Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Как франшиза мини-маркетов планирует «победить» гипермаркеты

Как франшиза мини-маркетов планирует «победить» гипермаркеты

В чем перспективы такого формата рассказали Бауржан Нуркенов и Анна Пацюк

Автор:
Капитал - Как франшиза мини-маркетов планирует «победить» гипермаркеты

Мини-формат интересен даже гигантамПервый магазин «НАШмаркет» открылся в сентябре 2017 года. «Сети мини-маркетов – это тот сегмент, который сейчас находится в стадии активного роста, сетевых игроков на рынке Казахстана практически нет. И это говорит о том, что у сетевого ретейла есть перспективы роста», – говорит Бауржан Нуркенов. О потенциале этого сегмента в Казахстане говорит и то, что многие крупные сетевые ретейлеры – гипермаркеты и супермаркеты – обратили на него внимание и открывают магазины в формате «экспресс».

«Наша концепция в том, что мы хотели сделать «дворовой магазин» по принципам устройства супермаркета – системно и с отлаженными внутренними процессами»

По его словам, большая часть товарооборота – процентов 80 – сейчас идет через несетевой ретейл. Это магазины формата «у дома»; как правило, ими управляют индивидуальные предприниматели. «Наша концепция в том, что мы хотели сделать «дворовой магазин» по принципам устройства супермаркета – системно и с отлаженными внутренними процессами», – поясняет бизнесмен. На практике это выразилось в автоматизации процессов. Софт для этого выбрали на Украине, это облачное решение, внедрение которого стоило около 30 тыс. евро.

Все дороги привели к франшизе«Когда мы открыли свой шестой магазин, увидели потенциал: обороты оказались хорошими, продажи росли, отклики покупателей были позитивными. Решили развиваться дальше, но поняли, что делать это только за счет собственных средств будет сложно. Дело в том, что мы изначально, открывая первый магазин, отказались от оборудования поставщиков. Несобственное холодильное оборудование заставляет вас подстраиваться под стратегию поставщика, плохие стеллажи не дают возможность делать хороший запас и качественную выкладку. Мы же хотели самостоятельно управлять нашими полками, распоряжаться выкладкой и товарными запасами», – рассказывает Бауржан Нуркенов.По словам предпринимателя, согласно общемировой практике, инвестиции в открытие мини-маркета рассчитываются как $800-1000 на каждый квадратный метр торговой площади, и окупаются они в течение 2,5-3,5 лет. Соответственно, если площадь составляет до 150 кв. м, как в случае «НАШмаркет», то можно представить, сколько первоначальных вложений требуется в открытие каждой локации. Это стало одной из причин, почему было принято решение разработать франшизу.«Другая причина – мы увидели огромный интерес со стороны собственников небольших магазинов, которые просто выбиваются из сил, пытаются наладить эту работу. Они пытаются бороться с поставщиками за закупочные цены, сделать свои процессы системными. Но, конечно, у них не получается из-за нехватки закупочной силы для ведения переговоров. Поскольку в своей сети мы эти вопросы отработали, решили, что можем транслировать опыт на франшизу», – говорит Бауржан Нуркенов.Кого привлекает франшиза в ретейлеКак рассказал собеседник, франшиза, которая будет продвигаться под брендом «BESH», может существовать безотносительно к региону. Это связано с тем, что она строится вокруг ядра – автоматизированных процессов, единой системы закупок и бизнес-процессов.Паушальный взнос – 3 млн тенге. В течение двух месяцев – в период запуска объекта – франчайзи будет обучаться всем процессам. Роялти – фиксированное, в его сумму входит программное обеспечение, контроль, услуги тайных покупателей, аудит, чек-листы и обучение со стороны компании. По словам собеседника, пока франшиза только развивается, ее создатели стараются вовлечь партнеров практически по себестоимости. Это нужно для количественного роста и увеличения закупочной мощи.Окупаемость для франчайзи зависит от площади магазина и считается по количеству квадратных метров. «Можно смело говорить о том, что объем продаж возрастет в 2 раза, в некоторых случаях – до 4 раз. Оборот может достичь 6-7 тыс. тенге в день с квадратного метра», – отмечает собеседник. Компания планирует продвигать франшизу по всему Казахстану. Спрос уже есть, и он исходит от тех, кто уже попробовал себя в ретейле и понял, что делать этот бизнес по старинке – купил, поставил, продаешь – уже не получается. «Те, кто это еще не понял, – новички, они зачастую уверены, что торговать несложно. Это не наши клиенты. Наши – те, кто хочет работать системно и получать хорошие закупочные цены», – говорит Бауржан Нуркенов.

Зачем мини-маркетам ассоциацияКак рассказала Анна Пацюк, сейчас компания совместно с НПП «Атамекен» прорабатывает вопрос создания ассоциации мини-маркетов. Для Казахстана это новое.«Почему мини-маркетам нужно объединяться? Продуктовый ретейл работает на небольших наценках. Это товары народного потребления, все знают, сколько может стоить, например, молоко или сок. Получить большую маржу, как в фешен- или обувном ретейле, невозможно. Наценка – максимум 20-25%. Игрокам необходимы хорошие закупочные цены, которые в одиночку получить не всегда возможно», – поясняет собеседница. Кроме того, профессиональный подход к продуктовому ретейлу требует наличия бэк-офиса: нужны специалисты по закупке, кадрам, бухгалтерии, IT, нужны люди, которые будут обслуживать оборудование и пр. «Окупаемость офисных затрат возможна тогда, когда у вас сеть хотя бы 8, но в идеале – не меньше 10 магазинов. Может ли каждый предприниматель позволить себе открыть 10 точек и содержать профессиональный офис? Вряд ли. Именно поэтому мы силами ассоциации хотим создать вот эту конгломерацию и дать возможность одиночным магазинам выйти на профессиональный уровень. В том числе и за счет нашей франшизы», – говорит Анна Пацюк. По ее словам, в настоящее время документы по ассоциации уже на согласовании, скоро новое объединение будет оформлено юридически и начнет работать.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке