Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Алмас Абдыгаппаров: Если ты не можешь контролировать KPI, то это бессмысленный KPI

Алмас Абдыгаппаров: Если ты не можешь контролировать KPI, то это бессмысленный KPI

Нужна ли отечественным рестораторам коллаборация с финансовыми институтами?

Автор:
Капитал - Алмас Абдыгаппаров: Если ты не можешь контролировать KPI, то это бессмысленный KPI

Уже скоро держатели карт «Народного банка» смогут конвертировать накопленные GO-бонусы в бонусы по программе лояльности Parmigiano Club и расплачиваться ими в крупнейшей ресторанной сети Казахстана. Нужна ли отечественным рестораторам коллаборация с финансовыми институтами, как они автоматизируют работу с помощью мобильных сервисов и почему в этом бизнесе необходимо знать своих клиентов в лицо, в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал Алмас Абдыгаппаров, основатель Parmigiano Group. – Алмас Алтаевич, в чем суть совместного проекта Parmigiano Group и АО «Народный банк Казахстана»? – Основная цель проекта заключается в том, чтобы дать возможность клиентам банка перевести свои GO-бонусы в бонусы Parmigiano Club с некой дополнительной надбавкой. Например, у владельца карты «Народного банка» накоплено 10 тыс. GO-бонусов, переводя их к нам, он получает уже условно 11,5 тыс. бонусов Parmigiano Club. Накопительная система в полной мере работает только в том случае, когда человек копит и тратит. Если же ему некуда тратить, то в какой-то момент он перестанет и копить, так как в этом просто нет смысла. Это сотрудничество несет выгоды и нам, и банку. «Народный банк» получает хорошую оборачиваемость, то есть у клиентов появляется стимул совершать больше безналичных платежей и тем самым копить GO-бонусы. А мы получаем потребителя, который может делать покупки ежедневно. Сегодня выпил кофе, завтра пообедал, послезавтра поужинал и так постоянно. Но мы выбрали «Народный банк» не столько из-за объема клиентской базы, сколько потому что у него самая разветвленная и работающая система, которая есть в стране. – С другими финансовыми институтами коллаборацию не планируете? – По аналогичной схеме нет. Я имею в виду в части конвертации бонусов. Но у нас есть проект Mama's – это сеть быстрого питания с корнерами в нескольких крупных бизнес-центрах Алматы и в офисах банков второго уровня. У нас есть 10 точек в отделениях АО «Народный банк Казахстана», АО «БанкЦентр Кредит» и АО ДО «Сбербанк». Сейчас мы будем подключать Mama's к программе лояльности и ожидаем дополнительный приток гостей. Следующий шаг – оснащение офисов Mama's-микромаркетами. Эта система состоит из двух холодильников для продуктов, требующих определенного температурного режима, сканера и терминала оплаты. Каждое утро наш сотрудник будет приходить и заполнять все оборудование едой и напитками, и в течение дня люди смогут брать, что им нужно, самостоятельно отсканировав и оплатив продукт. Мы уже договорились с пятью банками, что будем у них устанавливать эту систему. Причем вкусно перекусить смогут не только сотрудники БВУ, но и посетители. – А вы не боитесь, что люди будут брать и не платить? – Есть такие опасения, но на практике таких случаев менее 1%. Когда ты человеку полностью доверяешь, он чисто психологически не хочет тебя подвести. Сегодня ты должен быть максимально близок клиенту, и это наш первый опыт в организации общественного питания без участия наших сотрудников, то есть продавцов, кассиров и официантов. Если в ресторанах такой подход невозможен априори, то здесь вполне может сработать. – Насколько нам известно, помимо банков, вы сотрудничаете и с платежной системой Masterсard. Расскажите об этом подробнее. – Действительно, для владельцев премиальных карт World Elite Mastercard и World Mastercard Black Edition в сети ресторанов Parmigiano Group предусмотрено специальное меню, разработанное шеф-поварами группы. Более того, каждый держатель карты в подарок от Mastercard получает бесплатный десерт и кофе. Это предложение очень востребовано со стороны кардхолдеров Mastercard. Они с удовольствием идут к нам, так как здесь получают что-то специально для себя. А это положительные эмоции и лишний повод вернуться к нам еще раз. Любое сотрудничество успешно и оправдано только тогда, когда в нем есть смысл и четкое понимание того, что от этого в конечном счете получит и та, и другая сторона. Когда интересы и какие-то моменты по креативу совпадают, то все намного быстрее внедряется и проще реализовывается. Так произошло и в случае с Mastercard. Нам неинтересно просто получать деньги за рекламу, гораздо важнее – лояльность и вовлеченность людей в эту программу. Если бы не было никакой выгоды и плюсов для наших гостей, мы не стали бы сотрудничать ни за какие деньги.  

