Почему невыгодно открывать тепличный бизнес?

Конкуренция из Узбекистана, неготовность ретейла и маленький спрос

Тепличный комплекс GreenEco расположился в селе Панфилово Талгарского района Алматинской области. От других теплиц его отличает современный уровень оснащенности, компьютеризация и автоматизация процессов. Салаты, зелень и пряные травы выращивают тут круглый год по последним технологиям. Несмотря на налаженные процессы, директор компании Роман Шнайдерман говорит, что такой бизнес сложно назвать престижным, и он требует значительных вложений. С корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz. предприниматель поделился, почему местный ретейл был не готов к продаже такого хрупкого продукта, как салат, рассказал о конкуренции с Узбекистаном и почему местная продукция дороже завозной.

Тепличный комплекс пятого поколения

Мы начали строительство теплицы в 2016 году, в октябре 2017-го запустились. Так как это конвейерное производство, нам понадобилось порядка пяти месяцев на наладку технической части работы. Это агропробы, отбор материала, настройка линий, правильно выстроенный свет, температурный режим. Чтобы вырастить продукцию, уходит 35 дней – от момента посева до сбора.

Теплица уникальна тем, что в Казахстане пока нет комплексов с таким же техническим оснащением и качеством.Тепличный комплекс GreenEco – это комплекс пятого поколения. Мы применили последний уровень оснащенности компьютеризации и автоматизации процессов.

Система управления полностью компьютеризирована. За процессом следит один оператор. Тут необходимо минимальное участие человека, поэтому и штат небольшой. Без отдела продаж треть штата сейчас занимает производственный отдел – это чуть больше 30 человек. Для такой площади это немного. Мы даем дополнительные рабочие места. В основном вся рабочая сила у нас из Талгара.

Производственная мощность

Масштаб рабочей площади – 1,3 га. Проектная мощность до 60 тонн в месяц (3 млн пучков в год). Но, к сожалению, пока производство работает не на полную мощность, а где-то на 65-70%. Это связано с низкой культурой потребления зелени и с тем, что не всю выращенную продукцию мы можем продать. Для этого мы выходим на рынки других городов. Помимо Алматы, продукцию мы поставляем в Астану, Караганду, а также в две крупные сети в Павлодаре, Талдыкоргане, и есть отдельные частные поставки в Тараз, Атырау и Усть-Каменогорск. Большой спрос на нашу продукцию есть в России. Но пока у нас стоит вопрос логистики. Так как это продукт, который относится к категории фреш, он должен всегда оставаться свежим. Поэтому сейчас мы прорабатываем технологию его доставки, после чего сможем массово выходить на российский рынок.

Микс технологий и гидропоника

В теплице применен микс технологий – голландских, израильских, датских. Все выращивается по методу гидропоники. Такой способ позволяет вырастить любое растение без наличия почвы. Корневая система растений находится либо в газо-воздушной, либо в газо-водной среде. В нашем случае семечко помещается в горшочек с торфом, после чего перемещается в специальные лотки, и в момент роста растения оно подпитывается водой. В воде растворены все необходимые органические питательные вещества, которые присутствуют в обычной почве. Поэтому растению не нужна почва, все необходимые микроэлементы оно берет из воды. Свет нужен обязательно. У нас используется дневной свет и тепличный. Специальные стекла крыши построены под определенным углом. Они считаются энергосберегающими. Конструкция собирает и аккумулирует солнечную энергию и тепло. Это позволяет экономить газ для отопления теплицы в зимнее время. Плюс для правильного роста у растений должен быть определенный световой день и не более 8 часов темноты. Расход воды для обслуживания зоны выращивания в теплице - 30 литров в месяц.

Преимущества беспочвенного выращивания зелени

Почва нуждается в постоянной подкормке и обогащении. Постоянно заменять ее достаточно трудоемкий процесс. Второе – это вопрос безопасности. Никогда нельзя гарантировать, что почва будет абсолютно чистой от вредителей и грибковых заболеваний. Это ее естественная микрофлора. У нас в горшочках используется очищенный, отфильтрованный торф. Он одноразовый, расфасованный в герметичных блоках. Его мы используем при посеве, после он утилизируется. Питательная смесь, которой поливаются растения, проходит фильтрацию. Это наша местная артезианская вода с добавлением очищенных органических удобрений. И таким образом мы гарантируем нашему продукту безопасность и снимаем необходимость дополнительной обработки. Мы выращиваем экологически чистый продукт. Находимся далеко от города, от трассы, пользуемся очищенной артезианской водой из собственной скважины, отобрали лучшие семена, поэтому вполне можем называться экологичным продуктом.

Сегодня мы выращиваем 18 сортов салатов, зелени и пряных трав. Некоторые сорта салатов мы единственные представляем на местном рынке. Расширять ассортимент не планируем, нам даже пришлось его немного сократить. Наш ассортимент начинался с 24 видов, позже пришлось его сократить. Самые экзотические виды убрали, т. к. люди просто не понимали, что с ними делать. Очень немногие воспринимают зелень как полноценный продукт в рационе питания. Хотя сегодня здоровое питание – это тренд, который быстро набирает обороты.

Спрос не оправдался

Ожидаемый нами спрос на потребление зелени не оправдался. Европейцы в среднем съедают 25 пучков салата в год. А алматинцы в 10 раз меньше. Из 3 млн производимых пучков салата 2 млн приходится на Алматы. Долгое время салат находился в люксовом ценовом сегменте, и до сих пор эта культура не развилась.

Окупаемость

В проект было вложено порядка четырех миллионов евро - это более полутора миллиардов тенге. Окупаемость такого проекта в среднем от 6 до 8 лет. Не смотря на то что пока мы работаем в минус, в ближайшем полугодии мы планируем выйти на окупаемость операционной деятельности: зарплатный фонд, необходимые закупки, маркетинговые вопросы.

Демпинг поставщиков из Узбекистана и ценообразование

Средняя цена нашей продукции в магазинах в Алматы в районе 350-400 тенге. Финальную стоимость устанавливают сами магазины с учетом собственных наценок. В северных регионах чуть дороже, 500-550 тенге - на стоимость влияет вопрос доставки. Так получается, что чаще всего отечественные продукты у нас дороже завозных. Все потому, что чаще всего в отечественном бизнесе есть кредитные инвестиции, которые требует определенного процента отчислений. Плюс, очень дорого обходится соблюдать все государственные требования - белые зарплаты, все положенные налоговые отчисления, сертификаты, регулярные проверки качества. В то время как многие ввозные продукты просто "нелегалы".

Самый главный наш конкурент – это зелень от поставщиков, которая завозится нелегально, особенно летом. Около 90% такой зелени поставляется из Узбекистана. Если бы это контролировалось, мы были бы более конкурентоспособными. Продукт, который завезли сюда без таможенных пошлин, дополнительных налоговых отчислений, без проверки Комитетом государственной инспекции в Агропромышленном комплексе, без карантинных сертификатов и проб на нитраты, конечно, будет намного дешевле! На рынке такие продукты имеют низкую стоимость, и это жесткий демпинг по отношению к нам. Нездоровая конкуренция.

По сути, в непрестижный бизнес мы вкладываем значительные средства. Себестоимость у нас сильно плавает и зависит от сезона. Если мы продаем весь урожай, то себестоимость одна, если половину, то другая. В зависимости от сезона она меняется. На это влияет и отопление, и освещение. При этом цены мы держим одинаковые. Зимой работаем с минимальной маржинальностью, а летом, несмотря на то что падают затраты, падает и потребление.

Для того чтобы наша местная продукция не отправлялась в другие страны, должно быть государственное регулирование. Мой продукт рассчитан на местное потребление, т. к. салат долго храниться не может. У меня была надежда, что я смогу реализовать его на местном рынке.

Трудности

Еще одна сложность, с которой мы столкнулись, – это неготовность ретейла к работе с таким продуктом. Сейчас ситуация немного лучше. Когда мы начали торговать, мы не планировали создавать собственный торговый отдел, а заниматься только производством. Работой с магазинами должна была заниматься дистрибьюторская компания. Но оказалось, что они не знают, как обращаться с таким хрупким продуктом, как зелень. Они не соблюдают температурный режим, кидают коробки. В итоге магазины получали продукт очень низкого качества, а нарекания в первую очередь получали мы. После этого было решено создать свой отдел продаж и логистики. Мы практически до каждого потребителя вынуждены довозить товар сами и следить за его выкладкой и правильной продажей. Сейчас мы обслуживаем более 90 супермаркетов по Казахстану, и очень немногие из них готовы к правильной реализации товара. Остальные к этому халатно подходят. Потенциал хороший, продукция, которую мы выпускаем, в тренде. Но бизнес, к сожалению, нерентабельный.

Несмотря на то что государство декларативно заявляет о своей заинтересованности в развитии сельского хозяйства, оно требует значительных вложений. При этом конкуренты, с которыми нам приходится бороться, не проходят никаких проверок. И если во всем мире сельское хозяйство поддерживается льготами хотя бы на энергоносители, то мы платим, как обычное юридическое лицо. У нас выходят мегаватты электричества, что серьезно влияет на стоимость. Во всем мире газ и электричество субсидируются для сельхозпроизводителей.

Участие государства и серьезный контроль за ввозимой продукцией, а также льготные тарифы на энергоносители значительно увеличили бы шанс для отечественных сельхозпроизводителей на завоевание казахстанского рынка!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