Как IT-стартапам выйти на мировой рынок
Опыт казахстанской лаборатории инновационных решений SmartLabИнновационная лаборатория SmartLab занимается тем, что создает информационные технологии, направленные на автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов компаний банковского, коммерческого и других секторов. В декабре 2018 года по результатам международного конкурса на площадке Startupbootcamp Australia компания вошла в топ-10 лучших стартапов, презентовав свой новый продукт – видеоплатформу для общения - IVCbox. Тем самым, SmartLab получила международное признание. О том, как получение международного опыта повлияет на развитие компании, масштабирование и основных правилах выхода на мировой рынок, управляющий партнер компании SmartLab Аблай Махмудов рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Аблай, как появилась Казахстанская лаборатория инновационных решений SmartLab? Расскажите вашу историю.
- Еще со времен учебы я тяготел к теме IT. Было много разных проектов, но в 2015 году я решил, что пора создавать что-то серьезное. Так появился виджет для сайтов SmartCall. Это был наш первый продукт, на который мы потратили не очень много времени, но который стал популярен. Суть продукта заключается в анализе поведения клиентов на сайте и подталкивании их к приобретению определенного продукта. Виджет начал пользоваться спросом, и таким образом другие компании начали узнавать о нас. При этом мы не давали никогда никакой рекламы и до сих пор этого не делаем.
Постепенно мы стали перерастать в IT-компанию, которая занимается разработками определенных проектов на заказ для наших казахстанских организаций. Мы создаем продукты с разными командами. Работаем в государственном, банковском секторе, с частными компаниями, а также продолжаем направление по стартапам. Вначале нашего пути команда состояла из трех человек, сегодня выросла до 25.
- Помогал ли вам кто-нибудь в начале вашего пути? Были ли наставники?
- Нет. Мы начинали сами, на свои средства. И в тот момент у нас в стране не было так много акселератов, которые инвестируют в проекты на начальном этапе. Они начали появляться только в последние два года, когда отрасль IT стала набирать популярность. Сегодня нам поступает много предложений запуска наших продуктов на рынках других стран.
- Какова основная деятельность компании?
- Мы занимаемся тем, что создаем информационные технологии, направленные на автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов компаний банковских, коммерческих секторов. Работаем также с такими направлениями, как индустриальный, строительный и аграрный бизнес. Например, в банковском секторе мы помогаем с интеграцией скоринговых систем и уникальных бизнес-процессов.
На сегодня пользователями наших продуктов являются более 1000 компаний. Среди них как минимум пять крупнейших банков в стране, госструктуры, более 35 автоцентров. Если переводить это в эквивалент обычного пользователя, получится свыше миллиона человек. В свободное время продолжаем работу над собственными проектами. Помимо этого, помогаем финансово и технически местным проектам и оказываем услуги по привлечению лучших разработчиков в стране для решения проблем на мировом уровне.
- Над какими продуктами вы еще работаете? Были ли еще интересные разработки, помимо SmartCall?
- Мы делаем скоринговые системы, программы для ускорения бизнес-процессов. Например, раньше, на рассмотрение вашей заявки уходило пару дней, теперь это занимает 20 минут. Так же мы создали успешный проект в этом году - «Monocle». Он объединяет в себе рестораны и парикмахерские. Вызывая то или иное заведение при помощи закаченного приложения, ваш сотовый оператор не взимает абсолютно никакой платы за звонок. Более того, за то, что вы звоните компаниям, они платят вам бонусами и привилегиями.
Для того чтобы начать активную разработку нового уникального продукта, потребуется много времени. А штампование стартапа не гарантирует успех, поэтому в каждый новый стартап нужно вкладывать свою душу.
Самое главное, что я приобрел, общаясь с начинающими предпринимателями со всего мира, – стартап это не о продукте и не о разработке. Это о людях. И тут важно обладать определенными качествами для ведения проекта. Чтобы он получился успешным, нужно посвятить этому много времени и сил. Мы в свою очередь сейчас направили свое внимание на работу с проектами для компаний.
- Недавно вы участвовали в международном конкурсе на площадке Startupbootcamp Australia, и ваш продукт IVCbox вошел в топ-10 лучших стартапов на мировом информационном рынке. Расскажите подробнее о продукте и о полученном опыте.
- IVCbox - это видеоплатформа для общения. Например, раньше вам нужен был скайп, чтобы связаться с кем-нибудь. А теперь наличие каких-либо специализированных программ вообще не обязательно, вы можете связываться через любой браузер, нажав на одну кнопку.
Продукт уже готов, но будет много доработок. Для этого мы и участвовали в конкурсе. Под эгидой Startapbootcamp консолидированы менторы, коучеры, организация обладает ресурсами и механизмами, и по итогам мы можем использовать все полученные знания. Так, основными партнерами мероприятия грядущего года являются корпорации Cisco и Amazon. На пользование сервисами последнего в рамках программы выделено более 500 000 евро.
Условно говоря, нашу идею на конкурсе оценили в силу ее уникальности. И мы попали в десятку среди более чем 650 участников. Теперь часть команды в январе поедет в Австралию. Продукт знаменит уже в некоторых странах и в сообществах менторов и коучеров.
Также в этом году мы выиграли топ-15 по Европе среди стартап-мероприятий. Нам поступили предложения представить наш продукт в Индии и Канаде, приглашали на международные форумы и семинары, в том числе в Гонконге, где мы выступали в качестве спикеров. Также мы посетили Сингапур, Румынию, Австралию.
- Как выход на мировой информационный рынок повлияет на компанию?
- Подобный опыт дает нам возможность масштабирования компании. Используя ресурсы наиболее значимых наставников, партнеров и инвесторов в своей отрасли, мы сможем проводить пилотные проекты по всему миру. И, самое главное, мы сможем использовать репутацию организации, что поднимет уровень доверия компании. С повышением уровня доверия у нас появится возможность пропилотироваться и создать продукт для мировых компаний.
- Аблай, в этом году вы открыли американский филиал. Расскажите о нем подробнее.
- В этом мы открыли компанию в штате Делавэр, США. Там мы сотрудничаем с другими американскими компаниями. Получается, что наши ребята помогают решать их задачи. Четверо из них ведут переговоры с компаниями, а все остальные умы, программисты, работают удаленно.
Американский рынок достаточно своеобразный и специфичный, со своими предпочтениями. И когда они видят, что компания находится с ними локально на одной территории, то и уровень вовлеченности в бизнес-процессы другой. Но при этом мы не скрываем того, что основатели компании родом из Казахстана. Вопрос «откуда вы?» очень частый.
Сейчас многие компании по всему миру открывают отделы, занимающиеся стартапами. Это полезно и недорого. К тому же стартапы всегда будут дешевле, чем большие вендоры. Вся проблема состоит в том, что большие компании проводят такое же пилотирование для стартапа, как и для вендоров. Это занимает очень много времени. Сегодня они стараются ускорить этот процесс и затратить на него пару дней – провести быстрый подсчет аналитики, внедрения, пилотирования. В этом году это было актуальной темой.
- Как, по вашему мнению, развивается в Казахстане сектор инновационных технологий?
- Развитие сектора инновационных технологий происходит быстро, потому что много талантливых разработчиков и предпринимателей. Я вижу, как стремительно сейчас развиваются молодые стартапы. И это очень здорово. Они ответственно подходят к вопросу, просчитывают шаги. Проводят глубокий анализ. Я встречал много ребят-самородков, даже не получивших высшего образования. Изучали программирование самостоятельно. Это заслуживает уважения. Такими ребятами восхищаются.
- Аблай, а есть ли разница между нашими стартаперами и иностранными?
- У нас в стране принято считать, что если ты занимаешься стартапами, то ты студент второго курса, которому пришла в голову безумная идея. Если сравнивать со стартаперами по всему миру, то это люди, которые работали, например, в нефтяных или иных крупных мировых организациях с хорошими заработками. Проработав там определенное время, они приходят к тому, что хотят заниматься своим прибыльным делом. Это взрослые люди с большим количеством знаний и опыта. Своей идеей они решают определенные проблемы. При этом часто выбирают довольно узкую и специфично направленную нишу.
- Почему большинство стартап-проектов у нас терпят поражение? Как вы в целом оцениваете этот рынок?
- Многие стартапы терпят поражение на начальном этапе из-за предвзятого отношениях к ним компаний. Нет доверия и поддержки идеи. Тут также сказывается закоренелость мышления.
Так как у нас есть опыт и мы работаем в поле разработок, то мы можем предугадать, чего хочет компания и о чем она думает. И на сегодняшний день компании начали выходить на уровень, когда нужно интегрировать системы, ускорять бизнес-процессы, применять машинное обучение и нейронные сети. Пройдя собственный путь от молодых стартаперов до компании, чья деятельность по праву заслуживает доверия, масштабируя свои представительства по миру, мы решили помогать молодым казахстанским стартаперам, делясь накопленным опытом, имеющимися ресурсами и профессиональными компетенциями.
- Что вы можете посоветовать начинающим стартаперам с интересной идеей? Есть ли для них определенные советы для выхода на международный рынок?
- Чтобы выйти на международный рынок, вам в любом случае понадобятся инвестиции. У стартапов есть несколько прединвестиционных этапов. И, к примеру, первые вы можете собрать самостоятельно, попросить у родственников. И, для того чтобы выйти на весь рынок, вам нужен человек, который будет подсказывать и направлять вас.
На самом деле в стартапе идея – это ничто. У нас сильно привязываются к самой идее. Но скорость и качество ее реализации, работа специалистов и построение их работы, планы заработки – это важно. Если в вас инвестирует зарубежный стартап, то вы становитесь одной семьей. А если вы не подходите друг другу, то будут столкновения, что повредит проекту. Многие стартапы смотрят только на предложенные деньги, но не думают о взаимной коммуникации. А это очень важный момент.
Также очень важно задаваться вопросами: «А кому и зачем это нужно? Что решит мой проект? Чем будет полезен? А будут ли им пользоваться?». Чего, к сожалению, не делают многие молодые компании. Провести такой анализ не занимает много денег и времени.
- Поделитесь планами на будущее.
- Видя молодых ребят, самородков, и обладая определенными приобретенными опытом и ресурсами, мы готовы помогать молодым специалистам с интересными проектами. У нас есть интернациональные связи, и нам ничто не мешает, чтобы помогать. В дальнейшем мы планируем развитие собственного казахстанского акселератора в партнерстве с иностранными партнерами. Мы уже провели переговоры, и они прошли положительно. Проект совместной акселерации казахстанских стартапов интересен европейским и американским компаниям. Мы верим, что наши инициативы помогут молодым казахстанским стартаперам выйти на новый профессиональный уровень и получить международное признание.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.