Книжный шопинг в Казахстане
Как выглядит покупательский интерес к печатным и электронным книгамПосле изобретения бумаги и книгопечатания книга оставалась едва ли не самым главным источником информации об окружающем человека мире. Относительно недавно первенство в этой сфере перешло к сети интернет, однако книги все еще остаются важным источником не только знаний, но и идей. Где, когда и зачем казахстанцы покупают книги? Какие литературные жанры пользуются особенной популярностью в Казахстане и мире? Каково отношение читателей к свободному, но не всегда легальному доступу к произведениям литературного творчества? Ответы на эти вопросы решили найти аналитики компании Picodi.
Наибольший онлайн-интерес к книгам в течение года отмечается в ноябре (19%). Это может быть связано с проведением осенних распродаж. Непосредственно в «черную пятницу» книги, в отличие от других категорий товаров, не пользуются огромным спросом, однако даже такой уровень спроса выше среднестатистического. 11% от общего количества годовых запросов приходится на декабрь. Возможно, это связано с тем, что книга считается лучшим подарком, а может быть, потому, что в этот период проходят предновогодние распродажи. Значительное снижение интереса отмечается летом.
Компания Picodi провела опрос среди казахстанцев, чтобы выяснить, как выглядит книжный шопинг в стране. При этом аналитики не ставили цель выяснить, любят ли наши граждане читать. Главное было узнать, как выглядит покупательский интерес к печатным и электронным книгам.
Чаще всего казахстанцы книги именно покупают, этот ответ выбрали 67% респондентов. Тем не менее есть и те, кто периодически ходит в библиотеки (13%) или берет что-нибудь почитать у друзей (5%). 21% опрошенных не смогли похвастаться тем, что много читают или интересуются книгами. И все же общая статистика не выглядит безнадежно: 67% мужчин и 77% женщин подтвердили, что за последний год купили хотя бы одну книгу. Именно людей с таким опытом расспросили о том, какой формат книг они предпочитают и считают ли, что книжный рынок в Казахстане отвечает их интересам.
К сожалению, среди респондентов оказалось очень немного любителей аудиокниг: только 3% приобретают их онлайн. Наибольшим интересом все еще пользуются печатные книги, при этом у 80% опрошенных был опыт покупки книг в интернет-магазинах, а у 63% – в стационарных книжных.
Немалой популярностью пользуются электронные книги в свободном доступе (43%).Мобильные приложения по типу онлайн-библиотек пока остаются непопулярны, хотя с их помощью можно не покупать каждую книгу отдельно. Ежемесячная подписка предоставляет возможность читать не только уже известные классические произведения, но и постоянно издаваемые новинки. За такой формат чтения высказались всего 6% респондентов.
Чаще всего казахстанцы покупают книги в связи с собственным желанием что-нибудь почитать (86% участвующих в опросе выбрали именно этот вариант). Некоторую роль в качестве стимулов к покупке играют результаты литературных премий (5%), советы знакомых (17%) или экранные адаптации произведений (6%). В стремительно развивающемся медийном мире важную роль играют и маркетинговые уловки, среди которых обзоры книжных блогеров или значительные скидки на литературу в магазинах: 29% и 71% респондентов соответственно обозначили эти каналы как стимулирующие к совершению покупки. Это очень важный показатель, поскольку 23% респондентов из Казахстана считают, что цены на книги завышены, при этом 60% считают цены приемлемыми и в целом довольны ценовой политикой издательств и книжных магазинов. Всего 8% опрошенных полагают, что книги в Казахстане очень дорогие.
Чаще всего казахстанцы покупают литературу из-за любви к чтению (54%), хотя есть и те, кто все еще считает, что книга – лучший подарок (20%). 9% указали, что книги им нужны для работы или учебы, а вот 17% с помощью книжного шопинга борются со стрессом (неловкий вопрос «Читаете ли вы купленные книги?» мы задать не решились).
Рейтинг литературных жанров и направлений
У 83% опрошенных наибольший интерес вызывает художественная литература. Также в сферу интересов казахстанцев вошла научная и научно-популярная литература. Наименьшим спросом пользуется документальная проза и мемуаристика (17% проголосовавших).
Нет ничего удивительного в том, что именно художественная литература так популярна. Широкий спектр жанров и направлений позволяет читателям во всём мире подобрать что-то на свой вкус. В топ-5 вошли современный роман, классическая литература, детективы, историческая проза, а также приключения. Наименьший интерес вызывает поэзия. В «пятёрку» самых популярных жанров в мире попали также триллеры и любовная литература.
Больше половины участников опроса покупают книгу реже одного раза в месяц и только 3% готовы покупать книги раз в неделю. Абсолютное большинство казахстанцев (91%) подчеркивают, что довольны ассортиментом и считают, что издательства публикуют достаточное количество интересного и необходимого материала.
Аналитики Picodi также выясняли, жители каких стран отличаются наибольшей щедростью в вопросе покупки книг. В первой «тройке» оказались Турция, Россия и Испания.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.