Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Кого берет под крыло бизнес-ангел

Кого берет под крыло бизнес-ангел

Предприниматель Мурат Абдрахманов поделился личным опытом поддержки стартапов

Автор:
Капитал - Кого берет под крыло бизнес-ангел

- Во всем мире поддержкой стартапов занимаются венчурные фонды, что не исключает и участия в этом деле бизнес-ангелов. Если между ними и есть разница, то она кажется неуловимо формальной. Что думаете вы?- По моему мнению, венчурный фонд это в первую очередь про бизнес, финансовый бизнес. Бизнес-ангелом становится человек, которому интересно поддерживать других, передавать накопленный опыт. У меня за плечами большой опыт управления компаниями разного уровня, в том числе и большими. И однажды я задал себе вопрос: чем бы я хотел заниматься? Ведь время уходит, это невосполнимый ресурс, его хочется тратить на что-то важное для себя лично. Я понял, что хочу заниматься развитием новых бизнесов. Самому затевать новые проекты не то чтобы неинтересно, просто это переходит в иной ценностный разряд. А вот помогать молодым амбициозным ребятам, передавать им опыт, накопленный за 25 лет работы в бизнесе и при этом самому учиться новому – это очень интересно. - Хочу уточнить: когда вы говорите об интересе, вовлеченности – имеется в виду профессиональная оценка, или эмоциональная? - В первую очередь – профессиональная. Я инженер в области телекоммуникаций, эта технологическая сфера мне понятна, я имею в ней свою точку зрения, свою экспертизу. Я пытался найти свой интерес, например, в добыче полезных ископаемых, но быстро понял, что хотя это и интересно, но я ничего в этом не понимаю и не имею собственной экспертизы. Тем не менее есть проекты вне привычной сферы технологий, которыми я занимаюсь. Например, в группе партнеров инвестировал в строительство ресторанного комплекса «Мирас». Мне это интересно как проект розничный, интересно выстроить бизнес-модель, маркетинг, сделать продукт, это для меня самая интересная часть. Также когда-то был соинвестором проекта Fitnation. Далеко от технологий, но интересно. Я вышел из проекта в 2007 году, но он живет до сих пор, потому что изначально был хорошо, грамотно выстроен. Долгая жизнь проектов доставляет мне моральное удовлетворение.

«В Fitnation вложил, кажется, $2,5 млн, не помню точно. Время тогда было другое, все росло, было удобно работать». 

- Сколько вы вкладывали в эти проекты?- В Fitnation, кажется, $2,5 млн, не помню точно. Время тогда было другое, все росло, было удобно работать. В «Мирас» тоже приличную сумма вложена, причем перед девальвацией. Если сейчас перевести окупаемость проекта в доллары, то окупаемость длинная, больше 10 лет. Но проект успешный, клиенты записываются за несколько месяцев вперед. Мы сразу сделали упор на качество обслуживания, поэтому все хорошо. 
- Недостатка в собственных проектах нет. Как вы пришли к нише бизнес-ангела? - Свои проекты требуют серьезного погружения примерно на 5 лет, сейчас я этого делать не хочу. На меня повлияли слова китайского предпринимателя Джека Ма. Он говорит: если вам 50, избавляйтесь от своих амбиций и передавайте опыт молодым, помогайте им. Я верю, что бизнесом должны заниматься молодые люди до 35, которые горят, сильно мотивированы, компетентны и образованы, которые могут и хотят работать по 14-15 часов в сутки. Им я и должен помогать. Поддержка – это не обязательно деньги, молодым не хватает опыта, я могу помочь направить энергию в нужное русло. Это хороший симбиоз, когда вклад с обеих сторон релевантный и честный.

- Как часто бывают такие совпадения?- На нашем рынке инвесторов значительно меньше, чем стартапов, поэтому есть возможность выбора. Я встречаюсь со многими ребятами, они представляют проекты. С кем-то договариваемся, с кем-то нет, в любом случае это интересно. Часто я просто ограничиваюсь консультациями, это не стоит денег, а взгляд со стороны всегда полезен. Даже если я не захожу в бизнес, я считаю, что надо приносить пользу. И потом, я тоже учусь, внимательно слушаю, для меня это интересно.- Как вы их находите? Или они ищут вас? - Эта отрасль сейчас зарождается, круг инвесторов небольшой и многим известен. Однажды меня пригласили в бизнес-инкубатор МОСТ выступить перед предпринимателями на тему возможностей для продвижения, после этого много слушателей искали встреч. Когда я инвестировал деньги в Choсolife, это тоже имело отклик. Земля слухами полнится. Обращаются через Facebook, пишут в WhatsApp. Статья в «Капитал.kz» тоже может вызвать рост обращений. 

- Есть ли в этой деятельности элемент благотворительности?- Нет, это бизнес. Точно могу сказать, что неубыточный. Трудно пока обозначить рентабельность, вся прибыль пока виртуальная, горизонт инвестирования в пределах 5 лет. Но пока в моем понимании, в моей оценке, деятельность выгодная. Мой опыт позволяет выбирать проекты, которые не прогорают. Общий объем сделанных инвестиций называть не хочу.- Вы уже назвали Choсolife, какие еще проекты вызвали ваш интерес? - Я вкладывался в Choco Group и продолжаю вкладываться, они растут быстро, с момента моего первого вложения выросли более чем в три раза. В проект я вошел на стадии резкого расширения бизнеса. Когда мы встретились с Рамилем Мухоряповым, оборот компании был около $10 млн, он искал способы увеличить его до $100 млн, и наши интересы совпали. Другой проект – OrionM2M, производитель интернета вещей, компания успешно развивается, последний инвестиционный раунд мы проводили по оценке $3 млн. Компания имеет амбиции работать на рынке СНГ и всего мира, такая возможность есть, поскольку рынок интернета вещей растет по экспоненте. Также я акционер украинской компании Genesis, которая работает в области социальных медиа в 12 странах. В Казахстане известен их проект Nur.kz. 

У меня нет цели просто заработать деньги. Также мне нравится, когда берут известную отработанную модель, американскую или московскую, и здесь ее стартуют

- Вы выработали какие-то критерии оценки стартапов, которые помогают принять решение о поддержке проекта?- Важен потенциал роста, минимум – десятикратный в ближайшие три года. Компания должна иметь опробованную бизнес-модель, получить определенные отклики или обратную связь с рынком. Проект должен иметь экспортный потенциал: местный рынок небольшой, поэтому потенциал надо искать за пределами Казахстана. Должна быть команда: грамотная, образованная, компетентная, с опытом работы в выбранной области. Основную часть разработки бизнеса команда должна делать сама, технологический бизнес очень динамичен, время реагирования и принятия решений должно быть минимальным, это критически важная компетенция. Возраст команды также имеет значение. Еще проект должен быть мне интересен. Если он многообещающий, но находится в сфере, которая мне не интересна и которую я не понимаю, я в него не иду. У меня нет цели просто заработать деньги. Также мне нравится, когда берут известную отработанную модель, американскую или московскую, и здесь ее стартуют. - В каких еще случаях однозначно следует отказ? - В первую очередь – недостаток компетенции проекта. Не люблю непроверенные идеи и гипотезы. Еще не люблю, когда заходят с целью предложить что-то уникальное, чего нигде в мире не было. В этом случае я потихонечку начинаю собирать вещи. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке