Приживется ли на рынке франшиза клуба лучников?
Луки, стрелы и «золотая» молодежь«Исторический лучно-арбалетный клуб Strelkoff» Иван Пилипенко, мастер спорта по стрельбе из лука, открыл осенью 2016 года. До этого молодой предприниматель сменил около десяти профессий, в том числе школьного учителя. «Получал и по 18 тыс. тенге в месяц, а потом надоело работать на государство и «на дядю», — говорит он.
Стрельба из лука — олимпийский вид спорта, но в Казахстане он развит слабо. В Алматы сейчас менее десяти стрелковых клубов, и все они находятся на государственном обеспечении и учат спортивной стрельбе. По словам бизнесмена, эти клубы не стараются себя рекламировать и не светятся в интернете. Частный клуб Ивана — скорее исключение, хотя это довольно свободная ниша на рынке с растущим спросом. «У нас не спортивная стрельба, а интуитивная, без оптики, без прицела. Это история тюрков, казахов, — рассказывает Иван. — Я сам пробовал стрелять из лука в седле. Это невероятно сложное искусство». Предприниматель старается пользоваться всеми современными рычагами для раскрутки клуба — в ход идут ролики на YouТube, Instagram, фотосессии с «не совсем одетыми» лучницами. «Мы выезжали в Чарынский каньон, снимали там лучниц для одного журнала», — рассказывает Иван.
Луки, стрелы и «золотая» молодежь
Какие качества отличают хорошего лучника? «Усердие, самоконтроль и концентрация», – отвечает Иван Пилипенко. Чтобы развить эти замечательные качества, в клуб своих детей приводят родители, приходят стрелять из лука чиновники, силовики и депутаты. «Стрельба из огнестрельного оружия всем приелась. А к нам даже мулла ходит стрелять, говорит, что это благородное занятие. Депутат Гани Касымов приходит с сыном», – рассказывает он.
Начиная работать, Иван, по его словам, столкнулся со многими «печальными» качествами современных подростков. Не попал в мишень – замахивается на маму. Швыряют луки. Стрельба из лука, по мнению хозяина клуба, сразу вскрывает проблемы в воспитании. «Не попал – нужно проявить усердие, слышать и слушать учителя, – такие качества могут привить только родители, – уверен Иван. – Бывают тренировки, когда мы просто сидим и разговариваем с «трудными подростками» как отец с сыном, как себя вести, что маме нужно дарить цветы. Даю домашнее задание: помыть на кухне пол. У детей большие глаза: «Как? У нас есть домработница, ХХI век».
«Золотые» ребята часто приезжают сами, на машинах, с подругами. Парни хотят удивить свою девушку, сделать что-то необычное. «Золотая» молодежь у нас «гордая», – говорит Иван, – часто отказывается от моей помощи. «Вас научить?» – «Не надо (бизнесмен копирует высокомерный недовольный тон девушки, – ред.), я сама». Сделала выстрел, ударила тетивой руку и грудь. «Ой, поехали, мне не нравится». Парням, конечно, больше по душе такое занятие, хотя есть девушки, которые стреляют лучше их».
Несчастных случаев «на производстве» у Ивана не было. «Вероятность получить серьезное повреждение при выстреле составляет примерно 1 к 30 000. Потому что вся энергия выстрела направлена от стрелка», – говорит он.
Мышцы в стрельбе из лука – не главное, их можно быстро прокачать. Главное, чему учатся люди – концентрации и физическому спокойствию во время выполнения упражнений. Чем больше человек нервничает, тем меньше попаданий. Чем меньше попаданий, тем больше нервное напряжение. Стать спокойным – главное достижение и условие для меткой стрельбы.
«Приезжают дети с охранниками, – продолжает Иван. – Мальчик 10 лет стреляет, охранник или водитель бегают за стрелами. Некоторые дети говорят: «Я не хочу стоя стрелять». Пожалуйста, поднимаю «лапки», лишь бы ты стрелял. И он садится на стульчик, мальчик весом в 90 кг. Я спрашиваю: «Любишь фастфуд?», он отвечает: «Я больше ничего не ем».
«Когда профессиональные спортсмены к нам приходят тренироваться – я даю стандартный классический лук, без прицела, они не могут попасть в десятку, – говорит Иван. – Владеют одним видом техники. Но в моем понимании мастер спорта – человек, который может стрелять из любых луков, с разных дистанций, разными захватами».
Как пристреляться и заработать в этом бизнесе?
По словам Ивана, заработать спортсменам-лучникам сложно. Все соревнования проводятся на государственном уровне, денежные призы, как правило, не предусмотрены, только бумажные грамоты. «Частная финансовая поддержка составляет максимум 2%, и эти деньги уходят не спортсменам, а тренерам. Наверное, это такой кусочек совдеповской культуры», – говорит бизнесмен. Иван хочет переломить данный тренд и продумывает варианты организации соревнований с ценными призами. Тренеры в госклубах получают зарплату от 28 тыс. тенге, в частном клубе – от 100 тыс. тенге. Поэтому Иван Пилипенко и решил начать свое дело.
Начальные инвестиции составили всего 180 тыс. тенге, которые он взял в долг и потратил на аренду помещения. «Я заранее для себя решил, если дело не пойдет сразу, в течение месяца, то не буду продолжать. Потому что уверен: сначала должен быть спрос, а потом инвестиции. У нас многие делают наоборот: построят завод, а затем думают, куда девать продукцию», – говорит бизнесмен. Но вложения отбились за месяц, а за первый год удалось заработать более 12 млн тенге. Сейчас клуб посещают 200-300 человек в месяц, одно занятие стоит 3 тыс. тенге, а месячный абонемент – 30 тыс. тенге. Несмотря на не самые дешевые расценки, по словам Ивана, желающих учиться очень много, и в Алматы он планирует открыть в ближайшее время еще 2-3 клуба, построив, таким образом, свою сеть стрелковых клубов. Один из них он хочет открыть в MEGA-центре и ведет переговоры.
Франшиза на старте
На сайте компании сейчас запущено предложение франшизы клуба. Франчайзинговый пакет уже сформирован. «Я хотел прощупать спрос, запустив рекламу на сайте, и мой телефон просто разрывался, – говорит Иван. – Астана, Уральск, Актау, Актобе, Караганда, Усть-Каменогорск. Звонят, говорят: «Иван, нашим детям нечем заниматься, приезжайте, откройте».
Но когда он озвучивает цифры стоимости франшизы, пыл франчайзи немного убавляется. Паушальный взнос составляет для больших городов, таких как Астана, Актобе, 10 млн тенге, и все расходы на открытие клуба берет на себя франчайзи. Впрочем, несложно посчитать, что срок окупаемости франшизы составит год, а это не так уж много.
Однако Иван считает, что окупить франшизу можно и за полгода. Помимо тренировок, в клубе есть выездные заказы, которые стоят от 200 тыс. до 500 тыс. тенге. «Например, три депутата отдыхают в горах, кушают шашлык, решили пострелять, покидать ножи, боевые топоры в мишень. Пожалуйста», – приводит пример предприниматель.
И все же он полагает, что этот бизнес – игра вдолгую. «Это вклад в поколение, которое погибает у компьютеров. Это такое поколение, которое мы скоро будем учить кидать камни за деньги», – грустно шутит он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.