Уличная торговля по правилам и без
Проект «1000 мест – уличная торговля» становится еще более актуальным для представителей малого и среднего бизнесаПосле поручений президента о принятии мер по сокращению теневого оборота в экономике проект «1000 мест — уличная торговля» становится еще более актуальным для представителей малого и среднего бизнеса
В этом году только в столице свыше 600 предпринимателей начали легальный бизнес за небольшую ренту. По мнению экономистов, несмотря на ряд подводных камней, у этого соцпроекта вполне хорошие перспективы.
Сегодня в Алматы, по некоторым данным, снова усиленно очищают улицы от неорганизованной торговли, закрывая продуктовые и овощные ларьки. Тем самым подталкивают людей либо к легальной форме бизнеса, либо к окончательному закрытию.
«Такие процессы неизбежны, доля теневой экономики в стране до сих пор остается существенной. Поэтому все больше предпринимателей будут вынуждены легализовать свой бизнес», — полагает управляющий директор аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана Павел Афанасьев.
Готовы ли мелкие торговцы овощами и фруктами платить налоги?
«Бизнес всегда делится на кластеры: супермелкий, мелкий, средний или большой. Естественно, чем крупнее компания, тем больше у нее финансовых возможностей. В супермелком бизнесе налоги ведут к дополнительным расходам. Кто-то готов к этим расходам, а кто-то не готов вообще. Поэтому когда мы предъявляем какие-то требования к мелким предпринимателям, нужно, чтобы они были максимально безболезненными. Если они повышают нагрузку с точки зрения отчетности операционных расходов, лучше чтобы эти нагрузки были минимальными, может быть, даже на начальном этапе нулевыми. Чтобы бизнес научился работать прозрачно», — отвечает он.
Между тем, говоря о легальной форме бизнеса, подразумевается проект «1000 мест — уличная торговля». По данным оператора программы АО «СПК Astana», за два года в ней приняли участие более 1200 предпринимателей, привлечено более 1,1 млрд тенге частных инвестиций. Программа «1000 мест — уличная торговля» была разработана и запущена в 2016 году. Ее цель — выдача на выгодных условиях небольших земельных участков в аренду для ведения бизнеса. Стоимость квадратного метра на семь лет — всего 20 тысяч тенге за год аренды. По условиям программы, земли для торговли выдаются только малому и среднему бизнесу. Для того чтобы принять участие, предприниматель должен иметь два документа: справку об отсутствии налоговой задолженности и как минимум свидетельство о регистрации ИП.
«Если это выгодно предпринимателям, почему бы и нет, — говорит Павел Афанасьев, — Это как в Объединенных Арабских Эмиратах, где ты покупаешь патент, и тебя никто не трогает. Вот и все. Тем более президент поручил сократить ненефтяной дефицит с нынешних 10% до как минимум 5%. Это возможно только за счет увеличения налогов. Короче говоря, нужно, чтобы бизнесмены начинали платить налоги. За рубежом даже в маленьком кафе можно что-то заказать за безналичный расчет. У нас на рынке такое невозможно, у большинства даже нет кассового аппарата».
Однако предприниматели жалуются, что в рамках проекта «1000 мест — уличная торговля», уплатив аренду, обязаны за свой счет строить павильон и подключать его к коммуникациям, что зачастую стоит очень дорого.
«Если нет коммуникаций — это неправильно. У малого бизнеса и так денег немного. С другой стороны, на первом этапе предприниматели платят бюджету всего 20 тыс. тенге и бюджету ничего от этого не будет», — считает эксперт.
Другой загвоздкой является проведение аукционов на лучшие участки для уличной торговли. Бизнесмены жалуются, что лучшие местапо огромным ценам скупаются исключительно состоятельными бизнесменами, не оставляя шансов для маневра начинающим предпринимателям.
«Я все-таки думаю, что проведение аукционов — это правильно. Если есть завышенные цены, никто не придет и цена обязательно снизится. Это нормальная система любого аукциона. К тому же зачастую бизнесмены на аукционах знают друг друга. Это тоже влияет на цену. Это абсолютно нормально, в развитых странах это есть. Как и собственно сама уличная торговля. Вместе с тем без наличия такого проекта, как"1000 мест — уличная торговля» малый бизнес не сможет существовать и перейдет в подчинение крупного бизнеса. В данном случае на легальных условиях людям придется работать лишь где-нибудь в торговых центрах и там платить аренду", — считает старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов.
Чем торгуем
По данным «СПК «Аstana», свыше 600 столичных предпринимателей начали свой бизнес в этом году благодаря программе «1000 мест — уличная торговля». При этом астанчане, взявшие в аренду места, чаще всего продают там овощи и фрукты. Всего для этих целей было арендовано 220 мест. На втором месте — фастфуд — 189. 66 мест было арендовано для торговли продуктами питания, 50 — под цветы, 27 — технический сервис, 22 — детские услуги, 3 — бытовые услуги и сувениры, 1 — оказание финансовых услуг.
На данный момент на 392 столичных объектах, действующих в рамках программы по развитию уличной торговли, установлены специальные QR-коды. «QR-код установлен с меткой технологии NFC, которую подделать невозможно. Наведя свой телефон на данный код, можно получить всю необходимую информацию о предпринимателе, названии ИП или ТОО, в целом о деятельности компании», — сообщают в «СПК «Аstana».