Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Как организовывать коммерческие старты в Казахстане?

Как организовывать коммерческие старты в Казахстане?

Беги и зарабатывай

Автор:
Капитал - Как организовывать коммерческие старты в Казахстане?

Стартовые взносы превратили «побегушку» в мероприятиеВсе началось в 2006 году с мероприятий для друзей: стартов не хватало, а потребность в них была. Только бегом мы не ограничивались, делали соревнования и по лыжам, и по сноуборду, и по горному велосипеду. Это было просто развлечение, и оно было убыточным: старты были в том числе бесплатными, приходилось вкладывать собственные средства. Постепенно аудитория стала расширяться: приходили уже не просто друзья, а друзья друзей и все желающие. Это был период, когда мы искали что-то, что бы нравилось и нам, и аудитории. Период проб и ошибок. Спустя время пришли к пониманию: любительский спорт не выживет, если не станет коммерческим. Потому что люди хотят сервис и качество, а это возможно, только если тратить на это деньги. А где взять деньги? У участников. Только после того, как мы это осознали и сделали старты платными, люди начали приходить сотнями. В 2015 году в первый раз состоялся Tengri Ultra и он стал нашим первым массовым мероприятием. Это был переломный момент. До этого удавалось собирать по 100-200 человек на старт, но качественный скачок произошел только после того, как участники стали платить. Оказалось, люди готовы тратить деньги на хороший сервис. Кроме того, это дисциплинирует: если человек отдает за что-то деньги, он относится к этому серьезнее. Это уже не просто «побегушка», а мероприятие, за которое он заплатил, к которому он должен готовиться и получить результат.

Бегуны, которые приносят прибыльДля нас важно, чтобы все зарегистрировавшиеся участники пришли на соревнование. Потому что на каждого мы готовим стартовый пакет, а это не просто нагрудный номер, это еще и набор «плюшек» – футболка, медаль, подарки, электронный чип (с его помощью человек сразу видит, каким по счету он финишировал) и пр. Кроме того, от количества зарегистрировавшихся участников мы рассчитываем, сколько людей пройдет через пункт питания, сколько мест нужно на парковке, сколько потребуется биотуалетов. А когда по факту приходит только половина, мы получаем прямые убытки. Стартовый взнос помог решить эту проблему.Сейчас мы пришли к тому, что сделали дифференцированную оплату в зависимости от периода регистрации – чем раньше, тем меньше стартовый взнос при том же наборе услуг. И установили лимит: например, принять участие в старте может только первая зарегистрировавшаяся тысяча или две. Ограничение связано с тем, какой трафик мы можем «переварить» без потери качества и полноты сервиса. Например, у нас был ночной забег в горах. Мы могли бы собрать на него 5 тыс. человек, но горная тропа настолько узкая, что может вместить не более 500. Определенное количество участников зависит от того, какие лимитирующие факторы возникают на каждом старте. Сейчас мы пришли к тому, что, когда у нас собирается минимум 500 участников, нам рентабельно проводить мероприятие и мы сможем дать хороший сервис. При количестве участников 100-300 человек мероприятие для нас по финансам приближается к нулю.

Из чего складывается экономика стартовОбщий бюджет мероприятия формируется из стартовых взносов и спонсорских денег. Вывели для себя такую формулу: мы должны получить от мероприятия половину стартовых взносов. Но это не прибыль в чистом виде. Это деньги, которые мы тратим на заработные платы сотрудникам, на оплату труда фотографов и видеооператоров, разработку сайта, дизайна и пр. Также привлекаем волонтеров бартером, подарками. То, что остается, это и есть наша прибыль.Детально экономика старта выглядит так: организация локации, то есть все, что строится на месте – стартовый и финишный городок, туалеты, пункты питания и пр., требует в среднем 30-40% всего бюджета. На те вещи, с которыми участник уходит домой, тратится примерно 20% от общей суммы. Если же появляется спонсор, мы получаем возможность вернуть участнику больше, чем он заплатил – через сервис и те самые «плюшки» в стартовом пакете.

Сколько казахстанцы готовы заплатить за старты?Если говорить о том, сколько в принципе казахстанцы готовы платить за старты, то можно привести такой пример: стартовый взнос на «половинке» Ironman в Астане (триатлон, – прим. ред.) – около $200. И люди участвуют. Это хорошо, потому что говорит о том, что они готовы платить за такие мероприятия.У нас самый дорогой старт – Irbis Race – стоит 15 тыс. тенге. Почему так много? Потому что, помимо стандартного пакета, человек получает обязательное страхование жизни с эвакуацией вертолетом. Это горный ультрамарафон, который проходит в труднодоступном месте, куда можно добраться только пешком, и в случае травмы человека нужно будет либо на руках два дня выносить, либо эвакуировать вертолетом. Стартовые взносы нам приходится постоянно поднимать из-за инфляции. Например, в 2014 году мы брали 1-1,5 тыс. тенге. Сейчас участие в наших стартах стоит в среднем 4-5 тыс. тенге. В России аналогичный забег – такого же масштаба и с такими же затратами – обойдется участнику в 3-4 тыс. рублей, то есть в 16-22 тыс. тенге. Разница в ценах объясняется более высоким спросом в соседней стране, поэтому там организаторам приходится регулировать количество участников таким образом. В Европе цены еще выше. Например, я сам (Артем, – прим. ред.) скоро буду участвовать в забеге во Франции, там один только стартовый взнос – 150 евро.

В чем интерес спонсоров? Они получают прямой доступ к платежеспособной целевой аудитории, которая способна потреблять различные услуги и покупать товары

В чем интерес спонсоров?Сейчас у нас есть три старта, которые мы делаем без спонсоров. Для нас они, если не убыточные, то приближены к нулю. Но мы их все равно проводим. В «годовом выражении» в совокупности с другими стартами это не так критично с точки зрения финансов, и логика проста: если ничего не делать, то спонсоры и не найдутся.Спонсоры необходимы. Мы прекрасно понимаем, что сможем поднять стартовые взносы тенге на 500 или на 1000, но не до 20-30 тыс. тенге: такого спроса в Казахстане пока просто нет. Конечно, есть люди, готовые заплатить, но их не так много.
В чем интерес спонсоров? Они получают прямой доступ к платежеспособной целевой аудитории, которая способна потреблять различные услуги и покупать товары. Это люди 27-35 лет. Довольный участник любую рекламную информацию воспринимает позитивно. Есть спонсоры, которые сотрудничают с нами на личных отношениях. Например, наш участник хочет быть частью процесса, движения за здоровый образ жизни. Хорошо, если при этом он долларовый миллионер. Всякое бывает. Если говорить о том, смотрят ли спонсоры на количество участников, то и да, и нет. С одной стороны, забег на 300 человек может показаться малоперспективным с точки зрения продвижения. Но с другой стороны, вопрос в том, а кто эти 300 участников. Например, тот же самый Irbis Race – самый дорогой наш старт, и его можно назвать элитным. В силу его специфики мы предъявляем участникам особые требования. Атлеты выходят на старт в экипировке за $1,5-2 тыс., соответственно, скорее всего, они могут во что-то вкладывать свои деньги, могут потреблять товары премиум-класса. И, конечно, есть спонсоры, которым такие 300 человек очень интересны.

Как привлечь участников в следующий разНельзя сказать, что в Казахстане сформировался рынок трейловых событий. Если он и есть, то мы на нем лидеры. Нечто похожее делает «Алматы марафон», это общественная организация.
Сравнивать себя с «Алматы марафоном» мы не можем. Да, вроде и у них, и у нас люди бегают. Но это большая разница: организовать забег в городе – логистика проще, но управление огромной массой людей сложнее, и в горной местности – участников можно знать в лицо, но логистика очень сложная. Есть такие мероприятия, куда мы привозим все – и воду, и электричество, и еду, и мобильную связь (которую операторы разворачивают для нас там, где ее не было).И мы, конечно, различаемся по количеству стартов. «Алматы марафон» проводит 6 мероприятий, 5 из которых – это просто бег. Мы – 15 абсолютно разных стартов. Это одна из особенностей организации: людям постоянно хочется чего-то новенького. В прошлом году человек пробежал 20 км, в этом году ему нужно бежать уже 30 км. На прошлом старте он просто пробежал, в очередной раз он хочет бежать дистанцию с препятствиями. Поэтому у нас есть и забеги в горах, и забеги с препятствиями (это вообще новое для Казахстана), и велосоревнования. Практически во все беговые старты мы стали включать дисциплину скандинавской ходьбы.То же самое – и в сервисе. На каждом новом старте участник хочет получать больше и лучше. Например, в прошлый раз медаль была пластиковая, в этот раз нужна металлическая и т.д. И мы вынуждены все время повышать качество и сервис. Потому что если человек получает удовольствие от старта – а ведь именно за этим он и приходит, – то он будет участвовать и в следующий раз, и это будет для него стимулом «попробовать» все наши старты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке