Зачем носочная фабрика Шымкента привлекла технолога из Nike

Нурсултан Балабиев рассказал «Капитал.kz» о том, как запустить такое производство, какие сложности возникают и где взять инвестиции

Идея запустить носочно-чулочное производство в Шымкенте пришла Нурсултану Балабиеву в начале 2015 года. Идею он вынашивал полгода, изучал рынок, заходил на местные базары и внимательно рассматривал носки. Он вспоминает, что на тот момент на казахстанском рынке не было крупных производителей носков и тем более чулок. И, посоветовавшись с родными, принял решение реализовать свою идею.

«Фабрику по производству носков и чулок запустили в декабре 2015 года в специальной экономической зоне «Онтустiк». Размещение в СЭЗ дало нам очень много преимуществ. Акимат Шымкента для строительства фабрики предоставил нам земельный участок. К тому же то сырье, которое мы используем для производства носочно-чулочной продукции, не облагается таможенными пошлинами. Также у нас есть льготы по определенным налогам. Коммунальные платежи в СЭЗ «Онтустiк» также ниже по сравнению со стандартной локацией», – рассказывает основатель фабрики «Алем-БТ» Нурсултан Балабиев.

Для запуска завода потребовалось 2 млрд тенге (на тот момент $10 млн). За помощью в финансировании предприниматель обратился в ФРП «Даму». «На заемные средства мы приобрели в Южной Корее вязальные станки, роторные машины для влажно-тепловой обработки и другое оборудование. Южная Корея была выбрана неспроста. Дело в том, что корейские носки считаются самыми качественными в мире. Изначально мы изучали казахстанский рынок швейного оборудования, но у нас в стране на тот момент еще не было производителей швейного оборудования. На приобретение пряжи, красители пряжи, маркетинг мы потратили порядка $2 млн собственных средств», – делится он.

Технологический затор

Одна из трудностей, с которой столкнулся предприниматель, – отсутствие технологов для работы на оборудовании.

«Когда оборудование в Южной Корее было приобретено, никто из казахстанских технологов не знал, как им пользоваться. Нам пришлось пригласить южнокорейских технологов, которые обучили наших специалистов. Их гонорар составил около $3 тыс. Несмотря на то, что оборудование работает по заранее заданному алгоритму, в случае каких-то сбоев технологи должны были грамотно среагировать на форс-мажорную ситуацию», – отмечает Нурсултан Балабиев.

Одновременно он подчеркивает, что каждый предприниматель, запуская носочно-чулочную фабрику, должен быть готов к браку. По словам собеседника, первые 3-4 месяца около 10% его продукции было браком. «С такой ситуацией сталкиваются практически все производители, это нормально. В целом же вполне оптимально, если у производителя носков из всего оборота выходит лишь 1% брака», – отмечает он.

Чулки не пошли

Фабрика постепенно отказывается от производства чулок. «При запуске предприятия чулки занимали чуть более 10% от всего объема производства. Они так же, как и носки, изготавливались из хлопка и полиэстера. Теперь же мы постепенно уходим от этого направления, потому что чулки не пользуются таким спросом, как носки», – делится Нурсултан Балабиев.

Окрашивание на месте

В производстве носков и чулок используются натуральные волокна. «Мы достаточно долго прорабатывали структуру носка. И, посоветовавшись с экспертами, решили использовать в своем производстве хлопок, шерсть, шелк, бамбук и модал. Эти материалы обеспечивают хорошую гигроскопичность, они не аллергенны, устойчивы к влаге. Шерсть имеет уникальную структуру, за счет этого носки с ее содержанием удерживают тепло. Бамбук удивителен тем, что он обеспечивает прохладу», – отмечает Нурсултан Балабиев.

Сейчас фабрика производит около 800 тыс. пар носков в месяц. В основном на 80% носок состоит из хлопка, на 20% – из полиэстера. Хлопковую пряжу привозят из Турции, Узбекистана, Китая. «Когда последние несколько лет курс доллара сильно колебался, то мы стали подумывать о поиске поставщика пряжи в Казахстане. Недавно в Шымкенте была запущена фабрика по выпуску пряжи. Но цена местной пряжи оказалась выше зарубежной. Полиэстер приобретаем в Китае и Корее. Кстати, наша компания вышла на точку безубыточности только через 1,5-2 года после запуска производства, в середине 2018 года мы вышли в прибыль», – рассказывает собеседник.

Изначально пряжа закупается бесцветного цвета. Ее окрашивают в нужный цвет уже на фабрике. «Если бы мы приобретали пряжу определенного цвета, то наши носки стоили бы на 150% дороже. Мы же стараемся удерживать цену реализации носков на приемлемом уровне: от 80 до 300 тенге. На сегодня рынок Казахстана перенасыщен носками турецкого и китайского производства, и было время, когда крупные оптовые покупатели не доверяли носкам Made in Kazakhstan. Но мы смогли перешагнуть грань недоверия и поставили реализацию нашей чулочно-носочной продукции на поток. Многие интересуются, почему наши носки не продаются в крупных торговых центрах. Знаете, мы осознанно отказываемся работать с ТЦ, потому что они ощутимо завышают цену реализации носков, даже более чем на 50%», – отмечает Нурсултан Балабиев.

Причем тут Nike?

Собеседник рассказывает, что в настоящее время ведутся переговоры с мировым гигантом Nike. «Мы сами вышли на эту компанию, встретились с представителями Nike в Милане. У нас были переговоры с их технологом по проработке технологии производства и лекал носков. Гонорар технолога из Nike составил порядка 3 тыс. евро – это очень доступный ценник. Мы решили инициировать эти переговоры, потому что в будущем планируем выйти на европейский рынок. Дело в том, что в Европе другие стандарты по носкам и, соответственно, спрос на них. Европейские мужчины в отличие от казахстанских предпочитают более удлиненные носки – почти до колена. Ведь в определенной части Европы нет таких морозов, как, например, в Астане. И поэтому в длинных носках в холодное время года европейцам тепло. В Казахстане же последний год более востребованы низкие носки, едва выглядывающие из-под обуви. И к тому же представители Nike дали нам советы по оборудованию, сколько игл должно быть встроено в швейное оборудование при пошиве носков для рынка США, Европы. Чем больше игл, тем плотнее выходит носок», – рассказывает он.

В настоящее время фабрика реализует свою продукцию во всех крупных городах Казахстана и даже вышла на рынок России. «Около 25% выпущенной продукции поставляется на рынок Новосибирска. Сейчас мы налаживаем сеть дистрибуции, чтобы наши носки были доступны также и в крупных торговых центрах Казахстана», – делится Нурсултан Балабиев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