– Алмас Алтаевич, когда вы решили, что Parmigiano Group нужно собственное мобильное приложение? – Мы, наверное, одна из немногих, а может и единственная сеть ресторанов, где изначально вообще не было программ лояльности. Наши гости постоянно спрашивали: «Почему в ваших заведениях нет скидок?» На что мы отвечали: «Вопрос не в скидке, а в качестве. Мы устанавливаем справедливые цены за честное качество и отменный сервис». Через 3,5 года работы, понимая, что людям все-таки приятно получать скидки и различные бонусы, мы внедрили дисконтные пластиковые карты: сначала номерные, потом – именные. Таким образом, держателями карт стали около 20 тыс. клиентов. Но мне, как бизнесмену, в «пластике» не нравились 2 вещи. Во-первых, выпуск, перевыпуск и доставка карт – достаточно трудоемкое «удовольствие», которое требовало больших человеческих затрат. Во-вторых, пластиковые карты абсолютно неэффективны в части сбора аналитики по гостям. То есть после передачи их клиентам мы вообще не понимали, какие заведения они посещают чаще всего, что предпочитают в еде и так далее. Это была просто скидка и все. Так появилась хорошая, а главное, понятная система общения с гостями – программа лояльности Parmigiano Club. – Где вы заказывали разработку мобильного приложения? –Мы долго изучали различные программы, действующие на Западе и в России. Кое-где что-то было, но не на таком глубоком уровне, как нам хотелось бы. В итоге мы решили сделать это самостоятельно. Я благодарен своему другу, который познакомил меня с талантливыми ребятами, кстати, казахстанскими программистами. Совместив их профессиональные знания с нашим накопленным годами опытом работы в ресторанном бизнесе, вместе мы сделали очень крутой и удобный продукт. Чтобы у разработчиков было четкое понимание для кого и зачем мы это делаем, я предоставил им полный доступ ко всей информации: как работает кухня и управляющие, что думают официанты, чего хотят гости и прочее. В этом бизнесе очень много тонкостей, и зачастую программисты, которые делают мобильные приложения для ресторанов, ничего о них не знают. При этом они уверены, что у них уникальный Wow-продукт. Но это не так. Ведь они не понимают, как взаимодействует каждое подразделение друг с другом, что нужно для отдела маркетинга и рекламы, какие отчеты хочет видеть финансовый отдел, а какие, к примеру, инвестор или владелец заведения. В нашем приложении мы учли все эти нюансы, и могу с гордостью сказать, что сегодня Parmigiano Club – это не просто инструмент лояльности, а мощный аналитический центр. С его помощью мы точно знаем, сколько мужчин и женщин ходят в каждое конкретное заведение сети, что они пьют, какие блюда едят. И, самое важное, что, базируясь на этой аналитике, мы можем выстраивать дальнейшие коммуникации с клиентом. – Сколько времени ушло на запуск мобильного приложения? На что вы хотели сделать упор при его разработке?  – На разработку приложения ушел год, включая его внедрение и обкатку в ресторанах группы. Главный акцент был на то, чтобы не потерять контакт официанта и гостя. Это очень важно. В ресторанном бизнесе все завязано на человеческом факторе. Живое общение не заменят даже самые современные технологии. Они могут лишь дополнить, улучшить, ускорить или помочь оцифровать все данные, которые проходят в заведении. Я не верю в то, что ресторан может работать без поваров и обслуживающего персонала. Именно поэтому мы вовлекли в этот процесс наших официантов. Так, при нажатии иконки с логотипом Parmigiano в приложении по Bluetooth идет сигнал на браслет находящегося поблизости официанта. Гости в любой момент могут обратиться к нему с просьбой что-то подсказать, уточнить или объяснить. Только через диалог официант может понять, что конкретно хочет клиент, дать ему это и допродать ему что-то еще. Ни одна система не сделает это лучше, чем человек. – Какова сумма инвестиций? – На сегодняшний день мы потратили около $400 тыс. В эту сумму входят непосредственно разработка мобильного приложения и сопутствующее оборудование, установленное в 17 ресторанах сети, включая браслеты официантов. – Насколько активно казахстанцы скачивают Parmigiano Club?

- Наше приложение находится в топ-10 по количеству скачиваний в App Store. На данный момент им пользуется уже 25 тыс. человек. На мой взгляд, это абсолютно органический рост, притом что мы не ведем какую-то специальную рекламную кампанию. 

– Один из очевидных KPI для любого ресторана – численность гостей, обслуженных за день. Выросло ли количество посетителей сети с момента запуска мобильного приложения? – Когда говорят о KPI ресторана и о том, сколько гостей прошло в месяц, нужно понимать, что в большинстве случаев эта информация не точная. Допустим, в ресторан пришли 2 человека, чуть позже к ним присоединились еще двое, но официанты их отмечать уже не будут, так как стол изначально был открыт на двоих гостей. Вся проблема в том, что рестораторы устанавливают какой-то KPI для каждого заведения, но при этом нет нормальных механизмов его контроля. А если ты не можешь контролировать KPI, то это бессмысленный KPI. Благодаря нашему приложению мы абсолютно точно можем сказать, сколько человек, в какое время было в том или иной ресторане, сколько из них вернулось во второй, третий или десятый разы. Раньше по программе лояльности, основанной на использовании пластиковых карт, гость возвращался к нам в среднем раз в пять недель. Тогда как сегодня – раз в три недели, то есть люди стали чаще ходить в наши заведения. Я думаю, этому способствует и тот факт, что 97% пользователей приложения согласились на получение push-уведомлений. А значит они хотят своевременно узнавать обо всех акциях и мероприятиях, планируемых в ресторанах сети. – Какая доля от всех транзакций приходится на оплату заказов посредством мобильного приложения? – Около 30% от всех транзакций, или практически каждая третья операция, сейчас проходит через мобильное приложение. В ближайшем будущем мы планируем довести эту цифру до 50-60%, то есть каждый второй чек будет проходить через Parmigiano Club. – Какие программы лояльности предусмотрены для пользователей Parmigiano Club? – У нас есть реферальная система. Ее смысл в том, что если человек, которому вы порекомендовали приложение, придет в любой ресторан и назовет ваш референс-код, то вы получите бонус в размере 10% от его первого чека. Данный механизм распространяется и на наших официантов. На самом деле круто, когда твои сотрудники становятся первыми лояльными пользователями этой системы. Мне приятно видеть наших официантов, которые завтракают в MAN’S city cafe, обедают в Main Street Cafe или ужинают в EAST. Стоит отметить, что благодаря реферальной программе рост продаж составил 20%. Кроме того, на еженедельной основе мы проводим разные розыгрыши. Например, скачайте приложение и выиграйте ужин на двоих или камчатского краба. У каждого ресторана есть свои фишки по кухне, и мы стараемся их тоже включать. Так, при заказе 5 пинс в Pinseria by Parmigiano Group доставка будет бесплатной. Конечно, это не мегакрутые подарки, но, поверьте, даже их людям приятно получать. Из масштабных проектов – розыгрыш квартиры в жилом комплексе Esentai City. Условия участия просты: покупать бонусы в приложении и расплачиваться ими в ресторанах Parmigiano Group. За каждые 10 тыс. бонусов начисляется 1 купон. Больше купонов – выше шанс выиграть квартиру. Сейчас уже продано 14 тыс. купонов. Поближе познакомиться с ЖК Esentai City и мобильным приложением Parmigiano Club алматинцы смогут с 26 по 28 апреля. В эти дни на территории комплекса будет проходить ставший уже традиционным семейный фестиваль, где будут представлены все рестораны и проекты группы. Помимо этого, гостей мероприятия ждет насыщенная музыкальная программа с участием приглашенных звезд. Так что незабываемая атмосфера праздника и заряд позитивных эмоций гарантированы.

