Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство

Недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство

О проблемах казахстанских виноделов рассказал генеральный директор АО «Бахус» Анатолий Киселев

Автор:
Капитал - Недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство

В этом году компания «Бахус» отмечает свое 70-летие. Основанное в 1948 году предприятие сегодня – один из ключевых игроков в винодельческой отрасли Казахстана. Современное оборудование, инновационные разработки, квалифицированные специалисты, а, главное, качество выпускаемой продукции помогли компании не только пережить годы сухого закона, но и занять лидирующие позиции на отечественном рынке виноделия. О том, какой путь прошел завод почти за три четверти века, с какими сложностями пришлось столкнуться в процессе организации бизнеса в постперестроечное время и планах на будущее, в интервью «Капитал.kz» рассказал Анатолий Киселев, генеральный директор АО «Бахус».
– Анатолий Цаевич, как вы оцениваете работу компании за 70 лет ее существования? В чем залог успеха на протяжении столь длительного срока?– Наше предприятие, как и винодельческая отрасль в целом, переживало и взлеты, и падения. Конец 40-х – начало 80-х годов ознаменовался расцветом виноградарства по всему Казахстану. Разбивались виноградники, открывались заводы первичного виноделия, много сил закладывалось под научную базу виноградарства в республике. Это, бесспорно, были годы расцвета и нашего завода в частности.С момента основания предприятие наращивало темпы производства и расширяло ассортимент выпускаемой продукции. Изначально мы выпускали только шампанское, затем организовали завод по производству тихих вин, а уже в 70-х годах наладили производство коньяка. Наше предприятие служило флагманом отечественного виноделия. Многие разработки наших специалистов в дальнейшем использовались по всему Советскому Союзу. Продукция завода высоко оценивалась как на всесоюзных, так и на международных конкурсах.Однако в ходе печально известной антиалкогольной кампании, проводимой в 80-х годах в СССР, были уничтожены колоссальные площади виноградников. С 1985 по 1989 годы объемы производства шампанского на предприятии снизились в 3 раза, вина – в 10 раз, коньяка – в 4 раза. Мощности завода пришлось частично перепрофилировать на производство коктейлей, минеральной воды и растительного масла.Только с 1989 года винодельческая отрасль начала возрождаться, но нанесенный сырьевой базе урон теперь достался национальным производителям. В результате многие из них ушли с рынка. Остались только те, кто занимался сохранением виноградников, поддерживал связь с виноградарями других стран и всячески оберегал и диверсифицировал свои производства.ОАО «Бахус» организовано в ноябре 1995 года. Команда единомышленников и высококлассные профессионалы, которые продолжали работать даже в самые сложные для отрасли времена, помогли предприятию не только восстановиться, но и выйти на новые высоты. Именно благодаря коллективу, людям, прекрасно знающим свое дело, мы сегодня уверенно смотрим в будущее.

