Как тренинговая компания упаковала бизнес во франшизу
Центр коммуникативного развития Меруерт Жунусбек10 лет назад Меруерт Жунусбек решила, что пора создавать собственный бизнес и открыла центр коммуникативного развития «Ника». Предпринимательница считает, для того чтобы ваш профессионализм увидели, важно уметь говорить так, чтобы вас слушали и слышали. Может ли бизнес в сфере ораторского искусства быть по-настоящему прибыльным, что для этого нужно сделать и как уровень профессионализма и харизма тренера влияют на масштабирование проект –деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказала Меруерт Жунусбек.
- Меруерт, расскажите, как у вас появилась идея вести курсы ораторского мастерства? Почему именно этому вы решили обучать людей?
- Когда мне исполнилось 32 года, встал вопрос о создании своего бизнеса. Руководствовалась двумя вопросами: что умею и что люблю делать. Выписав более 10 ответов в две колонки, осознала, что я люблю выступать со сцены и умею делиться знаниями. Вот тогда пришла идея о создании центра по ораторскому мастерству, где буду учить людей побеждать силой слова. Именно побеждать, отсюда и название моей компании «Ника» – богиня победы.
Наша компания была создана в 2009 году, на тот момент это был первый центр в Астане, который учит ораторскому мастерству. В этом году нам 10 лет, мы выпустили более 15 000 выпускников. Мы первая в Казахстане тренинговая компания, которая этот бизнес упаковала во франшизу. На сегодняшний день наша модель бизнеса работает франшизной сетью в трех городах Казахстана – Астане, Шымкенте, Таразе. Также в 2018 году был заключен договор с Россией, и теперь центр «Ника» успешно работает в Перми.
- Кому сегодня интересно обучение ораторскому искусству? Кто ваша целевая аудитория?
- Если говорить в цифрах, то 50% нашей аудитории – это руководители среднего и высшего звена, 40% – владельцы собственного бизнеса и 10% – студенты, домохозяйки и фрилансеры в разных направлениях. Всех их объединяет одно– стремление к саморазвитию и к лучшей версии себя.
За 10 лет деятельности мы можем гордиться тем, что нашими слушателями были как крупные национальные холдинги, такие как «Байтерек», «Самрук-Казына», так и международные компании General Electric, Tarkett. Тренеры нашего центра входят в тройку лучших тренеров курсов Академии государственной службы при Президенте РК. Нашей самой удивительной аудиторией были священники православной церкви и имамы нашего города. Мы очень гордимся участием в проекте Верховного суда. В июле 2018 года он стартовал, и в 16 областях нашей страны мы провели семинары-тренинги по риторике и коммуникациям для более 1400 судей РК.
- Чему вы учите своих клиентов? Как проходят занятия? Кто преподает?
- Основные направления – это публичные выступления и навыки коммуникации. В публичных выступлениях мы начинаем с азов: все параметры техники речи, благодаря которым вас начинают слышать и слушать, и завершаем более 15 видами структуры речи. Как выстроить выступление, чтобы за короткое время донести ключевую мысль. Также на наших курсах мы делаем видеосъемку, что позволяет участникам увидеть себя со стороны и ускорить результат. Тренинги по коммуникациям направлены на то, чтобы научить достигать целей при коммуникации как в семье, в профессиональной деятельности, так и в переговорах. Занятия проходят в формате онлайн- и офлайн-уроков. Онлайн хорош тем, что участники выбирают удобное им время. А вот офлайн-тренинги проходят вечером или на выходных. Тренинги на 80% состоят из практики и обратной связи от тренеров. У нас работают тренеры со стажем от 8 до 10 лет.
- Готовы ли сегодня люди платить за получение таких знаний, ведь в интернете довольно много самой разной информации на тему выступлений?
- За 10 лет нашей деятельности мы ввели, можно сказать, тренд на обучение навыкам публичных выступлений и сейчас в наших группах минимум 15 участников, максимум – 25. Итак каждый месяц. Это говорит о том, что люди готовы платить, когда есть результат. В интернете есть информация, но нет индивидуального подхода и обратной связи.
- Как обстоят дела с конкуренцией в этом бизнесе?
- Считаю, в каждом деле нет конкуренции, если ты в нем лучший. В этой отрасли мы узкоспециализированные и нас не с кем сравнивать в Казахстане по качеству и опыту. И чем больше имеешь практики, тем выше уровень профессионализма.
