Алексей Рау: Одного госслужащего в доме более чем достаточно
Бизнесмен рассказал, почему не пошел на госслужбу, об истории открытия Astana School of Management and Business и работе в сфере недвижимостиПо словам бизнесмена Алексея Рау, у казахстанской системы образования есть свои плюсы, но мало практической составляющей. Еще во время учебы в Швейцарии решил поработать именно в сфере образования в Казахстане. Сейчас Алексей работает также на рынке недвижимости и заинтересовался консалтингом. О том, как он открыл свою первую бизнес-школу, с какими трудностями столкнулся, чем помог отец — Альберт Рау, он рассказал в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
— Алексей, у вас имеется опыт работы в нефтегазовой отрасли. Вы занимались вопросами развития сельского хозяйства и международного сотрудничества. Расскажите, почему вы решили перейти на образовательную сферу, открыть школу Astana School of Management and Business? Вы можете сказать о том, что окончание SBS Swiss Business School повлияло на такое решение?
— Я считаю, что это судьба. Ко мне пришла эта идея, когда я учился в SBS Swiss Business School. Мой сокурсник составил бизнес-план по тому, как создать бизнес-школу в Египте. Мне показалось, что я смогу усовершенствовать и внедрить данный вид деятельности в Казахстане. Находясь в Швейцарии, я обсуждал данный вопрос с деканом. Хорошо, что я изучал этот вопрос в самой Швейцарии. Там я мог увидеть все плюсы и минусы. Я увидел проект, благодаря которому я смог вырасти. Словом, проект сам по себе сложный. Мне хотелось внести свою лепту в развитие образовательной сферы Казахстана. Я подумал и решил, что все-таки могу это сделать. Хочется также отметить, что само окончание школы в Швейцарии, несомненно, повлияло на мое решение.
— Расскажите о своих первых шагах в предпринимательской деятельности.
— Я открыл свой бизнес, а именно бизнес-школу, в октябре 2013 года. В это время я только вернулся из Швейцарии. Решил не терять время и заняться работой. Первым делом, конечно же, нужно было найти помещение, сделать ремонт, что я и сделал. Я не буду говорить о том, что нужно регистрировать ИП, ТОО
— С какими трудностями вы столкнулись на первоначальном уровне?
— В первое время было тяжело, потому что в то время нас пока никто не знал. Нам было сложно выйти на рынок, найти клиентов. Также в 2015 году были определенные сложности в связи с девальвацией национальной валюты. У нас сезон начинается с августа по ноябрь — как мы помним, именно на этот период пришлась девальвация. Мы просто не знали, по какой цене продавать свои программы. В это время в 2015 году резко сократилось количество наших студентов. В группе MBA у нас было всего 7 человек, как бы грустно это ни звучало. В любом случае, мы как-то это все пережили. Сейчас все хорошо.
— Конечно, не секрет, что уровень образования в Казахстане отстает от европейского уровня. Что, по вашему мнению, нам не хватает? Мы ведь всегда будем отставать?
— Я бы не был столь пессимистичным в этом плане. В нашей казахстанской системе образования тоже есть свои плюсы. Нам очень важно сохранить часть устоев советской системы образования. В советское время выходило большое количество знаменитых, преуспевающих личностей. Поэтому нам есть чем гордиться. Что касается того, чего не хватает… думаю, в нашей системе обучения мало практической составляющей. Как правило, в казахстанских университетах преподают те, кто никогда не работал в той или иной сфере. У нас больше теории, чем практики. Обучают тому, что не пригодится в работе. В любом случае, несмотря на вышесказанное, у нас имеется некий прорыв в плане того, что открываются новые школы с элементами азиатской, европейской системой обучения. Есть такие успешные проекты, как Nazarbayev University, куда привлекают лучших специалистов со всего мира. Все не так плачевно (улыбается). Также хочется подчеркнуть, что население Казахстана небольшое. Если в будущем мы будем внедрять что-то новое, предположим, в сферу образования, нам будет намного легче и быстрее все это сделать.
— Почему вы не пошли по стопам своего отца, Альберта Рау (вице-министр по инвестициям и развитию РК — Ред.)? Почему вы не пошли работать на государство?
— Как говорится, одного госслужащего в доме более чем достаточно. Я с детства видел, как отец трудился с утра до ночи. Я был свидетелем того, как это тяжело. Отец полностью отдавал себя работе. Я хотел бы больше времени проводить с семьей. Ведь жизнь — это не только работа. Я считаю, что, будучи предпринимателем, я тоже приношу немалую пользу обществу.
— Помогал ли он вам на первых порах? Помогает ли он вам сейчас?
— Безусловно, помогал и помогает даже сейчас. Он читал лекции в нашей школе студентам. Он часто присутствует на церемониях вручения дипломов. Для нас это большой импульс. Это большая поддержка для наших студентов и всей нашей команды.
— Что, по-вашему, важно в предпринимательстве? На чем нужно акцентироваться в первую очередь? Что бы вы посоветовали молодым предпринимателям?
— В первую очередь важно иметь определенную стратегию. Идей много. Идеи могут быть импульсивными. Нужна стратегия. Важно распланировать все пошагово: что я буду делать, если я столкнусь с этим; что будет, если…
Еще один важный аспект для современного казахстанского предпринимателя — это уникальность. Именно на это я посоветовал бы обратить внимание всем начинающим предпринимателям. Сейчас уже невыгодно открывать многотысячный салон красоты или бутик… Их и так много. Поэтому важно найти что-то свое.
— Но ведь сейчас много всего! Сложно найти то дело, которое будет уникальным на казахстанском рынке. Как в этой ситуации поступить?
— Понимаете: большой плюс нашей страны в том, что нам не нужно изобретать новый велосипед. Сейчас можно посмотреть то, что творится в мире, в других более развитых странах. Что-то можно перехватить, внедрить в нашей стране. Может сработать та же самая франшиза. Мне кажется, это очень интересно.
— Помимо руководства над школой Astana School of Management and Business, вы также являетесь директором компании Sunrise Estate. Это две разные деятельности. Вы продолжаете работать в сфере недвижимости, потому что вопрос недвижимости всегда остается актуальным, или есть иные причины?
— Вы правы! Хотелось также бы добавить, что этот бизнес не такой уж и рисковый. Мне нравится заниматься недвижимостью, ремонтами. Мне нравится смотреть новые объекты
— Все-таки у вас есть определенный опыт в сфере недвижимости. Сейчас век интернета. Многие люди пытаются самостоятельно подыскать нужное жилье. Оправдан ли такой поступок? Нет ли в таком случае риска оказаться жертвой мошенников?
— Тяжелый вопрос в том плане, что риск есть. Слава Богу, я с этим не сталкивался. В любом случае, все мы современные люди. Думать, следовательно, мы должны, как современные люди. Лучше не жалеть денег и обращаться к специалистам, юристам в сфере недвижимости, потому что неизвестно, что может случиться. Лучше довериться профессионалам.
— Как вы оцениваете ситуацию, складывающуюся на рынке недвижимости в следующем году? По вашим прогнозам, до конца следующего года будет ли наблюдаться существенное изменение цен?
— Прогноз — дело неблагодарное. Однако, думаю, рост цен должен быть. Ведь рост цен на недвижимость — это показатель здорового роста экономики Казахстана. Сужу по рынку Астаны. Если в Астане цены будут расти, то и в других регионах тоже. Надеюсь, что рынок будет стабильным.
— Расскажите, насколько тяжело руководить компанией и держать под контролем школу? Ведь вы руководите определенной сплоченной командой.
— Я бы не стал жаловаться. Не могу сказать о том, что легко руководить двумя организациями, но у меня есть возможность переключаться с одной деятельности на другую. Как говорится, лучший отдых — это смена деятельности. Мне нравится заниматься руководством школы. Если я чувствую усталость, то перехожу на недвижимость.
— Сколько сотрудников работают у вас в школе? Помогаете ли вы сотрудникам расти в профессиональном плане?
— У нас немного сотрудников. В школе присутствуют 6 постоянных сотрудников + 15 преподавателей, которые не живут в Астане и которые приезжают на три дня. Все они образованные. Что касается того, помогаю ли я в профессиональном плане своим сотрудникам, хочется сказать о том, что я стараюсь положительно на них влиять. Конечно, я советую им всем в вопросах, которые касаются работы. Я стараюсь всячески им помочь. Это очень важно способствовать профессиональному росту своих подопечных. Но прежде всего, как мне кажется, руководитель должен начинать с себя. Все-таки руководитель должен быть примером для остальных.
— Как вы реагируете на конфликты в компании?
— У нас сотрудники неконфликтные. Это один из важнейших показателей профессионализма нашего коллектива. Конфликт — это лишняя потеря времени. Конечно, раньше я сталкивался с этим. Поэтому не хочу, чтобы в моей компании эта проблема присутствовала. Если тот или иной сотрудник конфликтует или является источником конфликта, то лучше с ним расстаться. Это лучший способ решить вопрос.
— Какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы стать успешным.
— Успешный предприниматель должен обладать такими качествами, как:
1. Коммуникабельность (он должен уметь заводить знакомства и грамотно поддерживать разговор);
2. Этичность;
3. Честность (я не сторонник мнения о том, что успешный бизнесмен — это нечестный бизнесмен. Мы частенько проводим семинары на эту тему. Там мы разбираем кейсы, где говорится о компаниях, которые провалились из-за своего недобросовестного отношения к работе).
— Расскажите о своем каком-либо провале в бизнесе. Был ли он у вас? Как вы считаете, иногда полезно в чем-то ошибаться?
— Провала у меня не было. Были определенные ошибки. Они присутствуют всегда. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Я извлек определенный урок. Поэтому, как мне кажется, ошибаться иногда полезно. Ошибки нас чему-то учат (улыбается).
— В какой отрасли в будущем вы бы хотели поработать?
— Наверное, я бы хотел продолжить работу в сфере недвижимости. Хочется построить бизнес-центр класса «А» и управлять им. Думаю, в будущем получится.
— Какие проекты вы намерены развивать в будущем?
— Сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве в сфере консалтинга, но, если вы позволите, я пока сохраню это в секрете. Мы, предприниматели, довольно-таки все суеверные (смеется).