Олег Алферов: Мы научились выживать
Куда и на чем катится автопром в КазахстанеМногие скажут, что у казахстанского автопрома нет будущего. Однако за девять месяцев этого года на территории страны выпущено около 22 тысяч легковых авто. Сбыт отечественных авто достиг исторического максимума. За полгода было продано более 7 тысяч единиц. В то же время почему в стране так не востребован выпуск автобусов и электромобилей? А столичных чиновников, несмотря на поручение президента, не пересадили с «мерседесов» на «Ладу»? Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов.
Газ или электро
— В принципе для Казахстана как страны, занимающей девятое место по объемам природного газа, гораздо более актуально эксплуатировать именно это газовое топливо, нежели электрифицированные транспорты. Несмотря на то что инфраструктура зарядных станций вполне решаемый вопрос, основным камнем преткновения в развитии электрического транспорта в Казахстане является сложность в эксплуатации электромобилей в нашем климате и чрезвычайно высокая стоимость его приобретения.
Цена проезда
— Если смотреть правде в лицо, то казахстанский рынок автобусной техники слишком скромен по своей емкости. Организация автобусной техники достаточно сложный проект, в особенности если ты делаешь ставку на дорогостоящий продукт, как выпуск автобусов. Если говорить о повышении локализации автобусной техники, то казахстанский рынок опять же совершенно необъемен, для того чтобы ее реализовывать в достаточном объеме. Если браться за ту или иную категорию техники и ставить задачу по ее организации и производству внутри страны, несомненно, нужны какие-то гарантированные объемы.
Министры на «немцах»
— Это вопрос, разумеется, к профильным государственным ведомствам. Мы же, как производитель, готовы обеспечить все госучреждения без исключения широким спектром автомобилей в диапазоне от компактных внедорожников до представительских седанов в самых разных брендах. Между тем чужой автопром это контрпродуктивная практика, лишенная логики. В каждом государстве, развивающем свое автопроизводство, наличие преференций при госзакупках для автопроизводителей — это норма. Будем надеяться, что на законодательном уровне будет отдаваться предпочтение отечественным автомобилям. Тем более что они более экономичны и надежны в обслуживании, нежели аналоги иностранного производства. Сейчас треть всех закупок автомобилей в рамках гостендеров приходится на внедорожник Lada 4×4.
Девальвация в помощь
— Ослабление нацвалюты неминуемо сказывается на потребительском спросе практически во всех без исключения отраслях. Понятно, что автомобили как товары длительного пользования испытывают на себе такого рода влияние не в последнюю очередь. Тем не менее автопроизводители научились адаптироваться к такому роду нестабильности, сегодня рынок продолжает последовательно восстанавливаться на протяжении двух лет. Мы научились выживать, а значит, мы конкурентоспособны. Сегодня число тех, кто предпочитает казахстанские автомобили, достигает практически 50%. И на фоне валютной нестабильности отечественные автопроизводители по объективным обстоятельствам могут предложить более комфортные цены, нежели импортеры.
Чья сборка лучше
— Когда мы говорим об отечественном автопроизводстве, мы подразумеваем сразу 10 марок. По ремонтопригодности и износостойкости комплектующих каждая из этих марок отличается. Но качество сборки и конечного продукта в виде автомобиля жестко контролируется главными предприятиями технологических партнеров. Будь то General Motors или Hunday Kia. Могу сказать, что объемы производств в Казахстане в сравнение с другими рынками более умеренные, поэтому внимание к каждому отдельному изделию в виде автомобиля на конвейере гораздо выше, чем на аналогичных зарубежных предприятиях. За счет этого показатели в браковке гораздо ниже, чем у других.
По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-сентябре 2018 в Казахстане было произведено 22 709 ед. автотранспортных средств. Это намного больше, чем за аналогичный период 2017 года. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель сразу на 70,3%.
В основном рост обеспечен за счет легковых автомобилей — за три квартала было выпущено 21 137 единиц, это на 82,6% выше прошлогодних показателей. Между тем производство автобусов в республике упало в 1,9 раза (до 231 ед. за 9 месяцев), а грузовых автомобилей — на 17,2% (до 802 ед.). В общей сложности расходы жителей республики на приобретение автомобилей местного производства составили 119,7 млрд тг — на 59,6% выше показателя годичной давности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.