Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Ижи Урбанец: Для SANTO этот год оказался одним из лучших

Ижи Урбанец: Для SANTO этот год оказался одним из лучших

В течение 2-3 лет компания выпустит на рынок 50 новых препаратов

Автор:
Капитал - Ижи Урбанец: Для SANTO этот год оказался одним из лучших

– Ижи, каким оказался уходящий год для фармацевтической отрасли в целом и для компании SANTO в частности?
– Для SANTO этот год оказался одним из лучших. Наши показатели улучшились, и мы подтвердили свое лидерство. Мы отмечаем у себя рост в обоих каналах – и в розничном (безрецептурном и рецептурном), и в госпитальном. В целом, доля отечественных производителей в объеме рынка в настоящее время в натуральном выражении превысила 30%, в стоимостном она пока составляет около 14%.  Значит, можно сказать, что мы выполняем задачу, поставленную президентом республики, – фармацевтическая отрасль развивается, доля лекарств, произведенных в Казахстане, увеличивается.Хочу вернуться к показателям SANTO. Посмотрите, как выглядит рынок в целом за 10 месяцев этого года: в денежном выражении рост составил 0,4% по сравнению с прошлым годом. Наш рост – 8,6%. Мы на втором месте среди всех производителей, по данным ведущей международной консалтинговой компании IQVIA. В рознице мы занимаем первое место с долей рынка около 4%. – Почему рынок не растет?– Возможно, розница в целом по рынку растет где-то на 6%, а общий объем поддерживает свой уровень и показывает рост 0,4%, по данным IQVIA YTD10/2018/.Вероятно, оптимизируется использование лекарств, применяется более эффективное лечение.– Насколько сильно лекарственные средства, произведенные в Казахстане, конкурируют с импортируемыми из России?– Я хотел бы ответить с точки зрения качества. Стандарты GMP в Казахстане на самом высоком уровне. В России тоже имеется сертификация в соответствии с надлежащей производственной практикой. Обе страны признают сертификаты GMP друг друга. Я всегда говорю о том, что казахстанские лекарства не хуже произведенных в соседней стране.Более того, у казахстанских потребителей уже сложилось понимание: если они будут покупать продукцию отечественных производителей – не обязательно фармацевтических, а в любых других сферах – будут вносить вклад в экономику своей страны. В Казахстане уже много различных производств – от обуви и игрушек до лекарств. Покупая отечественную продукцию, мы вносим вклад в ВВП, компания-производитель платит налоги, замещает импорт. Создаются рабочие места – причем не только непосредственно на самом производстве. Например, на одно рабочее место в SANTO существует два рабочих места на сопутствующих производствах. Для того чтобы Казахстан развивался, нужно уважать своих производителей.– С каким количеством сервисных компаний вы сейчас работаете и какие услуги и продукцию у них закупаете?
– Мы закупаем как товары (например, оборудование, спецодежду, упаковочные материалы), так и услуги (строительные, транспортные, услуги по страхованию персонала и т.д.) и соответственно работаем с различными поставщиками со всего мира. Если говорить про казахстанских поставщиков, то мы у них заказываем весь упаковочный и печатный ассортимент: коробки, пачки-пеналы, инструкции, самоклеящиеся этикетки, вкладыши, а также материалы из гофротары и прочие материалы. Все вспомогательные материалы для неосновного производства мы также массово закупаем у отечественных производителей. В настоящий момент мы работаем с тремя крупнейшими типографиями РК, например. А в целом на постоянной основе в пул наших поставщиков входят десятки местных производителей. Главным критерием отбора является качество производимой продукции, его стабильность. Не меньшее внимание уделяется соблюдению ГОСТов, наличию сертификатов качества, соответствующих нашим внутренним требованиям, которые, в свою очередь, задаются стандартами надлежащих практик GMP/GDP. Мы хотели бы закупать, например, ампулы, но не можем, потому что в Казахстане такого производства нет (все упирается в обеспечение надлежащего качества). Поэтому закупаем их в других странах. Но в целом, если есть возможность, мы выбираем местных поставщиков.

Проекты, которые интересны SANTO– В прошлом году во время нашего интервью вы говорили, что было бы неплохо, если бы отечественные производители замещали своими препаратами аналогичные импортные лекарства. Есть ли изменения в этом вопросе?
– Могу сказать о компании SANTO. У нас есть план локализации. Мы разработали более 50 новых продуктов, которые уже запущены и будут выпущены на рынок в Казахстане. В течение 2-3 лет пройдем процесс регистрации и начнем их производство. Другие отечественные компании увеличивают свою долю на рынке, исходя из этого, можно сделать предположение, что они также работают в направлении производства препаратов, аналогичных импортным.– Наблюдается ли интерес российских компаний открывать производства в Казахстане?– Я не слышал об этом. Скажем так: интерес российского капитала в рынке Казахстана не исключен, но он, вероятнее всего, больше относится к приобретению, нежели к строительству новых производств.– Сейчас профессиональное сообщество и государство обсуждают новый Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». Очень интересно узнать ваше мнение о механизме контрактного производства, при котором крупная мировая компания могла бы заказывать казахстанской фармкомпании выпуск, например, партии своего препарата на ее мощностях. Видите ли вы в этом угрозу для себя или, наоборот, вам было бы интересно сотрудничать в таком формате?– У нас есть несколько проектов локализации. Мы ведем переговоры о производстве некоторых препаратов под лицензией других компаний. Интерес к контрактному производству для SANTO однозначно есть, но мы в первую очередь заинтересованы в локализации высокотехнологичных лекарственных средств, что представляло бы собой перенос инновации в Казахстан.  Перспективы видим и в производстве ветеринарных препаратов в Казахстане: на вакцинацию сельскохозяйственных животных государство также тратит немалые средства, мы хотели бы локализовать производство в этом направлении. Уже ведем переговоры с крупными компаниями-производителями ветеринарной продукции о том, чтобы сделать совместные инвестиции в производство средств для животных в Шымкенте.– О каком объеме инвестиций идет речь?– Пока анализируем рынок и все каналы. Инвестиции потребуются в строительство новой линии, поскольку нельзя выпускать ветеринарные препараты на той же линии, что и фармацевтические. Это большой проект, требующий инвестиций до нескольких десятков миллионов долларов.– Осенью прошлого года Группа Polpharma подписала меморандум с нацкомпанией Kazakh Invest о вложении средств в модернизацию лабораторий. Как продвигается реализация этого меморандума?
– Мы вложили $13,6 млн в цеха таблеток в рамках нашего инвестиционного проекта по модернизации производства в Шымкенте в прошлом году. Очередные инвестиции предусмотрены на строительство новых лабораторий. Это было нами ранее уже запланировано и в меморандуме с Kazakh Invest закреплено. Мы работаем по нашему плану. Стоимость нашего инвестиционного проекта уже превышает $108 млн. 

