Семейные кланы, или В чем секрет успеха мебельной индустрии Польши
В стране действуют более 27 тысяч компаний-экспортеров мебелиПольша стала третьим экспортером мебели в мире, уступая в рейтинге Китаю и Германии. Два года назад страна вытеснила из списка Италию, поставляя за рубеж мебель почти на 11 млрд евро. Основной объем продаж осуществляется в ЕС и США. Теперь мебельные компании, заручившись поддержкой правительства, форсированно осваивают новые приоритетные рынки, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мебельная отрасль в Польше – это десятилетия опыта, не только производства, но и экспорта. Если смотреть на историю: чуть больше 10 лет назад основным рынком сбыта был восток Польши. Сейчас мы представлены на рынке Европы, где реализуется 80% нашей мебели. Экспорт польской мебели стабильно растет на 9% в год», - рассказал директор польской торговой палаты производителей мебели Михал Стшелецкий.
Более 27 тыс. мебельных фабрик ежедневно отгружают товары в 60 стран мира, в том числе в Канаду, Мексику, Марокко и Монголию. Их совокупная доля от продаж составляет 5,5% всего польского экспорта. Спрос объясняется низкой стоимостью в сравнении с другими европейскими производителями. Средний ценовой сегмент мебели из ЛДСП крупной компании варьируется от 120 до 300 евро.
А сошедшее со станка произведение искусства из ценных пород дерева может обойтись в несколько тысяч евро. К примеру, этот раскладной стол из орешника с металлическими вставками оценили в 6 тыс. евро.
Фабрики покупают древесину из польских государственных лесов, редкие породы завозят из Швеции, Литвы и Латвии, обивочные материалы из Китая. Работают мастера на современном немецком оборудовании, а развозит продукцию собственный автомобильный флот, который имеется во многих компаниях.
Семейные кланы – особенность местного бизнеса
391 крупная фирма берет на себя 75% всего объема производства. Многие работают на рынке несколько десятилетий и представляют пример успешного семейного бизнеса, поэтому часто компании называют фамилиями их основателей. 27-летний Марчин Исджак является директором по экспорту компании, основанной его отцом.
«Я в компании с самого детства. Мой отец начинал с небольшого мебельного салона, в котором работало 6 человек. Мы находились недалеко от самых крупных фабрик по производству фанеры, благодаря чему было легко развить этот бизнес. За 30 лет объем производства в год превысил 20 млн евро. Отец постоянно стремился к развитию и его заслуга неоценима. Я думаю, что это совместный труд не только владельца, но и всей семьи, всех наших сотрудников. У меня еще трое братьев и сестер, которые работают в компании родителей, моя жена в том числе», - рассказал Марчин.
Некоторые владельцы крупных заводов когда-то начинали с мебельных магазинов, как например основатель компании Benix – Бернард Кочаровский. Сегодня к управлению присоединилось второе поколение Кочаровских. Вместе они повысили объемы продаж мягкой мебели до 70 млн евро в год.
Дети крупного мебельного магната Ян Шинака также трудятся вместе. Сам основатель крупнейшей компании в Польше по совместительству возглавляет польскую торговую палату производителей мебели страны. Szynaka meble является контрагентом компании IKEA, которая сотрудничает с польскими коллегами уже на протяжении 60 лет.
Так семейные кланы во главе как крупных, так и мелких компаний, вывели Польшу в топ-6 по производству мебели в мире.
Дефицит рабочей силы
Около 161 тыс. человек трудятся на крупных и средних заводах, еще 300 тыс. на мелких фабриках Польши. Большое сосредоточение этих предприятий сокращает уровень безработицы. Создание «Кемпинского мебельного кластера» недалеко от Познани снизило этот показатель до 1,9% в 2017 году. Однако здесь возникла другая проблема – нехватка рабочих рук. Всего в Кепминском повете (районе) в южной части Великопольского воеводства проживает около 56 тыс. человек, но при этом на территории действует около 500 предприятий мебельной промышленности от самых маленьких мастерских до корпораций.
«У компаний огромный спрос от иностранных потребителей. Но я неоднократно сталкивался с тем, что польские компании не могут выйти на 100% производственную мощность и не успевают с заказами. Я знаю одну фабрику на севере Польши, которая остро нуждается в 500 сотрудниках», – рассказал в беседе с корреспондентом Kapital.kz эксперт по международной торговле Министерства предпринимательства и технологий Республики Польша Шимон Клус.
Рабочие прибывают из Узбекистана, Непала, Пакистана и даже из Африки. Но в основном это граждане соседней страны – Украины. К сведению, минимальный размер оплаты труда с начала этого года в Польше составляет 2250 PLN (польских злотых) брутто или 225 тыс. тенге. За вычетом всех налогов - 163 тыс. тенге, либо 1400 тенге в час.
Рынок Казахстана под засовом ЕАЭС
Мебель с пометкой «made in Poland» можно встретить во всех уголках мира, кроме Антарктиды, но это дело времени, шутят бизнесмены. Однако рынок ЕАЭС польские производители освоить в полной мере не могут: этому мешают высокие таможенные пошлины.
«Если говорить о рынке Центральной Азии, в частности о Казахстане, то рынок для нас очень интересен. Но на него сложно зайти. Казахстан находится в ЕАЭС и является членом Таможенного союза, где очень высокие таможенные пошлины, если учитывать вес и габариты продукции. Желающие завозить мебель из Польши, сначала везут ее в Беларусь. Но мы пытаемся решить эту проблему», - рассказал эксперт по исследованию мебельного рынка в Польше компании B + R Studio Томаш Викторски.
В прошлом году польские мебельщики поставили в Россию товар на 100 млн евро. В основном он поступает на рынок через Калининградскую область – особую экономическую зону, и дальше развозится в остальные регионы. Объем поставки мебели в Беларусь достиг 12 млн евро, Казахстан в списке потребителей находится в графе «остальные».
Как признаются сами предприниматели, специфика рынка ТС их не пугает. Несмотря на то что здесь придется конкурировать с белорусской и китайской мебелью. Однако страны Центральной Азии у польских мебельщиков пока не в приоритете.
«Наша стратегия – увеличить присутствие за пределами ЕС. Цель правительства, чтобы 20% товаров, которые экспортируются не в Европу, увеличить до 30% до 2030 года. Сейчас в программе поддержки предпринимателей идет упор на Индию, Австралию и Израиль», - рассказал эксперт по международной торговле Министерства предпринимательства и технологий Республики Польша Шимон Клус.
К слову, Индию также используют в качестве трансграничной страны, чтобы зайти на рынок Китая.
Бизнес, государство и Евросоюз
Владельцы мебельных фабрик отчисляют в казну 18% с прибыли, также существует региональный налог, объем которого зависит от занимаемой площади предприятия.
Однако власти Польши постепенно отходят от практики господдержки мебельного бизнеса. Получить средства на запуск предприятия либо его расширение очень трудно. Для крупных компаний правительство оказывает нематериальную помощь по продвижению и рекламе. Местные заводы могут обратиться за дотациями в Фонд Евросоюза. К примеру, для Великопольского региона максимальный размер дотаций на весь проект составляет 30% от его стоимости. При этом лишь 70 компаний из Польши пользовались средствами из Фонда, чтобы принять участие на международных выставках.
Последние являются одним из эффективных инструментов для наращивания экспортных объемов. Государство берет на себя расходы предпринимателей за участие в выставочных центрах или выездных миссиях. Также на основании госпрограммы бизнесменам организуют приезд контрагентов в Польшу.
«Но самая важная господдержка – это Польское Агентство инвестиций и торговли. Ведомство имеет 70 офисов в разных странах, которые предназначены для помощи предпринимателям-экспортерам, чтобы им проще было найти контрагентов в этих странах, ознакомиться с условиями торговли в этих странах, с деловой культурой, правильно себя разрекламировать на этом рынке и проверить контрагентов», - рассказал Шимон Клус.
Подобный заграничный торговый офис АО «Польское агентство по инвестициям и торговле» работает в столице Казахстана. Здесь желающие могут получить информацию по сотрудничеству с польскими компаниями.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.