– Какие функции вы планируете добавить в приложение? – Прежде всего, это будет функция быстрой оплаты счета. Один из наиболее критических моментов в ресторанах – когда люди просят счет, и нужно, чтобы все было очень быстро. Но так не получается, потому что сначала официант приносит счет и узнает у клиента, как ему удобнее платить: наличными или банковской картой. Если картой, то нужно взять терминал, гость должен ввести пин-код и только потом пройдет оплата. Мы же хотим этот процесс максимально упростить и ускорить. Клиенту достаточно будет привязать банковскую карту к приложению, купить бонусы и ими же расплачиваться. И все это буквально в один клик. На что раньше уходило как минимум 5 минут, теперь будет тратиться не более 5 секунд. Еще один важный момент: получение сдачи. Людям больше не придется сидеть и ждать сдачу, нужно лишь предупредить официанта, чтобы он перевел ее в бонусы. Чтобы расширить варианты использования бонусов, мы хотим внедрить в приложение такую функцию, как покупка билетов бонусами. Преимущественно на концерты, в театры и мероприятия городского масштаба. Порой мне, как бизнесмену, непонятно, почему люди привозят каких-то крутых звезд, но не могут продать билеты и потом уходят в минус. Естественно, что второй раз они уже задумаются о том, везти сюда кого-то или нет. А это сказывается и на культурной жизни города. У нас мысль такая: собрать все мероприятия, которые будут проходить в Алматы, и дать возможность нашим гостям устраивать свой досуг быстро и удобно. Также мы намерены запустить услугу «Доставка на дом». У нас будет четыре направления: первое – доставка еды из ресторанов, второе – доставка качественной алкогольной продукции, третье – доставка продуктов питания и четвертое – доставка готовых боксов в виде набора ингредиентов, из которых человек сможет самостоятельно что-то приготовить. Мы сейчас активно ведем переговоры с крестьянскими хозяйствами и местными фермерами. За счет нашей клиентской базы они смогут быстро выйти на рынок, но мы им ставим довольно жесткие условия по стабильности поставок и качеству продукции. Все должно соответствовать тому, что мы делаем и говорим. Просто так брать и наклеивать логотип Parmigiano мы не будем. Качество поставляемых продуктов будет проверяться на ежедневной основе. Специально для этого мы сейчас закупаем необходимое лабораторное оборудование.  – По мнению маркетологов, отзывы – стратегически важная часть позиционирования бренда. Когда пользователи приложения смогут высказываться о своем опыте посещения того или иного заведения сети? – Данная опция пока находится на этапе разработки. Но уже скоро в разделе «Профиль» любой желающий сможет оставить отзыв о ресторане и оценить работу официанта, а при желании – премировать его бонусами. Для официантов это стимул работать еще лучше, так как все бонусы они смогут конвертировать в наличные и потратить на свои нужды. Это, пожалуй, единственные сотрудники компании, которые могут это осуществить. А для нас – возможность увидеть динамику работы официанта и узнать, сколько ему оставляют чаевых. Раньше это было загадкой, и никто точно не знал, сколько на самом деле зарабатывают официанты. Теперь мы все это видим и тем самым можем делать выводы о том или ином официанте. Если ему все дают большие чаевые, значит он действительно хорошо работает, а следовательно, – ценный сотрудник для компании.

– Алмас Алтаевич, раз вы создали такой мощный аналитический инструмент, вполне вероятно, что это ноу-хау захотят применять и другие компании. Возможно ли это? – Parmigiano Club получился действительно инновационным продуктом, на который мы потратили очень много сил, времени и ресурсов. Наша цель – сделать из него новое направление бизнеса, которое мы будем продолжать развивать и продавать другим заведениям. Это решение может быть применимо в любых компаниях, где так или иначе взаимодействуют с клиентами: от салонов красоты до торгово-развлекательных центров. Со своей стороны мы гарантируем максимально удобный функционал с качественной аналитикой, благодаря которой можно сделать кучу выводов. При этом погрешность составляет менее 1%, и это очень крутой показатель. То есть на техническом уровне все очень четко работает. – Мобильное приложение – отличный способ построения персонифицированной маркетинговой политики. Какая работа в этом направлении ведется в Parmigiano Group? – В приложении есть рубрика «События», где люди видят все акции и мероприятия, происходящие в сети. Будь-то открытие нового ресторана, дегустация вин или гастроужин. Например, на мясную тематику. Мы можем сделать так, чтобы об этом ужине узнали в первую очередь те гости, кто чаще потребляет мясо. Это очень умная система, которая четко определяет людей по полу, возрасту и вкусовым предпочтениям. Она анализирует, кому и какое именно сообщение следует отправить. Следующий шаг, к которому мы хотим прийти, – чтобы система распознавала гостя при входе в ресторан, и официант уже знал 5 любимых блюд этого человека в этом заведении. Я думаю, нашим гостям будет это очень приятно, потому что, как правило, люди идут туда, где точно знают их предпочтения в еде, напитках и прочее. Важно то, что благодаря приложению люди наконец-то узнали, что Parmigiano Group – это не только ресторан CRUDO на Абая, а большая сеть. Наша цель как раз и состояла в том, чтобы дать казахстанцам возможность попробовать разные виды кухонь. У нас нет одноконцептных заведений. Для любителей паназиатской кухни есть East, итальянские блюда можно отведать в Parmigiano Ristorante Italiano, грузинская кухня представлена в Georgian Restaurant, который находится в Esentai City. Но главное, что объединяет все рестораны группы, – вкусная еда и высококлассный сервис.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке