Что надо знать, открывая производство бумажной продукции
Почему не хватает сырья, нужна ли реклама и как развивается рынокБумажный завод «Маолин» расположен в городе Каскелене. Предприятие существует на рынке уже более 25 лет и является одним из первых, кто начал производить туалетную бумагу, салфетки и бумажные полотенца. Завод основал бизнесмен из Китая, проживающий сейчас в Казахстане. Мощность предприятия достигает практически 12 тыс. тонн в год. О том, во что нужно вложить немало средств при открытии завода по производству бумажной продукции, сроках получения прибыли и как разница в сырье влияет на стоимость готового продукта, корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» рассказал начальник отдела маркетинга Торежан Шойбеков.
- Торежан, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась работа предприятия?
- Все начиналось с небольшого производства. В офисе, где раньше располагался завод, стояло две бумагоделательных машины (БДМ). Производство постепенно расширялось, и было решено организовать завод в Каскелене. Сейчас там установлено 4 БДМ, 9 перемоточных станков, 6 станков для производства салфеток плюс упаковочные машины. Мы производим туалетную бумагу, салфетки и бумажные полотенца. Но модельный ряд салфеток и бумажных полотенец у нас гораздо меньше, чем туалетной бумаги.
Объем производства постоянно меняется в зависимости от того, какая потребность у рынка. Ежемесячно мы можем производить до 1000 тонн продукции, но каждый раз эта цифра меняется, и чаще всего в меньшую сторону от того, что мы можем производить. Мы подстраиваемся под рынок, который сейчас нестабилен.
- Куда поставляете готовую продукцию? Кто ваши покупатели?
- Мы работаем по всему Казахстану. У нас есть дилеры и дистрибьюторы во всех регионах. По мере увеличения объемов была поставлена задача выйти на весь Казахстан, а потом акцентировать внимание на Алматы. Тут мы в основном работаем с супермаркетами, крупными магазинами у дома, базарами. Сначала продукция была только экономсегмента, затем постепенно переходила в премиум, по мере обновления производственных линий на заводе. Но мы все еще делаем основной акцент на экономсегменте. Пока работаем только по Казахстану, планы на экспорт есть, но не в ближайшем будущем.
- Какое сырье используете при производстве бумаги? Что идет в качестве основы? Какие технологии применяете?
- У нас есть два вида основы – макулатурная и целлюлозная. Макулатурную мы производим сами. Это полный комплекс производства макулатуры от сырья до основы в машинных рулонах. Целлюлозу в Казахстане не производят, мы ее закупаем за границей – это Россия, Китай или Беларусь, в зависимости от наличия объемов. Но у партнеров из СНГ не всегда есть необходимое нам количество.
- Как выглядит процесс производства бумаги?
- Вкратце процесс следующий: макулатурное сырье поступает на переработку, измельчается на волокна с добавлением большого количества воды. Все это превращается в бумажную массу, которая затем фильтруется и очищается от примесей и типографской краски. Затем она подается тонким слоем на специальную сетку для обезвоживания. Сетка, которая также является транспортерной лентой, проходит через янки-цилиндр для досушивания бумажной массы, после бумажную массу срезают специальным ножом – швелером. Полученную бумагу наматывают в машинные рулоны, которые впоследствии перематываются в рулоны поменьше – логи, а они в итоге нарезаются в готовую туалетную бумагу. Есть тонкости в зависимости от того, нужно ли сделать бумагу многослойной, но общий принцип такой. Закупить, установить и наладить всю установку и следить за ней достаточно дорого и энергозатратно.
- Какое оборудование необходимо использовать?
- Раньше мы использовали оборудование, произведенное в Китае, сейчас постепенно модернизируем и часть оборудования заменили на российское, также планируем закуп с Украины. Восприятие бумаги странами СНГ сильно отличается от восприятия бумаги Китаем или Европой. У них другие требования к упаковке, плотности, длине, поэтому и оборудование другое. Мы хотим, чтобы инженеры, настраивая, понимали именно наш рынок. Потому что инженерам из Китая не всегда получается объяснить, что нам нужно, потребности нашего рынка им непонятны.
- Какова стоимость и себестоимость продукции?
- Стоимость на бумагу устанавливается в зависимости от использованного сырья. Эконом – это чаще всего макулатурное сырье либо композит. Средний и премиум – это целлюлоза или композит очень высокого качества. Но целлюлоза всегда дороже макулатуры, потому что макулатура – это переработанное сырье, а закупочная цена макулатуры около 50 тенге за килограмм в среднем. И на выходе получается основа от 200 до 400 тыс. тенге. Если мы говорим о целлюлозной основе, то это может быть 600-700 тыс. тенге, а в некоторых случаях миллион за тонну целлюлозной основы.
Стоимость продукции сильно варьируется: от 20-25 тенге до 100 тенге за рулон в зависимости от качества. Говоря о себестоимости, существуют низкомаржинальные и высокомаржинальные продукты. На продукт стоимостью 20 тенге маржа очень низкая, потому что это экономсегмент и высокую цену тут не поставишь. Но мы делаем упор на количество. Рынок экономсегмента достаточно широкий, на нем больше запросов.
- Сколько нужно вложить в производство на начальном этапе и как быстро оно окупится?
- При неполном цикле, с закупом основы на среднее производство понадобится порядка $500 тыс. Это с перемоточными станками и упаковочными машинами и небольшими складами. Есть варианты дешевле, но они требуют больше трудозатрат. При полном цикле сумма варьируется от вида очистки. Тут много узлов от сырья до переработки ее в бумагу. И стоимость каждого цикла разная. Наше производство практически полностью автоматизировано.
Это не тот бизнес, когда можно быстро вложиться и быстро окупить вложения. В долгосрочной перспективе бизнес рентабельный, но при условии долгой окупаемости. Тут роль играет дорогостоящее оборудование. Например, не самая мощная автоматизированная упаковочная машина итальянского производства для минимальных потребностей стоит $250 000. Все сильно варьируется. Менее автоматизированное производство дешевле.
- Нужна ли реклама для успешного развития этого бизнеса?
- Да, реклама нужна. Но это палка о двух концах. Может принести прибыль, а может и ударить по голове. Если она будет слишком навязчивой и откровенной, то может вызвать отторжение у клиента. Тут нужно быть очень аккуратным. Чтобы реклама была действенной, нужно аккуратно вносить креативность. Мы рекламу на широкую аудиторию пока не запускаем, а чаще используем онлайн-продвижение для дистрибьюторов и дилеров.
- Как вы в целом оцениваете рынок?
- Я вижу два направления рынка, и оба мы хотим развивать. Первое – рынок будет развиваться в сторону целлюлозной бумаги, максимально улучшать ее. Макулатурная бумага будет постепенно отходить. Сейчас видно, что спрос на целлюлозную продукцию постепенно увеличивается. По городу это соотношение примерно 35% к 65%. Второе – производство макулатурной бумаги выйдет на такой уровень, что потребитель просто не будет видеть разницы с целлюлозной. Я бы хотел развития во втором направлении, потому что оно экологично. Мы используем одно и то же сырье, а бумагу можно перерабатывать до 7-10 раз, в зависимости от качества переработки.
- Насколько велика конкуренция в этой сфере?
- Рынок уже достаточно насыщен. На него очень сложно зайти, не имея конкурентных преимуществ. А это чаще всего либо цена, либо качество. В Казахстане есть порядка трех местных компаний, которые могут обеспечить всю республику бумагой. Помимо этого, есть компании из Турции, России, Украины, Беларуси. Все близлежащие страны так или иначе заходят к нам со своим предложением. Но разницы в самой продукции практически не видно.
- С какими трудностями сталкиваетесь?
- Основные сложности на производстве – это специалисты. Сейчас найти инженера-технолога в Казахстане практически невозможно. Так как у нас не производят целлюлозу, то и соответствующие специалисты не нужны. А держать целую специальность для нескольких предприятий вузам невыгодно. Поэтому мы приглашаем людей из России или Украины. Еще одна проблема, с которой мы иногда сталкиваемся, – уменьшение количества макулатуры и отсутствие культуры сдачи вторичного сырья.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.