Приснившийся бизнес
Как превратить семейное дело в рентабельное предприятиеКомпании, работающие на рынке дизайнерских услуг, сегодня не только активно развиваются, но и приносят своим владельцам стабильно высокую прибыль. И это не удивительно. Ведь приобретая жилье, каждый человек стремится обустроить его на свой вкус. А вслед за ремонтом идет и обновление интерьера: смена мебели, декора или текстиля. Воплотить идеи в жизнь и помочь в создании домашнего уюта как раз и призваны интерьерные салоны или специализированные дизайн-студии. Однако удивлять и творить «под клиента» могут далеко не все. О том, как преуспеть в дизайнерском деле и правда ли, что дьявол кроется в деталях в интервью корреспонденту Центра деловой информации Kapital.kz рассказала Олеся Рогачева, основатель интерьерного салона Villa Nova.
– Олеся Владимировна, почему вы стали заниматься именно этим видом бизнеса?
– Идея открыть премиальный текстильный салон зародилась 7 лет назад. Это произошло во сне, почти как у Менделеева с периодической таблицей химических элементов. Некий инсайт – как толчок к дальнейшим действиям. «А почему бы и нет?» – спросила я себя. Тем более что с 2007 года я руководила филиалом российской торговой компании, которая одна из первых завезла на казахстанский рынок текстильные коллекции для декорирования интерьеров из США и Европы. Естественно я не только отлично знала рынок, всех представленных игроков, сильные и слабые стороны, но и видела огромный потенциал для развития бизнеса.
Несмотря на такое романтичное с эзотерическим окрасом озарение, это было не спонтанное, а обоснованное и взвешенное решение с пониманием своих возможностей и четким бизнес-планом. На моей стороне всегда были и остаются отменное знание продукта, конкурентной среды, перспектив ниши и потребностей заказчиков. И, конечно же, огромное желание приносить пользу, создавая уникальное предложение – премиальный продукт от идеи до реализации, высочайшее качество и соответствующий уровень сервиса. Однако решающим фактором стало все-таки то, что мой будущий супруг безоговорочно поддержал меня в этом начинании. Так, 14 ноября 2011 года мы открыли наш интерьерный салон.
Villa Nova – это семейный бизнес, что традиционно для текстильных салонов и крупных дизайн-бюро и фабрик во всём мире. Многие из них также являются семейными компаниями, которые основали родители и продолжают развивать дети. В частности, такие уже известные казахстанскому потребителю бренды как: Thibaut, Lizzo, Alhambra, Fuggerhaus и Ridex. С самого начала мы строили бизнес по принципу: салон – наш дом, клиенты – наши гости. И до сих пор мы стараемся дать возможность каждому заказчику почувствовать себя особенным.
– С чего и как вы начинали?
– Начинали мы с амбициозных целей и формирования команды. Изначально в салоне не было собственного швейного производства, мы пользовались услугами подрядчиков. Но в дальнейшем – хорошо изучив рынок швейных услуг в Алматы, мы стали понимать, где искать квалифицированные кадры, какое закупать оборудование, как правильно выстраивать бизнес-процессы. А уже летом 2012 года мы открыли собственное швейное производство.
Что касается стартового капитала, то это исключительно собственные средства, накопленные за годы успешной работы. Мы всегда инвестировали в рост и расширялись по мере того, как росли доходы. В конце 2014 года, когда известная российская компания – поставщик люксового текстиля и обоев приняла решение уйти с казахстанского рынка, я предложила московским учредителям объединить их активы с нашими. Так появился интерьерный салон, который стал базой для создания ныне действующей компании. С тех пор мы постоянно расширялись, менялись и совершенствовались.
Сегодня в распоряжении клиентов Villa Nova широкий ассортимент материалов на любой вкус и кошелёк. Мы гордимся тем, что предлагаем рынку не только насущные, дизайнерские, но и инновационные продукты. В их числе: лепной декор из полимерного гипса, моторизированные карнизы для жалюзи, рулонные шторы, уличные акриловые ткани, технический текстиль – затемняющий, негорючий, звукопоглощающий. Но самое главное – мы оказываем полный спектр услуг от разработки до реализации проекта «под ключ».
– С какими проблемами пришлось столкнуться в процессе организации бизнеса?
– Любой начинающий предприниматель, открывая собственное дело, всегда сталкивается с определенными трудностями. И мы не исключение, но мы привыкли называть проблемы вопросами. Как показывает наш опыт, нет ни одного вопроса, который нельзя решить. Хотя наиболее актуальный до сих пор – дефицит квалифицированных кадров. К сожалению, в Казахстане нет специализированных учебных заведений, выпускающих текстильных декораторов. Для себя мы решили и этот вопрос. В нашей компании создана система обучения и адаптации новых сотрудников, которая регулярно обновляется и пополняется. Мы постоянно актуализируем свои знания по продукту и сопутствующим направлениям таким как: дизайн интерьера, модные текстильные тенденции и изделия, технологии обработки ткани и швейное дело.
– Олеся Владимировна, кто стали вашими первыми клиентами?
– Я очень хорошо помню нашу первую клиентку, которая заказала классическое оформление окна в гостиную своего дома. Это была изящная модель штор с ламбрекеном из благородного бархата цвета «бордо» с золотым классическим рисунком. С тех пор наше портфолио пополнилось, как частными, так и коммерческими проектами. Наряду с квартирами, коттеджами и резиденциями мы стали оформлять рестораны, отели, банки, офисы и торговые центры.
– Как вы продвигали свои товары и услуги тогда и сейчас?
– Маркетинг и продвижение – особенно любимые мною темы, так как именно я в нашей компании отвечаю за эти направления. Пожалуй, один самых эффективных инструментов для продвижения бизнеса – работающее «сарафанное радио». Это мечта многих предпринимателей, задействованных в сфере услуг. Ведь лояльность клиентов повышает узнаваемость бренда, а соответственно приводит и к увеличению продаж. На самом деле сейчас у нас очень много постоянных, но главное – довольных клиентов, которые рекомендуют Villa Nova всем своим друзьям и знакомым.
Раньше мы использовали практически все известные способы продвижения: размещали рекламные публикации в СМИ, давали объявления на тематических сайтах, выпускали полиграфическую продукцию и подарочные сертификаты, участвовали в различных мероприятиях, занимались раскруткой бренда в социальных сетях. На данный момент мы ведем свой блог в Instagram, на Facebook, потихоньку осваиваем Telegram и периодически проводим тематические авторские презентации с погружением в атмосферу выбранного направления или эпохи.
– В какой период времени наблюдается наибольший спрос на ваши услуги?
– Самый активный период для текстильного направления – осень. В это время основные ремонтные работы, как правило, заканчиваются, и люди начинают задумываться над завершающим штрихом – декором окна или комплексным текстильным оформлением интерьера. Для лепного декора, обоев и жалюзи традиционно высокие сезоны – весна, лето, осень. Уличные тентовые ткани пользуются наибольшим спросом в теплое время года, а вот мебельные – круглый год. Если честно мы загружены проектами постоянно, поэтому праздники и выходные порой проводим в салоне. И это еще один повод считать его домом.
– Как вы оцениваете общий уровень эстетической культуры казахстанцев в сфере дизайна и интерьера?
– Я считаю, что казахстанцы очень быстро растут в этом направлении. Люди наблюдают, учатся и готовы перенимать мировой опыт. Если еще 5 лет назад все интерьеры были как один – в «классике», то сейчас мы видим гораздо больше современных и смелых проектов, в которых благодаря союзу заказчика, дизайнера и текстильного декоратора успешно соединены фантазия, функциональность, умеренность и лаконичность. А это основные тренды последних лет.
– Выгодно ли заниматься этим видом бизнесом в Казахстане?
– Выгодно. Главное – поставить правильную цель, спланировать действия и держать всё под контролем, а особенно расходы, в том числе личные. В прошлом году мы с супругом прошли четыре тренинга по финансовой грамотности, после которых нам удалось оптимизировать затраты. Мы сократили ненужные статьи административных расходов, а также избавились от «балласта» в виде неиспользуемых площадей, оборудования и активов. Более того, за счет высвобожденных в процессе оптимизации средств мы открыли новые возможности в логистике и инвестировали в расширение ассортимента. В частности, привезли в Казахстан новый уникальный лепной декор из полимерного гипса, аналогов которому нет в мире. Это был настоящий «детокс» для нашего бизнеса, который уже принес позитивные результаты.
– Какая сумма необходима для открытия интерьерного салона сегодня?
– Если говорить об организации подобного бизнеса с нуля, то я бы рекомендовала использовать франшизу. Кстати, для желающих открыть салон Villa Nova в любом городе Казахстана, кроме Алматы, мы подготовили привлекательное франчайзинговое предложение. С теми, кто действительно хочет создавать красоту и уют на благо казахстанского потребителя, мы готовы поделиться раскрученным брендом, фундаментальными знаниями, богатым опытом в этой сфере и связями с поставщиками во всем мире. Мы гарантируем фрачайзи персональный подход с необходимыми исследованиями и расчетами в каждом конкретном случае. По предварительным оценкам, сумма инвестиций составит 3 млн. тенге, включая покупку франшизы и расходы на оснащение, и открытие салона. В зависимости от региона срок окупаемости проекта варьируется от месяца до полугода.
– Олеся Владимировна, расскажите о дальнейших планах компании в ближайшей перспективе?
– Миссия нашей компании – создавать красоту и привносить уют в интерьеры казахстанцев через инновационные и качественные продукты. Мы привозим и продвигаем всё самое передовое и актуальное. Несмотря на то, что казахстанский рынок не настолько ёмкий как, например, российский или украинский, мы гордимся тем, что можем представлять всемирно известные бренды напрямую, минуя посредников. А значит – не только предлагаем справедливую цену, сроки и условия, но и доносим новые тенденции в декорировании интерьеров одновременно с трендсеттерами.