– Как вы можете охарактеризовать текущее состояние винодельческой отрасли в Казахстане?
– В настоящее время состояние виноградарства в Казахстане можно охарактеризовать как убыточное. И основная причина этому – отсутствие государственной программы, которая бы предусматривала субсидирование отрасли в необходимом для ее развития объеме. Несмотря на то, что в республике достаточно много программ господдержки отечественных производителей, направленных на развитие приоритетных секторовэкономики, таких как «Дорожная карта бизнеса-2020», «Агробизнес-2020» и другие, винодельческая отрасль не попадает ни под одну из них.Мы, имея свои виноградники, не можем получить субсидии в рамках действующих госпрограмм. Допустим, предприниматель хочет выращивать виноград, соответственно, для этого ему необходим определенный стартовый капитал. При этом срок окупаемости инвестиций в этой сфере составляет как минимум 4-5 лет, государство же по программе субсидирования сельхозпроизводителей осуществляет возврат только 40% от общей суммы вложенных средств. В результате никто не хочет заниматься таким невыгодным долгосрочным проектом.Отсутствие необходимых условий для развития привели к тому, что площади виноградников в Казахстане с 27 тыс. гектаров сократились до 5-6 тыс. гектаров. В данный момент кризис достиг угрожающих размеров. Средняя урожайность в отрасли сократилась с 10 тонн винограда с гектара до 3 тонн. Сегодня казахстанским виноградарям жизненно необходима государственная программа по восстановлению и уходу за плодоносящими виноградниками. Это позволит крупным сельхозтоваропроизводителям целенаправленно заниматься выращиванием этой ягодной культуры.– С какими еще проблемами сталкиваются отечественные виноделы?– Еще одно препятствие – это недобросовестная конкуренция. Импортеры винодельческой продукции сейчас находятся в более выгодном положении, нежели отечественные производители. Регистрируя декларацию о соответствии продукции требованиям Евразийского экономического союза (ЕЭС), импортеры ограничиваются лишь двумя техническими регламентами: «О безопасности пищевой продукции» и «Пищевая продукция в части ее маркировки». Законом нормы установлены, но на практике получается так, что отечественный производитель алкогольной продукции их исполняет в полном объеме, а импортер – лишь частично.Зачастую бывают случаи, когда некоторыми недобросовестными импортерами в Казахстан завозятся винные напитки с добавлением каких-либо ароматизаторов, но декларируются как вино. Хотя такая продукция не соответствует межгосударственным ГОСТам и относится к категории ликеро-водочных изделий. В магазине на одной и той же полке могут стоять напитки АО «Бахус» и импортного производства, только наше вино по качественным и органолептическим показателям соответствует ГОСТу, а отдельный импортный продукт иногда даже вином назвать-то и нельзя.Таким образом, недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство. По ставке акцизов на 2018 год акцизный налог на ликеро-водочные изделия крепостью 10-12% составляет 227,5 тенге за литр, тогда как зарубежные поставщики уплачивают всего 35 тенге за литр как за вино. Получается, что только с одного литра государственная казна теряет 192,5 тенге. Если гипотетически принять, что в общем объеме импорта вина, который составляет $42 млн, или 11 млн литров, на группу так называемых «вин» приходится 1 млн литров, а это не менее 10%, то сумма потерь для государства составит 192,5 млн тенге.Казахстан отменил все ограничения по количеству и качеству импортируемого алкоголя. Лицензии выдают всем компаниям, желающим работать на казахстанском рынке, не думая об угрозе, которую они представляют для отечественных производителей. В то время как Россия, наоборот, защищает интересы своих виноделов и создает все новые барьеры для импорта.

– Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для защиты внутреннего рынка?– Одним из механизмов защиты винодельческой отрасли будет принятие Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности алкогольной продукции» в рамках ЕЭС, где детально прописана вся терминология. Правда, его согласование ведется еще с 2011 года, а принятие отложено на неопределенный срок. Защитить внутренний рынокот наплыва импортных аналогов также можно с помощью дополнительных технических барьеров, как принято во всем мире. А именно через органы сертификации и аккредитованные лаборатории. Другими словами, чтобы получить декларацию соответствия, импортируемый продукт должен быть идентифицирован в рамках нормативных документов РК. Только после этого ему могут присвоить категорию алкогольной продукции и произвести соответствующие налоговые отчисления в госбюджет. Но для этого необходимо принять ряд законодательных актов, которые исключат определенные разночтения в действующем законодательстве.Надеемся, что в скором времени ситуация изменится к лучшему. Тем более что глава государства Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана также акцентировал внимание на отсутствии целостной политики по защите граждан от некачественных и опасных для жизни товаров и поручил правительству принять соответствующие меры. Ожидается, что со следующего года начнет работу единый комитет по контролю качества и безопасности товаров и услуг, который наряду с экспертизой лекарственных средств и детских товаров будет проверять и продукты питания, в том числе и напитки. На мой взгляд, такое нововведение не только положительно скажется на здоровье населения, но и станет серьезным подспорьем для развития винодельческой отрасли Казахстана.– Насколько развита конкуренция в этой отрасли и какова ваша доля?– Конкуренция на казахстанском винодельческом рынке довольно жесткая. В целом по республике по коньяку представлено более 100 производителей, включая импорт, по шампанскому и игристым винам – более 130 производителей, а по вину – почти 200 производителей. По данным международной исследовательской компании Nielsen, мы занимаем одну из лидирующих позиций на рынке по продажам в натуральном выражении (в литрах, – ред.). В сегментах «коньяк» и «игристые вина» наша доля в ключевой рознице составляет 45% в натуральном выражении.Мы ежегодно анализируем ситуацию на рынке, отслеживаем спрос потребителей и корректируем свою ассортиментную линейку. Сегодня в портфеле компании насчитывается более 60 наименований продукции, включая коллекцию премиум-класса. Кстати, наши марочные коньяки и выдержанное шампанское входят в сувенирный набор многих казахстанцев и иностранных туристов. Ассортиментный ряд для масс-маркета мы развиваем, прежде всего, с учетом предпочтений локальных потребителей.

– Анатолий Цаевич, чем, на ваш взгляд, вы выгодно отличаетесь от конкурентов?– Во-первых, наличием 70-летней истории. Мы, пожалуй, единственное предприятие на винодельческом рынке Казахстана, которое может похвастаться жизненным циклом длиною почти в три четверти века. Во-вторых, в нашем распоряжении имеются виноградники, первичное и вторичное производство, огромный парк бочкотары для выдержки коньячных спиртов, современная материально-техническая база, развитая инфраструктура, вплоть до собственного железнодорожного тупика, который оптимизирует процесс доставки сырья и отгрузки готовой продукции в регионы и, конечно же, высококлассные специалисты. Все это позволяет производить качественную продукцию по доступной цене. То есть мы предлагаем потребителям честное соотношение цены и качества, а это в свою очередь повышает лояльность и доверие к бренду. И, наконец, еще одно наше конкурентное преимущество заключается в том, что только мы на территории Средней Азии производим выдержанное шампанское по классической французской технологии.– Какие передовые технологии вы намерены внедрить в ближайшее время?– Несмотря на то, что сам процесс получения вина вот уже несколько тысяч лет не претерпел значительных изменений, технологии, которые облегчают работу винодела, обновляются с каждым годом. В основном речь идет об автоматизации технологических процессов и роботизации производств. Чтобы быть в тренде, наши специалисты на регулярной основе мониторят и изучают технологические новинки, используемые в винодельческой отрасли. Что-то кардинально менять мы пока не планируем, так как за последние 15 лет мы и так провели полное техническое перевооружение завода. В том числе реконструировали шампанское и коньячное производства с заменой оборудования розлива для разных емкостей и конфигураций. Могу с уверенностью сказать, что сегодня наш завод оснащен самым современным и высокотехнологичным оборудованием от ведущих производителей Германии и Италии, способным выпускать до 12 млн литров различной продукции в год.– Во сколько обошлось техническое перевооружение завода и какую еще сумму вы планируете инвестировать в дальнейшем?– Инвестиции в модернизацию производственного предприятия – это всегда достаточно крупные затраты. И назвать какую-то конкретную сумму и сказать «вот столько-то планируем потратить» нельзя. Все, кто связан с производством, это прекрасно понимают и знают, что вложения в оборудование необходимо делать на постоянной основе: что-то морально устаревает, что-то изнашивается и требует замены. Но мы ежегодно в бюджет предприятия закладываем суммы, предназначенные на техническое перевооружение. В отдельные годы размер инвестиций составлял порядка 500 млн тенге.

