Надежда Шабаева: В 90-е крутились как могли

Спустя несколько лет решила переориентировать бизнес и открыла швейное производство

Надежда Шабаева – ныне успешная бизнесвумен, член Совета деловых женщин Актюбинской области, лидер Консорциума легкой промышленности РК и член АФ СДЖ «Атамекен». А четверть века назад, чтобы прокормить семью и удержаться на плаву, она купила универмаг, ездила в опасные командировки, сама сопровождала грузы.

Спустя несколько лет решила переориентировать бизнес и открыла швейное производство. Президент ГК «Глобал» Надежда Шабаева в интервью «Капитал.kz» рассказала, что ее побудило заняться этим бизнесом, под какие проценты банки давали кредиты и с какими проблемами пришлось столкнуться.

– Надежда Александровна, насколько известно, к швейной промышленности изначально вы не имели никакого отношения. Кем вы работали раньше?

– Я работала начальником коммерческого отдела ОРС Донского горно-обогатительного комбината в своем родном городе Хромтау Актюбинской области. Это последняя моя должность в ДГОК. Вы правы, к пошиву спецодежды на тот момент я никакого отношения не имела.

– В бизнесе вы с 1993 года. В то время, когда межрегиональные, межреспубликанские связи советской системы, наработанные годами, уже окончательно исчезли, а экономика независимого Казахстана находилась в глубокой депрессии. Как вам пришла мысль начать новый для вас бизнес и как удалось это сделать в такое тяжелое и нестабильное время?

– У всех была стабильная работа. А в 1993-м всем нам сказали, что предприятие закрывается и выставляется на аукцион. Все, работы нет. А у меня семья, двое детей. Подумала, а почему бы не попробовать себя в бизнесе? В 1993 году я с аукциона в рассрочку купила универмаг в Хромтау. За него я рассчитывалась лет пять. Взять кредит в банке тогда было нереально. Взаймы БВУ давали тогда почти под 400% годовых. Нереальные условия. Было очень тяжело. Влезла в долги, оплатила 15% первоначального взноса. Потом написала письмо в Госкомимущество о продлении сроков погашения. Взяла на работу сослуживцев, оставшихся без работы. Массовое сокращение везде. Представляете, сколько безработных в горняцком городе?

– Возникали ли моменты, когда просто хотелось опустить руки и послать все куда подальше?

– Конечно, были. На руках двое маленьких детей. А у меня командировки – надо было за товаром ехать. Садимся, бывало, в «КамАЗ» и едем в Костанай за товаром по бездорожью. Были времена, когда попадали в бураны и по трое суток в степи стояли, и нас на вертолетах спасатели забирали. Знаете, люди даже погибали на трассах. Наличных денег не было. Существовала система бартера: в Кустанай мы везли керамическую плитку, а обратно в Актюбинск – холодильники, телевизоры и другое, чем располагали на базе «Кустанайглавснаба». В свою очередь Хромтауский керамический завод брал у нас товары народного потребления в обмен на кафель, так как зарплату рабочим нечем было платить.

– Неужели не было страшно вести такого рода бизнес?

– Очень страшно было работать, конечно. В то время и груз пропадал в пути, и другие риски были. И мне, женщине, приходилось садиться в машину и сопровождать груз. Легче приходилось в том плане, что такая отчетность, как сейчас, отсутствовала. Не требовалось для этих целей содержать отдельную команду сотрудников. В общем, крутились, как могли.

В универмаге мы продавали и одежду, и продукты. Закупали их на рынке в Актюбинске, а затем в любую погоду везли в Хромтау. Постепенно встала на ноги, затем магазины сдала в аренду.

– Как вы пришли в швейный бизнес, а именно к производству спецодежды?

– В 1997 году я переехала в Актюбинск. В 2000 году у меня появилась идея открыть небольшое производство. Для себя я шила еще со школьной скамьи, поэтому решила попробовать себя в швейном деле. Но почему-то сразу выбор пал именно на спецодежду. Шили рабочие рукавицы, летнюю спецодежду. Начинали с небольших партий, которые предложили ДГОКу. Потом постепенно набирали обороты.

– Как начинался швейный бизнес?

– Купили сначала 15 промышленных швейных машинок. Первый цех – это 120 квадратных метров и 15 швей в штате.

– Какой штат у вас сейчас?

– На сегодняшний день фабрика размещена на 2500 квадратных метрах, где работают 200 человек. Предприятие полностью модернизировано. Новейшее оборудование и технологии.

Причем мы предоставляем работу женщинам из социально уязвимых слоев населения и людям с ограниченными возможностями. Хочу сказать, что люди с ограниченными возможностями очень работоспособные и ответственные в нашей профессии. Таких на предприятии 30%. Они трудолюбивые и держатся за свою работу. Опытные швеи получают хорошую зарплату: 150-180 тыс. тенге. Плюс к этому ежемесячно мы доплачиваем им 10% к зарплате. Также на предприятии существует система доплаты за выслугу лет для добросовестных сотрудников и на транспортные расходы.

Есть женщины, которые хотели бы работать у нас, но по каким-то причинам не могут этого сделать, а таких у нас 10%. Например, муж не пускает, уход за престарелыми родственниками или малолетними детьми и др. Мы им предоставляем возможность работать на дому, установив швейную машинку у них дома, чтобы они продолжали осваивать профессию швеи.

– В прошлом году вы открыли профильный учебно-производственный комплекс. С чем это связано?

– Да, в мае прошлого года на базе ТОО «ПО «Глобал – Спецодежда» создан УПК «Умит-Надежда». Почему мы пошли на это? Да потому что устали искать профессионально подготовленные кадры. В Актобе сложности с профессиональными кадрами. Приходят выпускницы колледжей, которые там учились 2-3 года. Нам приходится их обучать заново. Поэтому решили реализовать идею самим подготавливать кадры.

Ученицы к нам приходят через центр занятости. В первом потоке в двух группах (государственный и русский языки обучения) специальность получить пришли 56 человек. Полтора месяца теория и полтора месяца практика. У нас очень жесткие требования. Стопроцентная посещаемость, ежедневные конспекты. Поэтому в итоге мы обучили 95 человек и получили хорошо подготовленные кадры для своего предприятия. 70% выпускников трудоустроены в ТОО «ПО «Глобал – Спецодежда».

– А оставшиеся 30%?

– С теми, кто не хочет нигде работать и скитается из угла в угол, очень тяжело. По какой бы специальности они ни обучались бы. Такие люди привыкли жить за счет государства. Ведь, обучаясь от центра занятости, они получают стипендию. А с января этого года курс обучения продлен с трех до шести месяцев. У швеи должна быть выработана скорость. Необходимы дополнительные три месяца практики.

Сейчас еще мы реализуем пилотный проект – в центре адаптации молодежи «Мейірім» открыли швейное производство. Установили оборудование на 1,5 млн тенге. Был подписан меморандум между РПП «Атамекен», городским центром занятости и нашей компанией. Цель проекта заключается в том, что воспитанники сразу на месте получают профессию. И деньги на проезд экономят, и время. Обучаем их на безвозмездной основе. Желающих очень много. Работают с большим энтузиазмом. Все семь мест заняты. Продумываем вопрос, чтобы в июле 2019 года арендовать еще одно помещение для этих целей.

– Будете расширять ассортимент, наращивать мощности?

– Мы сейчас расширяем линейку продукции. Уже выпускаем постельное белье, которое не хуже турецкого, нательное белье и пледы. Начали строительство новой фабрики на юго-западе (район города Актобе, – прим. авт.) на общей площади 6 тыс. квадратных метров. На ней будут работать 500 человек.

– Это плюс к уже работающим 200 швеям?

– Да, поэтому мы и хотим, пока фабрика строится, укомплектовать штат. Кадры, которые мы выращиваем, будут обеспечены рабочими местами. При выделении земли под строительство власти предусмотрели, чтобы рядом находились детский сад и средняя школа, потому что практически весь работающий контингент – это женщины. Рядом четыре автобусные остановки.

– Определились ли вы с рынком сбыта? Одно дело – произвести, но самое главное – продать. С этим есть проблемы?

– С первого дня я поставила перед собой задачу не выпускать ширпотреб. Только качественная продукция. Дело в том, что мы, как правило, работаем под заказчика. Он сам определяет требования и спецификацию. Какая ткань – такая стоимость. Все эти вопросы, естественно, обсуждаются совместно. Если говорить о крупных заказчиках в нефтяной, металлургической, горнодобывающей сферах и электроэнергетике, то там делается акцент на качество. Так что заказы у нас есть, к тому же мы участвуем в тендерах. Но мы подстраховывались тем, что начали выпускать товары народного потребления.

– Какова производственная мощность вашего предприятия?

– Мы можем производить до 250 тыс. единиц швейных изделий в год. Это спецодежда: костюмы, жилеты, халаты. А также нательное белье, постельные принадлежности.

– В другие регионы ваша спецодежда поставляется?

Заказы поступают из многих регионов Казахстана. Оттуда, где есть заводы или промышленные предприятия.

– И в завершение несколько слов о ваших достижениях.

– Наша компания участвовала в международных отраслевых выставках KIOSH 2016, 2017, 2018, в том числе в качестве золотого партнера, и стала победителем в номинациях «Лучший поставщик СИЗ» и «Корпоративный стиль». В прошлом году мы стали победителем регионального конкурса-выставки в номинации «Лучшие товары производственного назначения», что дало нашей компании право участвовать в республиканском конкурсе. Компания «Глобал – Спецодежда» стала одной из десяти обладателей специальной премии НПП «Атамакен» в области предпринимательской деятельности «Іскер».


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