Почему экопакеты не востребованы рынком
Будущее экологических пакетов зависит от изменений в законодательстве, считают производителиКак вернуть моду на бумажные пакеты, увеличить их производство и построить бизнес на экопакетах. Об этом рассказали директор по общим вопросам крупного производителя полиэтиленовой продукции, павлодарской фирмы «Диалон» Наиль Камалетдинов и один из учредителей компании по производству экопакетов Eco Products Group Валихан Джуманов.
Математика пакетов
«Сегодня мы можем перерабатывать в месяц около 90 тонн сырья для производства порядка 40 тонн полиэтиленовых пакетов и „маечек“ различного размера. Полгода назад мы начали вводить в производство пакеты из пергаментной бумаги, которую завозим из России. Так вот из общего объема производства бумажные пакеты составляют в лучшем случае 1%. Тяжело идут на рынок, трудно людей вернуть к бумажному пакету, потому что он в разы дороже целлофанового», — рассказал Наиль Камалетдинов.
К примеру, если обычный отрывной пакет обходится покупателю в 1 тенге, то аналогичный бумажный стоит 15 тенге, органический пакет обойдется в 25−30 тенге. Все зависит от партии — чем она меньше, тем дороже продукт. Естественно, эти затраты лягут на покупателя. Это может означать, что в быт казахстанцев может вернуться авоська. А это даст толчок для развития нового направления в бизнесе. К слову, не так давно такую акцию предприняли учащиеся профильной школы № 36 экологической направленности. Ребята вышли на оживленные улицы города, где раздали 50 тканных сумок с эмблемой школы и надписью «Берегите природу». Правда, чтобы наладить выпуск такой тары, нужен спонсор. «Чтобы производителю было выгодно выпускать биопакеты, либо надо запретить пользоваться нынешними полиэтиленовыми, либо должен быть другой механизм, который бы стимулировал данное направление», — считает Наиль Камалетдинов.
Законодательство как предчувствие
Прежде чем взяться за экологический пакет, неплохо бы узаконить имеющийся полиэтиленовый бизнес, считает предприниматель. Конкуренция на рынке очень большая. «Все кому не лень занимаются этим, причем многие нелегально. Мы все налоги платим, в том числе экологические. А другие буквально в гараже такое производство налаживают. Недавно появилась в городе российская фирма — прошла какую-то регистрацию и теперь штампует пакеты, уверяя, что вывозит готовый товар в Россию. Выгодно, у местных рабочих заплата же ниже. Но хуже всего нелегальные пакеты из Китая. Мало того, что они доставляются к нам контрабандой, так еще и изготавливают их из неизвестно чего, этот товар со специфическим запахом. Хотя, если два года назад на рынке этой продукции было до 80%, то сейчас эта цифра составляет 40%», — говорит Наиль Камалетдинов.
Что касается органических одноразовых пакетов, как говорит предприниматель, он знаком с немецкой разработкой по производству подобной продукции из лактозы. «Но у нас ничего подобного не производят. Если строить завод по производству исходного сырья, то необходимы значительные вложения. Как известно, спрос рождает предложение, против этого не попрешь. И если население хочет обычный отрывной пакетик, который стоит 1 тенге, естественно, мы дадим то, что хочет покупатель. Все решает рынок», — говорит Наиль Камалетдинов.
Если допустить, что будет принят закон, ограничивающий или запрещающий хождение полиэтиленовых пакетов в стране, не просядет ли в этом случае его бизнес? Предприниматель говорит, что уже готовит себе подушку безопасности. Производит бумажные пакеты, пленку общего назначения, которая идет на теплицы, для промпредприятий, и прочее. Она будет использоваться при любом раскладе. Тут, к слову, бизнесу помогла программа «Дорожная карта бизнеса 2020». Благодаря фонду развития «Даму» у предприятия появилась возможность вовремя и по приемлемым ценам закупать сырье, приобретать новые технологии, обучать сотрудников.
Производители экопакетов в пролете
Накануне Всемирного дня охраны окружающей среды в Астане Евразийская группа решила продемонстрировать свою экологическую дальнозоркость, поставив бесплатно почти 50 тыс. штук биоразлагаемых пакетов в столичные супермаркеты. Производителем этой продукции является столичная компания Eco Products Group, которая использует гранулы — оксибиоразлагаемые полимеры из органического крахмала. К слову, единственная в стране, ориентированная на «зеленые» технологии. Предприятие было открыто год назад, его проектная мощность — до 5 млн пакетов ежемесячно, но сейчас производство не превышает и полумиллиона. Разлагаются такие пакеты под воздействием света, воды и тепла, для этого требуется от 100 до 200 дней. На сегодня все сырье завозное, что, несомненно, влияет на себестоимость. Кроме того, главный «минус» подобных производств — неготовность общества, да и государства в целом, принять «зеленые» технологии, несмотря на популяризацию «зеленой» экономики. В любом государстве подобные проекты можно продвигать, только опираясь на закон, призывы быть экологичнее не проходят, если это касается кошелька каждого. Так что 50 тыс. биоразлагаемых пакетов, разово отданных в сеть супермаркетов, — капля в море, если учесть, что в среднем, согласно исследованиям, казахстанец в год использует около 300 различных пластиковых пакетов.
«Когда открывались, были большие планы по реализации проекта. К сожалению, не все удалось», — говорит один из учредителей компании Валихан Джуманов. Изначально компания ориентировалась не только на внутренний, но и на внешний рынок. «На нас выходят потребители из стран СНГ, но все пока в процессе. Надеемся, что экспорт пойдет. Что касается нашей страны, то продукция потихоньку продвигается. Основной наш потребитель — это супермаркеты. Вроде предложений и проектов много, но вот сказать о конкретной реализации какого-то из них пока не могу», — рассказывает бизнесмен. Чтобы изменить ситуацию, по его мнению, необходимо этот вопрос решать на законодательном уровне. «Мы делали соответствующие запросы. Насколько знаю, есть намерения внести определенные изменения, нам бы хотелось попасть в рабочую группу по принятию данного вопроса на законодательном уровне. Да, есть крупные торговые компании, как мы сегодня говорим, социально ответственные, которые если не полностью, то частично переходят на экологические пакеты. Но это пока касается только крупных торговых точек. Впрочем, с чего-то надо начинать», — говорит Валихан Джуманов.
Узбекистан уже готовит ограничения
К слову, в этом вопросе Узбекистан пошел дальше Казахстана. С 1 января 2019 года там планируется ввести ряд ограничений, направленных на уменьшение использования пластиковых пакетов. Это предусмотрено проектом постановления главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию системы санитарной очистки». Со следующего года планируется запретить изготовление и ввоз в Узбекистан пакетов, используемых для расфасовки товаров в сфере торговли, толщиной менее 15 микронов и емкостью менее 5 литров. При этом с 1 января 2020 года будут запрещены изготовление и ввоз в Узбекистан пакетов толщиной менее 50 микронов и емкостью менее 10 литров. Есть у кого перенимать опыт.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.