– Существует мнение, что по мере роботизации бизнес-процессов потребность в человеческих ресурсах будет снижаться. Какой, на ваш взгляд, будет роль человека в винодельческой отрасли?– За хорошим вином стоит кропотливый труд и опыт многих поколений виноделов, а главное – уважение и любовь к своему делу. Вино – прежде всего, люди, которые задействованы в получении этого продукта. А это, поверьте, очень сложный и долгий путь, который требует особого терпения, полной отдачи и каждодневного внимания. Конечно, можно автоматизировать линии, минимизировать участие человека в процессе производства, но только человеческие руки, опыт и интуиция подскажут виноградарю, когда наступит оптимальное время для сбора урожая. Ведь даже при наличии всех необходимых физико-химических показателей, только органолептическая оценка достоверно скажет виноделу, когда вино вберет в себя весь вкус и аромат, заложенный природой. Я уверен, что виноделие всегда будет происходить при полном участии человека.– Что для вас значат понятия «корпоративная культура» и «социальная ответственность бизнеса»? Какая роль им отводится в АО «Бахус»?– Достижение баланса коммерческих интересов, ожиданий общества и создание комфортных условий труда для сотрудников – одна из первостепенных задач для руководства любого предприятия. Для нас корпоративная культура – это соблюдение моральных и этических норм, ведение бизнеса в правовом русле и ответственность перед партнерами. В понятие «социальная ответственность» мы, прежде всего, вкладываем добросовестное отношение к сотрудникам компании и их семьям. Важно осознавать, что за тобой стоят и работают люди, за которых ты, как руководитель, несешь полную ответственность.Для своих сотрудников мы постарались создать все необходимые условия труда. У нас есть все: конкурентоспособная заработная плата, полный социальный пакет, льготное питание в столовой, бесплатное посещение тренажерного зала и медицинское обслуживание в лечебно-диагностическом центре на территории предприятия. Детям сотрудников предоставляются места в ведомственном детском саду. Не забываем мы и о своих пенсионерах – людях, которые помогали в становлении компании в сложные годы, оказываем материальную поддержку ветеранам Великой Отечественной войны, участвуем в различных благотворительных проектах. На социальную сферу мы ежегодно выделяем порядка 21 млн тенге.– Как вы думаете, будет ли 2018 год успешным для компании?– Я на это очень надеюсь, так как год в целом складывается удачно. Это подтверждают и цифры. Для сравнения: за 9 месяцев этого года мы уже произвели 6,88 млн литров продукции. Это на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Насколько 2018 год станет успешным для компании, покажет время, а именно начало следующего года. Хотелось бы отметить, что продукция завода реализуется по всему Казахстану, обеспечивая максимальное покрытие рынка как в ключевой рознице (гипер- и супермаркеты), так и в линейной (мини-маркеты и «магазины у дома»). Другими словами, наши напитки представлены в 95-97% точках розничной торговли, включая сеть специализированных магазинов АО «Бахус».– Анатолий Цаевич, как вы планируете развиваться в дальнейшем?– За 70 лет работы нам удалось сделать очень много, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Наоборот, этот юбилейный год – новая отправная точка в развитии компании. Но, как и прежде, мы будем производить высококачественные напитки из натурального сырья, соответствующие потребностям и ожиданиям потребителей. К тому же казахстанцы потихоньку начинают разбираться в мире вина и уже способны отличать качественный продукт от некачественного.Мы строим довольно амбициозные планы на будущее, и один из них – выход на внешние рынки. На сегодняшний день ведутся переговоры с такими странами, как Китай, Южная Корея, Япония и Россия. Для реализации поставленной задачи мы планируем использовать инструменты господдержки отечественных экспортеров. Мы уже встречались с представителями Внешнеторговой палаты Казахстана и экспортной страховой компании KazakhExport. Надеемся, что в скором времени продукция Made in Kazakhstan займет достойное место на зарубежных прилавках. Тем более что нам есть что предложить даже самой взыскательной и искушенной публике.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке