Как заработать на полетах, не поднимаясь в небо
В Алматы работает первый в Казахстане авиасимуляторВ 29 лет Андрей Горпинич меняет профессию ради осуществления мечты детства. Когда-то мужчина мечтал стать пилотом гражданской авиации. Четыре года обучения понадобилось на то, чтобы мечта стала реальностью. Но Андрей на этом не остановился и решил дать возможность каждому желающему попробовать себя в качестве пилота. Мужчине удалось собрать команду единомышленников и открыть в Алматы первый авиасимулятор V-Flight. Корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Андрей Горпинич рассказал о рентабельности бизнеса, сроках окупаемости и заинтересованности алматинцев.
- Андрей, расскажите, пожалуйста, откуда возникла идея открытия авиасимулятора и как давно вы на рынке?
- Идея принадлежит мне, но это не ноу-хау. Я много путешествовал и видел в других странах подобные тренажеры. Начал задумываться, почему бы не попробовать в Алматы. Нашлись единомышленники, и мы смогли открыться 25 февраля прошлого года. Предварительно готовились к открытию год. Но до сих пор бизнес не стоит на тех рельсах, когда его можно оставить и уехать куда-нибудь отдыхать на острова. Здесь необходимо постоянное участие каждого из нашей команды.
В открытии бизнеса задействовано много людей, и я один из учредителей. Остальные также имеют очень серьезное отношение к авиации в известных авиакомпаниях.
Когда я только начал рассказывать о своей идее, многие отнеслись скептично, не веря, что тренажер кого-нибудь заинтересует. К примеру, авиакомпании заинтересованы в сертифицированном авиатренажере для прохождения чеков пилотами. Говоря о широких массах, считали, что интереса у них нет. Но если это интересно в Москве, то почему не должно быть интересно у нас?
Сегодня у нас работают реальные пилоты, а не симмеры. А это для нас очень важно. Перед каждым полетом обязательно проводится 15-минутный инструктаж.
- Оправдался ли ожидаемый спрос на аттракцион? Насколько он популярен среди алматинцев?
- Когда мы открылись, спрос на тренажер даже превышал наш первоначальный план. За год смогли накопить импульс, и на первом этапе буквально ночевали тут. Потом спрос резко упал. Сейчас он зависит от нашей работы и привлечения людей через рекламу. Многие о нас не знают, и важно об этом донести. Возможно, людей могло быть и больше, но тут стоит вопрос, как о себе сообщить. Пока не все получается так, как хотелось бы. Но мы постоянно вкладываемся в рекламу, рассказываем о себе и в социальных сетях, и в кинотеатрах.
- Когда окупятся вложенные инвестиции? И можно ли назвать этот вид бизнеса выгодным?
- Вложенные в бизнес средства еще не окупились. На это понадобится около 5-6 лет. Вложения были достаточно серьезные, но, к сожалению, я не могу назвать сумму. Все наше оборудование лицензионное и требует постоянного продления. Очень много расходов, невидимых глазу. Из-за этого количество прибыли, получаемой компанией, сокращается. В любой авиакомпании это работает так же. Но там еще есть непредвиденные риски, в нашем же бизнесе их нет. Зато есть постоянные затраты, вне зависимости от того, приходят люди или нет. Это сказывается на окупаемости.
- Расскажите, как работает тренажер.
- Тренажер – это точная копия кабины самолета Boeing 737 NG, который полностью повторяет кабину пилотов в самолете. В реальном самолете много аналоговых приборов, работающих по другим принципам. Например, датчик скорости замеряет давление воздуха преобразуя их в показатель приборной скорости самолета относительно воздуха. Тут же тренажер стоит на месте, но скорость при этом показывает. Всё это происходит потому, что он работает на других принципах, но в последовательности своих действий абсолютно соответствует реальному самолету.
Могу сказать, что половину реальной летной подготовки профессиональный пилот может с легкостью на этом тренажере выполнить. На нем можно отлично отработать разные действия. К нам постоянно приходят капитаны из авиакомпаний и дают положительную оценку. Все достаточно реалистично.
- Кто ваши клиенты? Любой ли может попробовать себя в качестве пилота?
- К нам приходят как школьники, так и взрослые. Часто целыми семьями. Но обычно люди приходят один раз, чтобы удовлетворить свое любопытство.
У нас также есть авиашкола, где мы делимся знаниями, которые получили в ходе своей учебной подготовки. Но лицензий или документов не выдаем. Мы заинтересованы в том, чтобы развивать в Казахстане авиацию. И, прежде чем пойти учиться в высшее учебное заведение, можно опробовать эту профессию у нас, понять, нужно им это или нет. Обучение в гражданской авиации довольно дорогостоящее. Первоначальное летное обучение с лицензией частного пилота стоит 2,5 млн тенге. Это большие деньги. В процессе кто-то понимает, что это не его. И, если деньги будут возвращены, то уже не все.
В этом месяце мы планируем начать работу с детскими домами. К сожалению, всем детям помочь не сможем, но будем отбирать действительно тех, кому это нужно и у кого есть мечта. Мы сможем помочь в ее воплощении абсолютно бесплатно.
- Сколько стоит один полет? Из чего складывается его стоимость?
- Получасовой полет на авиасимуляторе стоит 15 тыс. тенге, час – 30 тыс. тенге. Эти цены мы поставили не просто так. У нас она меньше, чем у аналогов в других странах. К нам даже приезжают из других стран, говоря, что стоимость низкая. С самого начала мы исходили из того, чтобы стоимость была доступной.
Когда мы начинали, с нами должна была сотрудничать одна из российских компаний. Мы не смогли с ними работать в кооперации, потому что не сошлись во мнении по ценам. В этом случае полет бы стоил в два раза дороже и тренажер находился в Мега-центре, где большая проходимость. И, оценивая состоятельность наших людей, они были твердо уверены, что готовы потратиться.
Нам бы хотелось еще понизить стоимость, но в таком случае бизнес будет нерентабельным. Периодически мы это делаем, но на постоянной основе будет невыгодно. Полетать на таком подвижном тренажере в Москве вам обойдется в районе 25-27 тыс. тенге за 30 минут. То есть вдвое дороже.
К нам можно попасть бесплатно, написав свою историю на сайте. За год обратилось 10 человек, из них только один был действительно заинтересован. Остальные в той или иной степени хотели просто попробовать аттракцион.
- Андрей, поделитесь планами на будущее.
- Мы хотим развиваться дальше, планируем открываться в других городах. Кабины уже строятся. В Алматы нет смысла открывать еще один филиал, думаю, что никто, кроме нас, не появится, потому что бизнес будет нерентабельным. В таком случае срок окупаемости займет не 6 лет, а 12-13.
Конечно, рисков много, и уверенности ни в чем нет. Особенно когда многие влиятельные люди говорили, что у нас не получится ничего. Все зависит от того, как это преподносить. Нам нравится, что мы не просто копируем, но вносим в этот бизнес свое видение и подходим к нему с душой.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.