Ценам нужен сбалансированный подход– Если говорить в целом о новом Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения», принимает ли компания SANTO участие в дискуссиях? Какие предложения вы вносите?– Как флагман отечественной фарминдустрии мы не можем оставаться в стороне при изменениях регулирования. Совместно с другими крупными участниками рынка мы обсуждаем и озвучиваем свои предложения через отраслевую ассоциацию и Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
Мы активно выступаем за развитие и модернизацию регуляторных практик в сторону лучших примеров в странах с передовой регуляцией, а именно региона ICH, в области экспертизы при регистрации лекарственных средств, клинических и доклинических исследований, фармаконадзора, надлежащих фармацевтических практик и сертификации в области производства, дистрибуции, лабораторного тестирования, а также практики оценки безопасности при выпуске лекарственных препаратов в обращение. Мы ратуем за то, что внедренная и подтвержденная сертификатами надлежащая производственная практика GMP у отечественных казахстанских производителей должна вести к изменению регулирования внешней процедуры выпуска на рынок в сторону того, как это работает в Европейском союзе и других странах ICH, когда выпуск на рынок осуществляется уполномоченным лицом производителя. Контроль за качеством и безопасностью лекарственных препаратов со стороны регуляторных органов осуществляется в процессе обращения на рынке с определенной периодичностью.– Регулирование цен на лекарства – пожалуй, самая актуальная тема сейчас. Как думаете, насколько сложно будет найти баланс в этом вопросе?– Нурсултан Назарбаев дал поручение снизить цены на лекарства, чтобы казахстанцы не переплачивали, и чтобы компании немного зарабатывали на этом. Это правильно, и здесь возникает вопрос – как это сделать корректно для всех сторон.Мы на 100% согласны с тем, что необходимо регулировать наценку, которая возникает в каналах дистрибуции. Во всем мире государство следит за тем, насколько продавцы увеличивают стоимость при выходе от производителя. И речь идет прежде всего о тех лекарствах, которые закупает государство. Регулировать с применением инструментов ограничения цены производителя или реферирования нужно лекарственные средства, закупаемые за деньги государства или страхового фонда. Но не свободный рынок. Иначе можно нанести вред всей отрасли: производители могут просто уйти.Мы убеждены, что при регулировании цен в государственных закупках и на свободном рынке лекарственных средств должны быть различные подходы. Без ущемления предпринимательской свободы при регулировании цен для оптовой и розничной реализации, где пациент или потребитель является плательщиком, и производитель устанавливает такие цены, которые будут конкурентоспособны при свободной конкуренции в аптеках, рациональным является регулирование цен производителя путем фиксирования заявленной производителем цены, с прибавлением установленных наценок для оптовой и розничной реализации. Такая мера позволит предотвратить большую амплитуду цен для пациентов в аптеках по стране и поддержит дальнейшее развитие фармацевтического рынка в республике, в том числе и отечественных производителей, а также инвестиционную привлекательность отрасли.Отдельно хочу сказать по рассматриваемому подходу установления цены на отечественные лекарственные средства на основании заявляемых затрат на производство – мы уверены, что это абсолютно неэффективный инструмент, предоставляющий преимущества неэффективным производителям, которые могут раздувать производственные расходы с целью регистрации более высокой цены. Мы также хорошо знаем примеры стран, когда такая модель показала больше минусов, чем плюсов: для того чтобы проверять реальную стоимость на предприятии, необходима соответствующая очень детальная и дорогостоящая система учета, налагающая дополнительные финансовые затраты на отечественного производителя, и при этом всегда велик риск того, что производитель исказит свои расходы для завышения себестоимости.– Одна из проблем, которая в последнее время активно обсуждается Минздравом, – этическое продвижение фармпродукции. Какова ваша позиция по этому вопросу?– Я могу гарантировать, что SANTO придерживается стратегии этичного ведения бизнеса и продвижения своих лекарственных средств. Мы являемся частью Группы Polpharma, а она входит в Международную Ассоциацию производителей генериков и биосимиляров Medicines for Europe, где приняты очень высокие стандарты. Все дочерние компании Группы – и мы в том числе – должны им соответствовать. Сейчас ждем, как этот вопрос будет решен в Казахстане на законодательном уровне. Думаем, это поможет рынку: с него могут уйти компании, деятельность которых не соответствует этическим установкам,– если таковые имеются. В любом случае единые стандарты всегда гармонизируют рынок.– Будучи крупным участником рынка, как вы оцениваете регулирование фармрынка в Казахстане – оно жесткое? – Жесткое или нежесткое – оно едино для всех, а это значит внедрение единых стандартов на рынке. Это правильно с точки зрения достижения определенных поставленных целей. Конечно, для местных производителей, реализующих свои инвестиционные обязательства, мера, согласно которой мы должны в течение 5 лет снижать цены на производимые лекарства по долгосрочным договорам поставки на 5% ежегодно, жесткая. Ежегодная инфляция и девальвация национальной валюты углубляют потерю прибыльности при возврате инвестиций более номинальных 5%. Но мы понимаем, что это хорошо для экономики страны.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке