Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. В каком бизнесе купил долю Алишер Еликбаев?

В каком бизнесе купил долю Алишер Еликбаев?

Пиарщик потерял на стартапах $100 тысяч, но продолжает рисковать

Автор:
Капитал - В каком бизнесе купил долю Алишер Еликбаев?

О размерах порций и осеннем падении продажПетр Троценко (осторожно пробуя йогурт): И все-таки, какой у вас средний размер порции?Тимур Калтаев: В Алматы средняя порция – 300-400 граммов, в Астане – 350. Но у нас система self-service, то есть человек приходит в кафе и сам выбирает, сколько себе положить. Вкус тоже сам выбирает: добавляет фрукты, топпинг, посыпку. И от того, что у нас нет порций, человек сам рассчитывает себе цену.Петр Троценко (скептически): И закажет 50 граммов на 349,5 тенге…Тимур Калтаев: Да хоть 10 граммов, более того, столько мы бесплатно дадим попробовать. У нас есть специальные порционные стаканчики на пробу (действительно, около 10 граммов – авт.), поэтому посетитель может перепробовать хоть все вкусы и потом уйти. И никто ему за это ничего не скажет.Петр Троценко: Замороженный йогурт – сезонный продукт? Летом товар идет лучше, зимой – хуже?Тимур Калтаев: Сезон, конечно, влияет, но он не существенный – мы ведь в торговых центрах находимся, там круглый год одинаковая температура. Однако совсем фактор сезонности исключать нельзя. Обычно у нас продажи падают осенью. Если измерять в процентном соотношении – спрос на frozen yogurt снижается где-то на 10-20%. Летом – каникулы и жара, зимой и весной – праздники. А осенью – начало учебного года, межсезонье – еще не холодно, но уже и не жарко, простуды, ОРВИ. А в Астане сильно на продажи влияют осадки: если дождь или снег – продаж нет. А если минус 40, но без осадков – люди все равно приходят (смеется).Петр Троценко: Почему вы решили зайти на казахстанский рынок именно с замороженным йогуртом? Велики ли были риски? Тимур Калтаев: Пять лет назад я случайно попробовал frozen yogurt в Москве. Это было первое подобное кафе в СНГ. Йогурт мне понравился, и я решил выйти с франшизой на казахстанский рынок. Риски не просчитывал, более того, первая точка по продаже замороженного йогурта была в Астане – одной из самых холодных столиц мира, так что это был двойной риск.

Петр Троценко: Сумму стартового капитала можете назвать?Тимур Калтаев: $130 тыс. (в 2013-м курс доллара составлял около 150 тенге). Мы привлекли инвестора, а спустя полгода привлекли еще одного и открыли вторую точку, тоже в Астане. И как-то дело пошло даже без маркетинга – сумму на первую инвестицию удалось отбить через 11 месяцев.Петр Троценко: Как инвесторы относились к идее вложения денег в продажу замороженного йогурта? Тимур Калтаев: Инвесторы не понимали, как можно потратить огромные деньги, чтобы открыть кафе, в котором продается только монопродукт. Они не представляли, как эти деньги можно отбить. Торговые центры тоже не понимали разницу между frozen yogurt и мороженым и довольно тяжело соглашались на то, чтобы дать нам какую-то локацию. Они нам говорили: «Ребята, у нас мороженщиков – море. У нас нет мест!»

О том, как не прогореть на инвестицияхПетр Троценко (отвлекаясь от йогурта и переключая внимание на Еликбаева): И много у вас точек по Казахстану?Алишер Еликбаев: На сегодняшний день это шесть точек – в Астане, Алматы, Актобе и Шымкенте. Бизнес уже существует давно, но вы не особо, наверное, слышали о frozen yogurt?Петр Троценко: Вообще не слышал…Алишер Еликбаев (грустнея): Это самая обидная вещь для меня, как для специалиста по коммуникациям, потому что я знаю, что это крутой продукт. К примеру, если вы занимаетесь спортом, то должны знать, что жирность йогурта составляет 1% против 8-20%-ной жирности мороженого, и калорийность в три раза ниже. На мой взгляд, об этом надо рассказывать. Тренда пока не существует, но я как раз-таки и специализируюсь на создании трендов.Петр Троценко: И все равно интересно: почему вы загорелись идеей продажи замороженного йогурта?Алишер Еликбаев: Не было идеи загореться. Наоборот, Тимур, основной владелец франшизы, долго меня уговаривал – процесс переговоров шел примерно четыре месяца.Петр Троценко: Вы в чем-то сомневались? Алишер Еликбаев: Ну, мы ведь все думаем, что можем управлять страной, а тут – небольшая сеть кафе. Как моя аудитория воспримет, что я стал не акимом какой-то области, а совладельцем небольшой сети Frozen Yogurt? Но за годы в социальных сетях у меня с моими читателями сложились доверительные отношения, поэтому, думаю, они меня поймут и поддержат. 

Петр Троценко: Какую финансовую долю вы вложили в этот бизнес?Алишер Еликбаев: Я купил небольшую долю за приемлемую для меня сумму, которую озвучить не могу, потому что в договоре прописано, что не имею права эту информацию разглашать. И я планирую ее постепенно наращивать. Но это был серьезный шаг для меня, поскольку уже был негативный опыт с инвестициями. Первая попытка была, когда я уходил из «МЕГИ» (Алишер Еликбаев работал там пиарщиком, – авт.) и мне выплатили «золотой парашют». Подумал, что теперь я могу стать инвестором, и вложился сразу в несколько стартапов, из которых ни один не выстрелил. В тот раз я потерял около 15 млн тенге, по тому курсу получалось почти $100 000. Для меня это была большая сумма – я ведь не олигарх, сам зарабатываю деньги, сам их теряю (смеется). После этого решил завязать с инвестициями и набраться опыта как менеджер – пошел в кофейню Angel-in-us. Два года, проведенные в этой сети кофеен, позволили мне сказать, что я неплохо управляю чужими бизнесами. Хотя, наверное, это спорно. Но Тимур-то, например, меня заметил. Петр Троценко: Как вы собираетесь раскручивать замороженный йогурт? Он существует пять лет, не прогорел, что уже хорошо.Алишер Еликбаев: Несмотря на то, что проект прибыльный, денег на маркетинг немного, поэтому мы будем использовать самый доступный для нас механизм – социальные сети, дружбу и общение с журналистами и лидерами мнений.Петр Троценко (облизывая ложку): Планируете расширяться?Алишер Еликбаев: Планируем как минимум в тех городах, в которых присутствуем. Думаю, в ближайшее время нужно сосредоточиться на точках, которые у нас уже есть, познакомить как можно большее количество людей с этим продуктом, именно с точки зрения ликвидации безграмотности. Вот даже вы задаете такие вопросы…Петр Троценко: Я не фанат сладкого.Алишер Еликбаев (укоризненно): Все равно надо постоянно о нем рассказывать. Естественно, мы хотим присутствовать в каждом городе Казахстана.Петр Троценко: Понятно, что Алматы, Астана, Шымкент, Актобе – это крупные города. А остальные-то?Алишер Еликбаев: В Калифорнии тоже начинали с крупных городов – Сан-Диего, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, а затем переключились на малые. Но это были уже субфраншизы. Здесь, полагаю, будет то же самое.Петр Троценко: Существуют конкуренты на казахстанском рынке? Тимур Калтаев: Есть несколько компаний, которые выпускают замороженный йогурт, но самый главный конкурент – это мороженое, понятный с детства продукт, который к тому же дешевле. В премиум-сегменте это компании Movenpick и Baskin Robbins. Но конкурируем мы не только с мороженым, но и другими десертами, представленными в кофейнях, теми же чизкейками и тирамису. Но наше преимущество перед ними в низкокалорийности и содержании пробиотиков и аминокислот. К тому же присутствует некий элемент игры: смешивая вкусы замороженных йогуртов в наших кафе, экспериментируя с наполнителями (фруктами, мармеладками, шоколадом, орехами и так далее) – ты каждый раз создаешь свой уникальный десерт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке