Что делается для улучшения бизнес-климата Астаны?
Определены 9 приоритетных стратегических секторов экономики столицыВ Астане проводится комплекс мероприятий по улучшению бизнес-климата и привлечению инвестиций в строительный сектор. Так, главный макроэкономический показатель развития — валовой региональный продукт Астаны — с 2012 года увеличился более чем в два раза и составляет 11,1% от ВВП страны, сообщает пресс-служба акима столицы.
За период 2014—2017 гг. в столице объем выполненных работ вырос в 1,5 раза — с 400 до 600 млрд тенге. При этом объем выполненных работ иностранными компаниями вырос с 23% до 49% от общего объема.
Строительная отрасль в Астане на сегодняшний день занимает 10% внутреннего регионального продукта, в ней трудятся около 18% от общего трудоспособного числа населения. Она является «локомотивом» развития города. За период 2014—2017 гг. объем выполненных работ увеличился в 1,5 раза — с 400 до 600 млрд тенге. При этом объем выполненных работ иностранными компаниями вырос с 23% до 49% от общего объема. Строительная отрасль оказывает мультипликативный эффект на экономику города. Одно рабочее место в строительстве формирует десять рабочих мест в других отраслях экономики — промышленности, торговле, социальной сфере, сфере услуг и так далее.
Между тем столичный акимат продолжает работу по выявлению и развитию новых точек роста, оптимизации административных барьеров, возникающих у предпринимателей и инвесторов. В целях решения этих вопросов городом принята соответствующая Дорожная карта, согласно которой реализуется комплекс необходимых мероприятий. В частности, ведется работа по анализу существующих бизнес-процессов при выдаче документов на строительство. По результатам будет рассмотрено упрощение и сокращение процедур, реинжиниринг государственных услуг и перевод согласовательных процедур полностью в электронный формат на единую информационную систему. Ведь, уменьшив количество административных барьеров и упростив процесс согласовательных процедур, застройщики получают возможность снижать себестоимость квадратных метров, увеличивать оборачиваемость денежных средств. Улучшается также конкурентное поле для новых участников рынка, новых инвесторов.
Масштабная ревизия контрольно-надзорных функций госорганов для формирования благоприятной бизнес-среды проведена и министерством нацэкономики. В итоге были значительно снижены количество административных барьеров и нагрузка на бизнес, проведена цифровизация предоставляемых государственных услуг. А именно: введены запреты госорганам и финансовым организациям на требование печати на документах субъектов частного предпринимательства, упрощен порядок выдачи сертификата о происхождении товара при экспорте, введен инструмент факторинга и финансового лизинга для процедур банкротства и реабилитации. В целом до конца года со стороны государства планируется на 30% сократить количество предъявляемых к бизнесу требований и различного рода отчетностей и сведений.
Планируется также в ближайшем будущем принятие Закона РК «О естественных монополиях» и соответствующих подзаконных актов в его реализации для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста страны и улучшения конкурентоспособности бизнеса. В целях автоматизации процесса подачи заявок на утверждение тарифов естественных монополистов будет разработана и введена база «Монополист».
Кроме того, Центр стратегических инициатив (CSI) представляет информацию о состоянии казахстанского бизнеса в международных рейтингах, а также выдвигает предложения по повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса. В частности, для обеспечения устойчивости экономики экспертами центра предлагается направить все усилия на дальнейшее увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике города (в настоящее время этот показатель по Астане составляет 45%, тогда как по стране — 27%. — Авт.), а также вовлечение бизнеса в развитие новых производств.
«У Астаны есть потенциал по производству широкого перечня стройматериалов. Не менее интересна сфера туризма. Есть возможность проведения в городе низкозатратных ежегодных мероприятий в форме тематических фестивалей. Перспективным направлением также является строительство хранилищ. Есть большой потенциал и для развития IT-технологий, а также создание сети обслуживающих предприятий», — уверен директор по проектам Центра стратегических инициатив Бахытжан Саркеев.
Такого же мнения придерживаются эксперты Городского центра развития инвестиций Astana Invest. Специалистами центра определены 9 приоритетных стратегических секторов экономики, в их числе строительство, новое производство, торговля, спорт, креативный кластер и другие, то есть сектора, где будет сосредоточен основной вектор развития города.
При этом в строительной отрасли в качестве перспективного направления указано возведение недорогого и качественного жилья, то есть жилья комфорт- и экономкласса. Исходя из темпов роста населения, а это ежегодно минимум 40 тыс. человек, ожидается, что в течение пяти лет население города Астаны достигнет численности более 1,2 млн человек. Соответственно, потребность в дополнительном жилом фонде увеличится и составит около 6 млн кв. м с суммой инвестиций не менее одного триллиона тенге.
Растет также потребность в строительстве торговых объектов крупного формата на правом берегу города и торговых объектов экспресс-формата, расположенных на первых этажах жилых домов.
К слову, основной миссией Astana Invest является содействие развитию столицы посредством привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, работы по принципу «одного окна» для инвесторов в качестве регионального института развития на основе передового опыта ведущих агентств по привлечению инвестиций.
Со своей стороны, представители бизнеса говорят о высоких ставках по таможенным пошлинам на ввозимое сырье, используемое в производстве продукции, из-за чего отечественная продукция становится дороже (например, мыльная основа из пальмового масла для производства мыла), долгих процедурах предоставления инновационных грантов, усложненных требованиях при сдаче отчетов.
Также сложности возникают с выполнением требований финансовых институтов по предоставлению дополнительных залогов, отсутствии в консульствах торговых атташе для оказания содействия представителям бизнеса за рубежом (например, в Турции).
Предприниматели отметили также необходимость открытия международного фонда поддержки казахстанского бизнеса для оказания содействия и поддержки представителям отечественного бизнеса, работающим за рубежом.
Над всеми озвученными предпринимателями вопросами работает специальная группа, по ним определят решения для последующего их вынесения на Совет по конкурентоспособности при Правительстве.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.