- Что касается материальной части организации курсов, каковы были первоначальные вложения в проект?
- Этот бизнес и сложен и прост тем, что ты вкладываешь в основном только в себя как в тренера. Поэтому первые мои вложения были более 500 000 тенге на обучение в Москве, 200 000 – открытие офиса, ремонт в нем и мебель первой необходимости. В 2009 году все это было настолько среднего уровня, что мне и в голову не приходило открывать офис уровнем высокого класса. Сегодня наши основные расходы – это аренда, раздаточный материал, кофе-брейк, маркетинг и гонорар тренеров.
- Где брали деньги?
- Так как я стартовала с очень низкого уровня мировоззрения и не задумывалась о больших инвестициях, то деньги взяла из семейного бюджета и заняла у подруги.
- Как быстро окупился проект?
- Так как я начинала с уровня домохозяйки и в 2009 году дополнительным обучением занимались лишь единицы, то у меня ушло три года, чтобы выйти на окупаемость в целом. Отсутствие личного опыта в бизнесе, непонимания в необходимости обучения у населения привели к тому, что к прибыли я шла не быстро.
- Сколько в среднем стоят курсы?
- От 50 тыс. тенге до 135 тыс. тенге.
- Как вы себя рекламируете? Какой способ рекламы считаете наиболее эффективным?
- На сегодняшний день это сарафанное радио, социальные сети и личный бренд основателя и тренеров. Наиболее эффективным способом рекламы считаем проведение ивент-мероприятий, участие в разных форумах, так как именно на них есть возможность еще больше усилить популярность личного бренда.
- Какова рентабельность бизнеса?
- В нашем случае мы в течение первых 7 лет деятельности вышли на среднегодовую рентабельность в 70%. А наши владельцы франшизы выходят в течение двух лет.
- В чем секрет успеха ораторского клуба?
- Наша приверженность и систематичное ведение тренингов привели к тому, что мы создали тренд в обучении, это первое. Второе – наша реальность сегодня такова, что в мире высокий уровень конкуренции и чтобы увидели твой профессионализм, важно уметь говорить так, чтобы тебя слушали и слышали.
- Есть ли какие-то особенности в этом виде бизнеса?
- Большую роль играет личный бренд тренера и уровень его профессионализма. Поэтому, если этот бизнес начинает тренер без опыта, без состоявшегося личного бренда, то путь к деньгам будет долгий. Этот бизнес сложно масштабировать, так как он сильно зависит от уровня профессионализма и харизмы тренера.
- Какие риски есть в этом бизнесе?
- Если вы сами не тренер, то очень сильно зависимы от других тренеров. Например, вы продали тренинги, набрали группу, а тренер подумал, что вы ему платите очень мало и решает уйти от вас. И в этот момент вы теряете лояльных клиентов. Многие, прочитав пару книжек о саморазвитии, начинают считать, что уже все знают и начинают учить других, тем самым портят имидж индустрии, а также тешат себя розовыми мечтами- «заработаю быстро и много денег на ровном месте». Так вот бизнес, связанный с саморазвитием, это не про быстрые и легкие деньги. Это про опыт и тысячи часов практики.
- Какие планы на будущее? Как намерены развиваться дальше?
- Со дня основания компании я мечтала о том, чтобы в каждом городе нашей огромной страны были центры «Ника», где каждый может научиться владеть силой слова и достигать своих целей благодаря навыкам коммуникации. Наша цель – быть в каждом городе Казахстана, а также во всех городах-миллионниках России. И еще поставили цель – открыться в таких странах СНГ, как Кыргызстан и Узбекистан в ближайшие два года. Также мы развиваем нашу онлайн-школу. Одна из целей – донести до населения, что ораторское мастерство – не удел избранных, что каждому из нас важно уметь говорить так, чтобы речь была четкой, уверенной и ясной. Поэтому цель максимум – стать одной из самых масштабных онлайн-школ по развитию речи и коммуникативных навыков. Также, учитывая, что четвертая промышленная революция является все больше и больше нашей реальностью, то я все чаще себе задаю вопрос о том, как я могу в свой бизнес внедрить технологии, которые еще быстрее и качественнее будут давать результат. Исходя из этого, моя задача на сегодня – создать продукт, который поможет нашим выпускникам за короткое время максимально больше приблизиться к своему идеальному результату в навыках коммуникации и уверенной, убедительной речи.