Как сделать образование мирового уровня доступным среднему классу в РК
Никке Кескинен: В Финляндии у школ много свободыГод назад в Алматы открылась High Tech Academy — первая в Казахстане школа, практикующая PBL — так называемый проектный метод обучения. В текущем учебном сезоне школа планирует получить статус международной. К этой цели High Tech Academy ведет новый директор — эксперт по организации начального и среднего образования из Финляндии Никке Кескинен. С его приходом в работу с начальными классами внедрены принципы финской системы обучения. «Капитал.kz» встретился с руководителем учебного заведения, чтобы обсудить аспекты прогрессивных методов образования.
Феномен финской школы стал известен миру в 2000 году, когда впервые был проведен тест PISA — международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. Этот тест оценивает функциональную грамотность, знание естественнонаучного блока и математики старших школьников стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Наилучшие показатели в 2000 году продемонстрировали именно финские школьники, и с тех пор Финляндия неизменно оказывается в пятерке лучших.
Эти показатели находят прямое отражение и в других измерениях. К примеру, два месяца назад завершилось исследование, которое назвало финнов самыми счастливыми людьми в мире. Никке Кескинен считает, что это логическое продолжение развития системы образования Финляндии. В этой стране детей с детства принимают такими, какие они есть, и поддерживают там, где они нуждаются в поддержке. В Финляндии не учат детей стать кем-то, задача школы — дать детям раскрыться и реализовать свой потенциал.
Эти факты задали тональность началу беседы, и я задаю первый вопрос, продиктованный болезнями роста казахстанской школы: сколько реформ на памяти г-на Кескинена пережила финская модель образования. К величайшему моему удивлению выясняется, что школьные реформы в Финляндии проводятся регулярно, раз в 10 лет. Последняя была объявлена в 2014 году, и это уже третья с 1993 года, когда мой собеседник начал карьеру в системе образования.
— Интересно, это естественный жизненный цикл обновления системы или законодательно утвержденный алгоритм обновления?
— Это следование переменам, которые переживает мир. К примеру, в 2004 году для школы стали актуальны трансверсальные компетенции. Как построена система образования в Финляндии? Есть национальная программа, которая презентуется и утверждается министерством образования. Но когда она доходит до школ, у них очень много свободы в том, как они ее реализуют. К примеру, итогом реформы 2004 года стала возможность выбора, который могла делать школа: остаться в традиционной системе передачи точных фактов или развивать у детей компетенции. Реформа 2014 года обозначила более точный тренд: обязанностью школ стало развитие у детей компетенций. В Европе сейчас много говорят о том, что 40% профессий исчезнут в ближайшем будущем, и наша задача — готовить детей к этому будущему. И PВL (project based learning) можно расшифровать как play или phenomen. Расшифровок этого термина много для каждого возраста. Начальные классы учатся через игру, средние — через проекты, старшие — через феномены и сложные концепции. Наша задача — сделать проектный метод адаптированным к возрасту учеников.
— Что значит термин «трансверсальный» в применении к школьной педагогике?
— Существует семь трансверсальных компетенций. Первая — уметь мыслить и учиться учиться. Вторая — культурная, умение взаимодействовать и выражать себя. Третья — заботиться о себе и о других, справляться со своими ежедневными задачами и собственной безопасностью. Четвертая — мультиграмотность, раньше мы учили детей читать и писать, но сейчас они должны уметь в любом формате информацию получать и анализировать. Пятая — умение пользоваться новыми технологиями. Для старших классов актуально получение навыков предпринимательства — это шестая компетенция. Седьмая — участие в жизни общества, влияние на него, строительство устойчивого будущего. Акцент в образовании сейчас перешел с осознания фактов на эти семь компетенций, которые являются основой того, что называется обучением в течение всей жизни. Сейчас у финских школ нет выбора, они должны помнить об этих компетенциях.
— В какой степени ныне возглавляемую вами школу можно назвать финской?
— Я считаю, финские школы в принципе не могут существовать вне Финляндии. В нашей стране управление школами и финансирование школ делается государством, но решения принимаются на местном уровне. Но есть критерии, которые делают нашу школу очень финской. По ним мы оцениваем благополучие каждого ученика. Это наши эдвайзери, которые помогают обеспечить и индивидуальный, и коллективный подход к обучению. В каждой эдвайзери-группе ученики с 5 по 8 классов находятся вместе каждый день по полчаса. Старшие служат примером для младших и поддерживают их. Это медицинская поддержка, у нас в медкабинете работает очень опытный медик. Это еда, которую мы детям предлагаем, разнообразная и полезная. И последнее — это безопасность для всех, кто в этой школе учится и работает. У нас есть вся инфраструктура для создания комфорта, физического и эмоционального. Мы хорошо понимаем, что ребенок, который по какой-то причине чувствует себя некомфортно, учиться не будет. Комфорт — это залог успеваемости ребенка.
— Как формировался преподавательский состав?
— То, что мы пытаемся сделать, для Казахстана абсолютно новое. Готовых людей, владеющих нужными компетенциями, нет. Любая школа сегодня сталкивается с проблемой нехватки учителей. А наши учителя должны владеть тремя языками, быть открытыми к новым методикам, не бояться рисковать и уметь работать в команде. Сейчас преподавательская группа — это 24 учителя. Четверо — иностранные преподаватели, вместе мы составили лидерскую группу, внутри которой разделили ответственность по поддержке преподавателей. Например, я поддерживаю кафедры математики, дизайна, искусства и начальной школы. Учителя приходят со своими идеями проектов, с планами уроков, которые мы обсуждаем. Все это — чтобы повысить качество. Но я не хочу быть человеком, который говорит людям, что делать. Я учусь так же, как и они. И вот когда я разговаривал с учителями, я понял одну вещь: у них есть огромное желание что-то поменять в образовании. Они с большой надеждой пришли работать к нам, потому что верят, что мы действительно построим что-то новое и хорошее для детей. Поэтому мы, по сути, являемся самообучающейся организацией. В нашей школе учатся не только дети, но и все взрослые, включая и меня самого.
— Могу догадываться, что для наших учителей работа в таком учебном заведении — серьезный профессиональный вызов.
— Работать в такой школе — очень энергозатратно, тяжело и сложно. В Финляндии все учителя имеют степень магистра образования, это требование обязательное, но и там процесс трансформации, смены парадигмы переживается очень сложно. К примеру, если учитель считает себя главным в классе, ему надо менять мировоззрение. Главная роль у ученика. Главный акцент — не на том, что может дать учитель, а на том, чему ученики учатся. В такой школе в одиночку добиться успеха невозможно, важно работать в команде. Если кто-то из учителей что-то нащупал, он должен поделиться с другими учителями. Мы верим в коллективную эффективность в работе учителей. Не в звезд, а именно в команду
— Возглавляемая вами школа — коммерческий проект?
— Нет, никакой коммерции. Мы работаем в арендованном здании, и поступления от родителей, а в школе около ста учеников, не покрывают и половины операционного бюджета. Сейчас строится новое здание для школы на 600 мест — это подарок от учредителей, речь об окупаемости инвестиций не стоит. Возможно, через 4−5 лет наступит момент, когда мы сможем полностью окупать операционные расходы. Наша задача — сделать образование мирового уровня доступным среднему классу.
— Вы хотите получить международную сертификацию — как проходит этот процесс? Что это даст школе?
— Наша задача — войти в глобальную сеть школ, использующих проектный метод. Для этого в течение года надо пройти процесс аудита качества и аккредитацию от Института проверки качества в области образования Финляндии. Эта проверка качества проводится по 11 основным параметрам, и внутри каждого есть 10−11 индикаторов, которые позволяют оценить уровень каждого параметра. Аккредитация и статус международной школы даст нам академическую свободу. Это не то чтобы процесс, в конце которого нам оценку поставят. Это констатация уровня, на котором мы находимся, и рекомендации финских специалистов, которые помогут нам выйти на новый уровень.
— Какая учебная нагрузка на детей приходится в вашей школе?
— Сейчас в нашей школе 6 классов: 1−2 и с 5 по 8. Дети приезжают в 8:15, начальные классы уезжают в 14:30, старшие задерживаются до 16:30, потому что у них после уроков клубы. Это не дополнительные занятия по пройденной программе, это творческие занятия. В среднем каждый может посещать 2 клуба. Есть робототехника, укулеле, шахматы, кино, камеди-стандап… В городе, в котором я живу в Финляндии, он в 100 километрах к северу от Хельсинки, 22 школы, и только две из них могут предложить детям такое разнообразие клубов. Так что я очень горжусь этой возможностью. Каждый день шесть уроков по 45 минут, между ними перемены в 15 минут. Если урок сдвоенный, перемена 30 минут. В школе нет звонков, так мы обучаем детей основам тайм-менеджмента, они сами наблюдают за временем. Важный момент: учителя стараются следить за состоянием детей. Если видят, что энергия у детей упала, переводят учебный процесс в активный формат. С каждым классом работают как минимум два учителя. И это высокий стандарт, который мы для себя ставим, когда обучение высокого качества должно быть как на индивидуальном, так и групповом уровне.
— Какие проблемы должна решать любая школа, независимо от географии или внутренней программы?
— Основная проблема любой системы образования в том, что каждый ребенок уникален. И каждый ребенок имеет право на высокое качество образования. Поэтому все, что мы делаем в этой школе, основано на поощрении учеников, справедливости, высокой самооценке, любопытстве, ответственности, чувстве сообщества, чувстве команды, критическом мышлении, радости от учебы, креативности и создании обучающей среды. Как и в Финляндии, мы будем работать над этим. И я чувствую, что мой опыт может быть полезен здесь. Но помимо этого мы должны задаваться вопросом, что общего между лучшими системами. Поэтому один из наших проектов — создание центра подготовки учителей на базе нашей школы. Чтобы помогать учителям других школ овладевать этими навыками.
— У меня возникает опасение, что воспитанные на этих принципах дети не смогут быть приняты обществом за стенами школы.
— Я не думал об этом, но уверен, что у родителей наших детей есть понимание того, какое будущее нужно их детям.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.