Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Красное и белое: какие тренды наблюдают винные магазины?

Красное и белое: какие тренды наблюдают винные магазины?

В Алматы, отмечают эксперты, значительно выросло потребление белых вин

Автор:
Капитал - Красное и белое: какие тренды наблюдают винные магазины?

Сомелье и кавист – проводники в мир винаПо статистике, 76% всех продаваемых в стране вин – производства Грузии и Молдовы. Остальное – главным образом вина из Италии, Франции, Испании, Германии, Чили, Аргентины и США. Наши собеседники работают в компании, которая формирует эти самые 24%. О вкусах, конечно, спорить не принято, но эксперты с удовольствием отмечают, что в их портфеле продаж в прошлом году впервые доля белых вин превысила долю красных: 48% против 44%. Ну и 8% составили продажи розового вина. Это очень хороший знак, потому что белые вина по отношению к красным считаются боле сложными для понимания. В традиционных центрах виноделия белые предпочитают красным. Еще один признак того, что вино становится частью пока если не культуры, но культурного досуга – появление в Алматы и Астане ресторанов, куда одновременно приглашают на работу шеф-повара и сомелье. Всего несколько лет назад такое невозможно было представить, шеф-повар был единственной звездой подобных заведений.  Наши собеседники отказались раскрывать «маркетинговый ключ», позволивший винотеке развиваться в то время, как конкуренты закрывались. Однако с удовольствием поговорили о самом вине, как научиться в нем разбираться и роли, которую играют в этом процессе кавист и сомелье. «Сомелье – это проводник в мир вина для людей, которые желают о нем больше узнать, которые заинтересованы в собственном развитии. Ресторанный сомелье создает особую атмосферу, располагает к выбору вина, дает рекомендации и советы. Сомелье не продает вино, он ориентирует человека в его желаниях, помогает определиться, подбирает правильное вино для блюда. Настоящий профессионал умеет подобрать вино под блюда – и наоборот, умеет создать винную карту заведения, – рассказывает Анастасия Наумецкая. – Сомелье скорее призвание, чем профессия, но это работа, которая позволяет взрослому человеку содержать семью. При зарплате 250-300 тысяч тенге и премиальных, хороший сомелье в Алматы зарабатывает примерно 500 тысяч тенге в месяц». «Хорошего сомелье смело можно сравнить с шеф-поваром, – подхватывает Вячеслав Дмитриев. – В хороший ресторан идут не только на шеф-повара, но и на сомелье. Его задача не только умело подобрать вина, но и деликатно разузнать предпочтения клиента, не ставя его в неудобное положение в плане цены или осведомленности. Кавист – это человек, который встречает клиента в винном бутике и помогает ему определиться с предпочтениями».

В рестораны стали приглашать сомелье и шеф-повара- Что вы имеете в виду, когда говорите о вине как инструменте развития человека? Почему умение разбираться в вине автоматически подчеркивает статус человека образованного?Вячеслав Дмитриев: В 1998 году в Сотби открылся отдел вин. Все мы знаем, что Сотби – это всемирно известный аукцион, специализирующийся на продаже произведений искусства. При открытии куратор отдела сказал: не зря открыли, вино сейчас на уровне искусства. Понимание вина, умение разбираться в нем мотивирует людей в эмоциональном плане, как классическая музыка или художественные произведения. Вино – тот же уровень, просто оно более осязательно.Анастасия Наумецкая: Ориентация в мире вина - это знание географии и истории, то есть естествознания, что испокон веков входит в определенный минимум образованного человека. Вячеслав Дмитриев: Отличать оттенки вина не главное, важно понимать вино. Умение отличать – это внутренние темы дегустационных конкурсов. Поэтому задача сомелье и кависта – дать человеку ту эмоцию, которую он ищет, ради которой он пришел в бутик или ресторан. Без широких знаний это очень тяжело. 

Анастасия Наумецкая: Все начинается с желания новых вкусов. Если человек попробовал бокал вина и оно понравилось, он запомнит этот вкус, изучит этикетку, узнает, откуда это вино, моносорт это или составлено из нескольких сортов винограда, его заинтересуют история и география того места, где вино было произведено. - Как эту связь сформировать? Как клиент должен понять, что его тут поймут?Вячеслав Дмитриев:  Главное для клиента – иметь представление о правилах поведения. В первую очередь в винных магазинах хорошего уровня с хорошим выбором надо отбросить мысль, что будут «впаривать» самое дорогое. Второе – не надо бояться спрашивать. Чтобы самостоятельно выбрать вино только по этикетке, надо быть на том же уровне, что и кавист. Стоит сразу обозначить задачу: для себя или в подарок, тогда мы начинаем разбираться, исходя из задачи. Как только человек делает шаг в винный магазин, он дает понять, что он не против того, чтобы купить вино в подарок или попробовать. Этим и отличается ресторан от винотеки – в ресторане вино можно и не пить. Конечно, когда клиент становится постоянным посетителем и между нами складывается взаимопонимание, я в общении с ним могу позволить себе шутку или легкую иронию. Но не во время первого визита, когда человек может быть зажат в раковине своих заблуждений.Анастасия Наумецкая: В отличие от кависта я не могу довлеть над гостем. Я могу советовать вино, только следуя его желаниям. Клиент должен получить высокий сервис и полное удовлетворение от сделанного заказа. - С чего лучше всего начинать знакомство с хорошим вином? Вячеслав Дмитриев: Когда человек получает первый опыт, я даю ему базу на пробу, оцениваю реакцию, и через какое-то время человек начинает проявлять любопытство к более редким винам. База – простые моносортовые вина, которые производят в Чили, Аргентине, понятные и открытые. Это вина вполне доступные, но по качеству очень откровенные. Далее возможны два варианта. Некоторые находят свое вино и пьют только его. Другие расширяют список, ищут новый вкус и новые эмоции. Дегустации в этом смысле – самый верный способ открыть для себя стиль вин, которые вам будут подходить. Когда ты понимаешь, что тебе интересно, ориентироваться в мире вина гораздо легче.

Я на дегустациях говорю, как вино можно оценивать. Слушаете первую ароматику

Анастасия Наумецкая: Бывает географическая привязка, например, человек съездил в Хорватию, попробовал хорватский пошип, которого здесь точно нет, а это вино обладает своей стилистикой и ароматом. Если ты не сомелье и не пробовал это вино, то подобрать подобное очень сложно. Для этого важно ориентироваться в географии, возможностях того терруара, который в этой географии находится, в стилистике вин. Да, этого вина здесь нет, но подобрать что-то соответствующее, чтобы человеку понравилось, вот это работа сомелье.- Это важно – постоянно пополнять библиотеку ощущений? В чем прелесть – в узнавании ароматов в сложных букетах?Вячеслав Дмитриев: Я на дегустациях говорю, как вино можно оценивать. Слушаете первую ароматику. Понимаете, что в шардоне есть яблоко, груша, если шардоне свежий – присутствуют легкий цитрус и белые фрукты типа персика. Представили себе это в голове, открыли для себя – первый уровень пройден, можно смело занавеску между первичными ароматами отодвинуть и дальше идти. Этих занавесок может быть много, а может быть парочка. Можно услышать цветочные оттенки. И в чем прелесть вина – когда вы слушаете музыку, не все могут четко разделить в голове инструментальные партии, даже если это простой ансамбль. В вине то же самое. - Что первично в задаче предложения магазина: текущий спрос клиентов или желание открыть для них что-то новое? Анастасия Наумецкая: Конечно, это спрос клиентов, хотя он и меняется с течением времени в пользу белого вина. Это связано с тем, что люди больше путешествуют, и с климатическими особенностями нашей страны, жаркое лето располагает к легким винам, а это белые и розовые. Хотя как компания мы пытаемся развивать вкус потребителя, поэтому у нас есть свой винный бутик. 

Вячеслав Дмитриев: Есть статистика мировая, что в странах с высокой винной культурой потребление белых и розовых равно потреблению красных. Так что у нас винная культура развивается неплохо. Если сравнить с тем, что было 4 года назад, то такой категории, как бургундские вина, не было ни в одной компании. Сейчас у каждой компании есть один из известных негоциантов в портфеле с большим ассортиментом, начиная от базовых вин до дорогих. - Каждый экспортер стремится нарастить эксклюзивный портфель?Вячеслав Дмитриев: У каждой компании есть определенный план. Винный мир можно поделить на основные территории: Франция, Италия, Испания, Новый свет. Каждая поделена на зоны, например, во Франции это Бордо, Бургундия, Луара, Эльзас и Рона. Производители этих зон составляют основу портфеля любой компании. Дальше можно завозить маленьких производителей, с каких-то маленьких субрегионов, искать органическое, биодинамическое, нишевое вино. Но в любом случае нужно, чтобы был коридор понятных и доступных вин, знакомых и известных, чтобы люди не боялись покупать. Бизнес зависит от продаж. Главную роль играет емкость рынка, а она в Казахстане маленькая, по сути вина пьют в Алматы и Астане. Поэтому новинки завозят осторожно, год за годом. Сейчас, например, хорошо Австрию начали представлять, хотя 4 года этих вин было 2-3 наименования. Турецкие вина стали заходить, израильские. Они пока пробивают возможности, проводят дегустации и презентации, но рынок нащупывают. Думаю, через какое-то время и эти вина будут хорошо представлены.         

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке