Казахстанские спутники могут проделать колоссальный объем работы

Глава KazAeroSpace Баглан Казиев рассказал об экспортном потенциале Казахстана, возможности создания общего рынка ДЗЗ и «факторе Маска»

Аэрокосмическая область — это безусловный двигатель интеграции современных технологий во все сферы экономики. Что из себя представляет космическая отрасль Казахстана и каковы ее перспективы, сегодня нам расскажет генеральный директор компании KazAeroSpace Баглан Нурланович Казиев.

 — Баглан Нурланович, в первую очередь хотелось бы узнать, что привело вас в эту область?

 — Как часто случается, все началось в детстве. С 8 класса я учился в лицее космического природоведения в Алматы. Каждое лето мы выезжали на практические занятия в Байконур: узнавали о жизни на космодроме, наблюдали за подготовкой ракеты-носителя к полету, нам посчастливилось увидеть и запуск корабля «СОЮЗ». Наверное, именно тогда я определился с выбором профессии.

В 2005 году окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Космические аппараты и разгонные блоки», параллельно изучая инженерный бизнес и менеджмент. После этого вернулся в Казахстан, и это время совпало с началом развития космической отрасли страны. В 2007 году мне доверили возглавить сначала управление, а потом — департамент в только что созданном космическом агентстве. Главой нового ведомства был наш легендарный космонавт Талгат Амангельдиевич Мусабаев — в личном и служебном смыслах, это стало для меня очень важной школой жизни.

— Чем именно вы занимались в агентстве?

— Курировал казахстанско-российский совместный проект — ракетный комплекс «Байтерек», занимался решением ряда других задач в национальной компании «Қазақстан Ғарыш Сапары», включая создание космической системы дистанционного зондирования земли (KazEOSat-1/KazEOSat-2). Помню, как глубокой ночью принимали первые снимки из космоса, тогда еще черно-белые, как радовались, что национальные сателлиты Казахстана работают на орбите. Конечно, уже было понимание прикладного значения этих снимков. Сразу приступили к маркетинговой кампании аппарата. Надо признать, тогда мы еще недостаточно четко представляли себе реальный уровень сложности задач коммерциализации. Возможно, именно на том этапе я осознал, насколько важно для выстраивания нормального рынка снимков ДЗЗ в Казахстане участие бизнеса.

— И тогда вы решили пойти в частный сектор?

 — К тому времени я был вице-президентом «Қазақстан Ғарыш Сапары». Пришлось принимать непростое решение выйти, что называется, «из зоны комфорта» и создавать частную аэрокосмическую компанию. Было непросто. Мы с единомышленниками стартовали с нулевой отметки, возникало много вопросов, с которыми до нас в Казахстане никто не сталкивался. Но с самого начала мы в качестве приоритета бизнес-модели избрали человеческий капитал.

— Что именно вы предлагаете рынку?

— Просто космический снимок — это абсолютно сырой продукт в смысле продаж, нужны технологии. Обработка, дешифровка, умение получить прикладную информацию — сегодня для всего этого мы используем наши авторские технологии. Есть хорошие достижения в разработке собственных оригинальных решений в модернизации техники и оборудования, работа в данном направлении ведется непрерывно.

— А кто стал вашим первым заказчиком?

 — Первый серьезный заказ мы получили от департамента по борьбе с наркобизнесом МВД РК — это был поиск наркотических посевов. Запрос на получение «картинок» из космоса был отправлен в «Қазақстан Ғарыш Сапары», в общей сложности мы провели дешифровку более 200 снимков. По такому же принципу работали по выявлению незаконных недропользователей, «утечек» и разливов по маршрутам нефтепроводов, экологическому мониторингу, техническому контролю и ряду других проектов по заказу государственных органов. Все задания были выполнены успешно, мы получили уникальный опыт — в ряде сфер аэроскомические технологии ДЗЗ применялись впервые на постсоветском пространстве.

Слово «АЭРО» в названии нашей компании присутствует не случайно: мы активно работаем с беспилотными летательными аппаратами, по «смешанной» технологии добиваясь высоких результатов. Так, космические снимки с казахстанских спутников имеют разрешение 1 м и 7 м, чего зачастую заказчику недостаточно. Запуская дроны, мы получаем точность до 3 сантиметров.

— Как, по вашему мнению, в Казахстане обстоят дела с аэрокосмической отраслью?

 — В Центрально-Азиатском регионе Казахстан лидирует, имея уже 4 собственных спутника и инфраструктуру. В ближайшие месяцы планируется запуск еще одного спутника. Он также собран и спроектирован казахстанцами.

Вместе с тем подходит время замещения спутников KazEOSat-1 и KazEOSat-2, которые были запущены на орбиту в 2014 году. Годность наших спутников истекает в 2021 году.

В 2007 году в нашей стране было создано космическое агентство, которое просуществовало до 2014 года. Агентство выступало инициатором многих важных госпрограмм и решений, сыграло роль в формировании аэрокосмического рынка. К сожалению, в 2017 году также расформировали Совет по космосу при Правительстве РК.& Хотелось бы, чтобы у нашей страны вновь появился отдельный уполномоченный орган по вопросам аэрокосмоса. Уверен, это позволит сделать очень важный рывок на пути прогресса.

— Насколько изменились требования ваших клиентов за эти 5 лет?

— Заказчики сегодня очень хорошо осведомлены о видах технических услуг и потенциале их применения. Например, существуют заказы, где, помимо детальной аэрофотосъемки, заказчик требует и возможность мониторинга территорий. Приятно отметить рост компетенции государственного управления. Практически все акиматы областей и крупных городов применяют космические технологии. Конечно, им надо оказывать постоянную техподдержку, информировать о появлении новых технологий. Наше тесное сотрудничество с «Қазақстан Ғарыш Сапары» предоставляет возможность постоянно развиваться и обмениваться опытом.

— Каким вы видите развитие компании на международном рынке?

— Наша компания активно участвует на международных выставках, следим за развитием рынка и общаемся с зарубежными коллегами, которые отдают должное работе наших специалистов. Мы сотрудничаем с Кыргызстаном, Россией, Узбекистаном, Туркменистаном, Великобританией, Китаем, Австрией.

Собственно, в космосе нет границ, так что в недалеком будущем нетрудно предсказать объединение космических спутниковых групп, общий рынок специалистов. Казахстан сейчас обладает тремя спутниками ДЗЗ, способными проделать колоссальный объем работы: за сутки один спутник может снять 220 000 квадратных километров, а спутник KazEOSat-2 — 1 млн кв км. Если использовать спутник только для интересов Казахстана, то он будет загружен на 20−30%. Поэтому основной потенциал отрасли в экспорте услуг, другими словами, надо создавать в регионе общий рынок ДЗЗ.

— Как вы оцениваете экспортный потенциал спутников ДЗЗ Казахстана?

— Ежегодно рынок растет на 30%, но усиливается и конкуренция. Экспортный потенциал космических продукции и услуг Казахстана можно оценить в 20−25 млн долларов в год при условии качественного менеджмента, непрерывной модернизации и развития частной инициативы. Например, мы планируем построить полярную станцию для приема снимков. Она позволит увидеть все витки спутника, и тем самым многократно увеличится скорость получения снимков.

KazAeroSpace является официальным дистрибьютором снимков KаzEOSat-1и KazEOSat-2 по всему миру, имеются предварительные заказы, и в скором времени мы приступим к экспорту казахстанских космических снимков. Кроме того, мы являемся дистрибьютором компании Airbus Defence and Space — это подразделение всемирно известной Airbus Group, ответственное за оборонную и аэрокосмическую продукцию/услуги.

— Что является, на ваш взгляд, самым большим на сегодняшний день достижением компании KazAeroSpace?

 — Для нашей компании самое главное — непрерывный рост компетенции, именно через прирост человеческого капитала мы стараемся оценивать свои результаты. Политика компании такова, что мы инвестируем большую часть дохода в НИОКР и обучение специалистов, в поиск новых решений.

— Илон Маск активно покоряет рынок космических технологий. В чем, по-вашему, заключается секрет успеха компании SpaceX?

— Попробуем осознать простую истину: космическая область является локомотивом развития всех отраслей. Инженер и бизнесмен Маск может и захватил 70% рынка, но только легкого класса ракет, опередив такую космическую державу как Россия. «Фактор Маска» влияет на расклад сил в глобальной геополитике, ведь ракетные технологии — это технологии двойного назначения.

Илон Маск знает, как повлиять на себестоимость, как добиться эффективности и улучшить оперативность принятия решений, он притягивает лучших специалистов. Кстати, новый казахстанский спутник будет доставлен на орбиту ракетой компании SpaceX, которая наглядно демонстрирует, каких высот позволяет достичь развитый частный сектор в сочетании с инвестициями.

Вместе с тем считаю, что создать в Казахстане такой же центр компетенции и роста вполне реально. Для этого надо пересмотреть подходы к развитию отрасли, начиная с самоидентификации и поиска места в пространстве глобального рынка космических услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