Зеленая волна: насколько востребованы фитостены

Как хирург из Шымкента променяла скальпель на зеленые конструкции

Последние несколько лет тренд на необычное оформление помещений захватил мир. Сейчас во многих торговых центрах можно увидеть свисающий со стен дикий виноград, свежую траву и даже манящие своим ароматом бутоны цветов. Впрочем, история появления фитостен уходит в далекие 30-е годы. Впервые научный подход для создания стен из живых растений предложил профессор из США Стэнли Харт. Он запатентовал первый вертикальный сад в 1938 году. Первую серьезную фитостену на фасаде парижского Музея науки и индустрии в 1988 году сумел смастерить биолог-изобретатель из Франции Патрик Бланк. «Живая» стена приглянулась не только парижанам. Патрик Бланк после осуществления прорыва у себя на родине стал путешествовать по всему миру и высаживать растения на вертикальных поверхностях. В Казахстане также последние несколько лет набирают популярность вертикальные конструкции из цветов, различных трав и даже мха. Между тем, как оказалось, пока казахстанские предприниматели не готовы выделять на такие конструкции огромные бюджеты. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с основательницей компании по изготовлению фитостен Mafleur Маликой Исабаевой о том, как она отказалась от скальпеля и решила заняться вертикальным озеленением, сколько ей потребовалось средств для запуска бизнеса и какое декорирование стен сейчас «на волне».

Скальпель в сторону

Идея запустить проект по установке фитостен зародилась у Малики и ее брата шесть лет назад. В 2012 году она окончила Шымкентский медицинский институт по специальности «врач-хирург». Между тем она уточняет, что еще в момент обучения она понимала, что медицина не ее призвание. «Хотя и окончила институт с красным дипломом», — отмечает Малика.

«Мои родители и бабушка — медики. Они хотели, чтобы династия врачей не прерывалась. Поэтому, когда настал момент выбирать профессию, решение о поступлении в медицинский вуз было уже предопределено», — рассказывает собеседница.

Рынок еще не был готов

Сразу после получения диплома хирурга Малика приняла решение переехать из Шымкента в Алматы. «Мне хотелось открыть какое-то свое дело. Было очень много идей, но не было первоначального капитала. Я не отчаивалась, услышав о российском вебинаре по фитостенам, решила прослушать его. Программа вебинара была настолько информационно мощной, что она замотивировала меня запустить свой бизнес по экостенам», — отмечает собеседница.

По ее словам, для казахстанского рынка вертикальное озеленение было на тот момент в диковинку. «Мы с братом пытались развозить на машине брошюры с рекламой наших услуг по изготовлению фитостен по жилым комплексам. Одновременно, чтобы покрывать затраты на аренду квартиры в Алматы, я подрабатывала медсестрой. Знаете, несмотря на нашу активную раздачу листовок, у нас так и не появилось ни одного заказа. Так пришло понимание, что рынок Казахстана тогда, в 2012 году, еще не был знаком с фитостенами. Уточню, тренд на вертикальное озеленение в тот момент только-только зарождался в России», — поясняет она.

Чуть позже, рассказывает Малика, ей пришла идея доставлять коммерческие предложения по фитостенам до салонов красоты. «И, знаете, это сработало — у нас появился первый заказ. Один из SPA-центров сделал заказ на изготовление конструкции из живых растений. Для реализации этого проекта нам не потребовался какой-то стартовый капитал. Мы взяли предоплату за заказ, приобрели конструкцию для растений в России и зеленые насаждения в питомниках. Знаете, мы практически не имели представления о том, как именно вкрапливать растения в конструкцию. Мы с братом открывали фитоэнциклопедию и вдумчиво вчитывались в каждую строчку и буковку. Ведь нам нужно было понять, какие условия нужно создать для каждого растения, какое освещение им лучше обеспечить, какую почву подобрать, как ее увлажнять. Для установки гидросистемы арендовали небольшой гараж, и мой брат самостоятельно смонтировал всю конструкцию. Для растений очень важно организовать правильный полив, чтобы капельное орошение осуществлялось в нужном объеме и в определенной пропорции. Мы старались этого добиться. Сумма нашего первого заказа составила 960 тыс. тенге — для нас это была феноменальная сумма. В итоге все затраты на работу окупились, мы получили небольшую прибыль», — делится собеседница.

Между тем по-прежнему звонков с заказами было очень мало. Позже Малика приняла решение отправлять коммерческие предложения застройщикам, дизайнерам. Но эта инициатива не давала ожидаемого эффекта. «На наши брошюры откликались, но реальных заказов было очень мало. Понимаете, рынок даже не имел представления, что из себя представляют фитостены. К тому же цена стены с живыми насаждениями многим казалась очень высокой. Между тем наша цена была обоснованной, потому что на 1 кв. метр могло уходить около 40 растений. В то время, четыре года назад, одно растение стоило порядка 2 тыс. тенге. Если вспомните, 2014 год был посткризисным, какие-то рынки стагнировали. Обучившись на визажиста, днем я работала, делала макияж на выезде, вечером подрабатывала медсестрой. В какой-то момент даже хотелось бросить бизнес по фитостенам и более основательно заняться чем-то другим. Но в душе верила, что рано или поздно спрос на экостены будет», — уточняет предпринимательница.

Искусство с молотком и клеем

В 2016 году Малика взяла в аренду небольшое подвальное помещение. Там клиенты могли наглядно посмотреть, как выглядят фитостены, какими они бывают. На эти цели, рассказывает собеседница, ушло около 6 тыс. долларов.

«Параллельно занималась другим бизнесом, но надеялась, что вертикальное озеленение будет востребовано на казахстанском рынке. Наконец нам поступил интересный заказ. Впервые предложили сделать проект с использованием искусственных растений в ресторане. Никогда не работали с искусственными цветами, но мы решили все-таки попробовать. Для приобретения искусственных цветов отправили запрос в Китай, нам предложили хорошие условия, и мы приобрели товар. Монтировали фитостену вдвоем с братом. Помню, что в цеху заказчика было очень холодно, мы промерзли до дрожи. Но, несмотря на это, до утра закрепляли цветы небольшими гвоздями, работали с термоклеем. Мы очень сильно замерзли, но мы сделали это», — воодушевленно поясняет Малика.

Конструкция для живых цветов

На тот момент, уточняет собеседница, возникла идея заниматься не только живыми, но и с искусственными фитостенами. «Искусственное вертикальное озеленение намного дешевле по сравнению с „живым“. К тому же такие конструкции требуют меньшего ухода. Например, квадратный метр „живой“ стены на тот момент стоил около 150 тыс. тенге, включая конструкцию и установку. Искусственной — около 20 тыс. тенге. Когда мы стали продвигать искусственное озеленение, нам стали поступать заказы. И в этот момент стало понятно, что казахстанцы хотят получать красивое озеленение, но не готовы платить за это крупные суммы», — рассказывает Малика.

Фрилансеры обеспечивают гибкость

Первый небольшой офис Малика открыла в 2017 году. Сначала она самостоятельно принимала заказы. «Также занималась и дизайном фитостен, сама склеивала элементы конструкции. Дизайну училась через статьи и фотографии из интернета. Тогда многие мои знакомые говорили, что это огромный риск, даже сумасшествие. Но я всегда верила, что у меня все получится», — отмечает она.

Установка «живой» стены

В целом же на тот момент в компании работало два сотрудника: специалист по продвижению и декоратор. Если же возникали какие-то крупные проекты, то привлекались специалисты извне. «Сейчас иметь в штате специалистов, которые работали бы с фитостенами, невыгодно. Удивительно, но до сих пор фитостены остаются на казахстанском рынке чем-то специфичным. Многие торговые центры, ночные клубы хотят украсить интерьер такой конструкцией, но не у всех предусмотрен бюджет на эти цели. Зачастую, когда стройка или ремонт подходят к концу, то у предпринимателей уже не остается средств на декорирование», — рассказывает она.

Сейчас же в команде Малики работает около 15 человек, 10 из них на фрилансе. «Это дизайнеры, биологи и человек, контролирующий логистику растений. Наш склад искусственных и стабилизированных растений находится в районе Алматы-1», — отмечает предпринимательница.

Прямо из Голландии и Франции

В настоящее время компания работает как с живыми, так и с искусственными и стабилизированными растениями. В среднем сейчас стоимость квадратного метра «живой» фитостены — около 240 тыс. тенге. Столько стоит обычно конструкция с 30−40 растениями на квадратный метр. Цена зависит от разновидностей растений, которые планируется посадить. Искусственная стена — от 30 тыс. тенге и выше за квадрат. Иногда живые и искусственные растения комбинируются.

Одна из работ компании

«Живые насаждения приобретаются в голландских парниках исключительно под определенный заказ, они не хранятся у нас где-то в офисе или на складе. В парниках растения специально выращиваются именно для фитостен. Поработав какое-то время, мы поняли, что даже голландские растения подвергаются определенному стрессу. Во-первых, цветы, перед тем как попасть в Казахстан, пересекают несколько стран. Во-вторых, когда проект нужно реализовать зимой, температура особенно губительно действует на растения — при перевозке растение может подмерзнуть. Поэтому желательно принимать заказы по живым фитостенам в теплое время года», — рассказывает собеседница.

В целом же от заказа до установки «живой» фитостены может пройти около 25−30 дней. Так, около двух недель может уйти только на доставку живых растений. Одновременно в это время на заводе будет изготавливается конструкция.

Работы компании

Несомненно, «живые» стены требуют определенного ухода. «Как правило, за такими конструкциями ухаживает наша специальная команда. Обычно хотя бы один раз в месяц наши биологи подрезают, удобряют растения. На уход за определенными видами растений в месяц может уходить от 7−8 тыс. тенге за квадратный метр. Также обязательно многие растения нужно обрезать, потому что какие-то насаждения начинают расти и загораживают свет другим. Иногда встает вопрос о замене какого-то растения», — отмечает предпринимательница.

Стабилизированные цветы в основном приобретаются во Франции. «Но заказов на фитостены с такими растениями очень мало. Дело в том, что стабилизированное насаждение — это срезанное растение, обработанное особым химическим составом. В отличие от композиций из сухих цветов такие растения способны сохранять свой первоначальный свежий вид очень длительное время. Но если эти стены из стабилизированных растений будут задевать одеждой или будут неправильно за ними ухаживать, то они начнут осыпаться. Знаете, фитостены из стабилизированных растений с трудом поддаются реставрации. Поэтому я редко рекомендую именно такие композиции», — подчеркивает Малика.

Комары да мошки

В основном, отмечает собеседница, 70% спроса приходится на искусственные фитостены, по 15% - на живые и стабилизированные. «Этот тренд связан с тем, что нашими основными заказчиками являются крупные торговые центры, рестораны, ночные клубы — они хотят, чтобы фитостены всегда выглядели красиво и требовали минимального ухода. К тому же некоторые предприниматели опасаются, что при размещении „живых“ конструкций могут возникнуть проблемы с СЭС.& Потому что бывает так, что иногда вокруг таких экостен летают мошки и различные насекомые. И, конечно, их нужно вытравливать. А в торговых центрах, ресторанах, вытравление, а значит, использование химических реагентов, неприемлемо. Учитывая, что обычно в торговых центрах бывает мощная вентиляция, стабилизированные цветы могут осыпаться. Поэтому искусственные цветы, обработанные специальным раствором против возгорания, зачастую наиболее приемлемы», — отмечает собеседница.

Кстати, подчеркивает Малика, около 60% заказчиков — это рестораны, кафе и торговые центры. «Многими специалистами доказано, что зелень всегда привлекает клиентов. Так, люди больше времени обычно проводят там, где зелень. Японские ученые выявили, что в офисах, где есть зелень, сотрудники работают более продуктивно, создается более дружелюбная атмосфера. И к тому же доказано, что пища становится как бы вкуснее в окружении зелени, просыпается аппетит. Поэтому фитостены отлично привлекают посетителей в кафе, на фудкортах. Один наш заказчик из Астаны рассказывал, что зимой у него особенный наплыв клиентов. По его мнению, фитостена создает атмосферу лета и его посетители хотят ее ощутить. За счет фитостены, по его словам, поток клиентов в суровую зиму вырос на 80%. К тому же многие на фоне фитостен делают фотографии, постят их в соцсетях, инстаграме», — отмечает она.

В тренде мох и папоротники

В последнее время самыми популярными растениями при оформлении искусственных фитостен становятся мох и папоротник. «Предполагаю, что это напрямую связано с ценой, — такие растения дешевле. Мы приобретаем искусственные растения в Китае, они изготавливаются специально для рынка Европы, а не для рынков Центральной Азии. А значит, они качественнее и дороже. Специальные конструкции под фитостены приобретаем в России. Была идея запустить производство таких конструкций в Казахстане. Но для этого потребовался бы определенный цех, нужно было искать грамотных специалистов. И, по нашим оценкам, на такие конструкции практически нет спроса», — отмечает Малика.

Мох

В основном же заказы на экостены активно начинают поступать весной и летом. Последние два года, отмечает собеседница, бум продаж приходится на осень и ближе к Новому году.

Все-таки, подчеркивает Малика, казахстанские предприниматели все еще экономят на фитостенах. «Многие из них пока не готовы тратиться на эти цели. В России же конструкции фитостен более популярны, там востребованы также и достаточно дорогие конструкции. В Санкт-Петербурге пользуются спросом именно „живые“ экостены. Наш же казахстанский рынок пока находится в зачаточном состоянии», — отмечает она.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