиции.

Местные дизайнеры друг другу не конкуренты

Рассматривая конкуренцию в контексте производства чапанов, могу сказать, что ее нет. Если брать в разрезе пошива одежды, то в Казахстане много дизайнеров и производителей одежды. Но они практически не составляют друг другу конкуренцию, так как у каждого есть свой стиль. Некоторые из них, чтобы снизить себестоимость, заказывают пошив в Бишкеке и таким образом выигрывают в стоимости, но в этом случае страдает качество. Если бы в наших дизайнеров больше верили, чаще покупали их одежду, то цены снизились бы в разы, ассортимент расширился, появлялись новые рабочие места.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