На чем нельзя экономить в ресторанном бизнесе
Александр Трегубенко рассказал об основных трендах рынка
Бизнес на сниженных оборотах– Как себя сейчас чувствует ресторанный бизнес Казахстана? Что там происходит?– Высокая кухня отошла сейчас на второй план, особенно тренд, когда люди делали какие-то авторские блюда с использованием дорогих ингредиентов и заморских продуктов. Сейчас в моду (не только в Казахстане, но и во всем мире) входит локальный, сезонный продукт. Иными словами, если зимой клубника не растет, ее не используют. Если рыба не водится в пределах 300 километров ресторана, то она уже не считается локальным продуктом.– То есть нерентабельно? – Дело не только в рентабельности, но и во вкусовых ощущениях и реакции организма на еду: сейчас стараются питаться той пищей, которую человек принимает на генном уровне – если нас кормить экзотическими птицами и рыбами, желудок может не понять и не принять. Поэтому локальный продукт входит в моду, и, конечно, кризис диктует свои условия – сейчас в почете simple food – простая доступная еда, чтобы и себестоимость, и, соответственно, продажная цена были ниже. К тому же люди начинают следить за здоровьем и хотят питаться правильно. В этом сегменте многие рестораны (даже те, чью пищу нельзя назвать здоровой) заводят в меню странички с веганской и вегетарианской кухней, с подсчетом калорий. Еще один тренд – безглютеновое меню – без клейковины, если по-русски. Уж не знаю, кто решил, что это вредно, глютен всегда в продуктах присутствовал, он полезен и нужен.
– Изменилась ли тенденция ценовой политики в ресторанах за последние три-четыре года?– Цены остались примерно такими же – некоторые даже стали дешевле. Как я уже говорил, ресторанов, направленных на сегмент выше среднего, с чеком от 25 тыс. тенге, осталось немного. Сейчас люди стали особенно считать деньги, поэтому ресторанам стало вообще не сладко. Обороты ресторанной отрасли за последние несколько лет упали на 50%.– Какие тренды есть сейчас в алматинской сети питания?– Во-первых, это хорошие столовые с достаточно красивым дизайном и хорошим ассортиментом блюд. Там, конечно, чуть-чуть ценник выше, чем в какой-нибудь заводской столовой, но ведь и ходить туда приятнее. Последние годы у нас рулят стейки и бургеры. Думаю, в связи с тем, что на рынок зашли местные производители, которые предлагают мясо специального откорма, вызревания. И стало это более рентабельным, потому что раньше для стейков мясо обязательно привозили из-за границы. Еще стали модными всевозможные рамены – восточное блюдо с пшеничной лапшой. Для нас рамен – это то, что в пакетиках продается, а
на самом деле очень серьезное блюдо, в котором большое внимание уделяется замесу теста, его толщине и правильной раскатке, как сварить шедевральный бульон, какие специи добавить. Наверное, скоро начнут приглашать поваров из Китая и Японии, и пойдет новая волна. – Откуда к нам вообще новинки приходят? Кто влияет на Алматы больше всего? – 80% трендов формирует Москва. Например, сначала известный ресторатор Аркадий Новиков открыл в Москве бургерную «Фарш», затем – Тимати, и это стало модно. А если еще вместе с бургером перчатки дают – вообще шик! Ну и через год уже и у нас в перчатках начали бургеры есть. А тот же рамен пришел к нам, потому что Китай рядом.
– А есть что-то необычное? Какой-то локальный тренд, который появился только у нас?– В некоторых ресторанах, конечно, пытаются что-то интересное придумать. Например, в кафе «Алина» стали подавать казахский бургер – в баурсаке и с котлетой из конины. Или мой коллега Андрей Типикин открыл два заведения – «Шеф» и «Печь» – авторская кухня с интересной подачей. В общем, есть интересные работы, а вот сказать, что кто-то при этом выстрелил, – не могу.
Думаю, когда инвесторы начнут разглядывать в шеф-поварах основных двигателей бизнеса, которые привлекают посетителей, у нас появятся хорошие рестораны.– Какие рестораны востребованы в Казахстане с точки зрения ценового сегмента? – Ниже среднего, конечно, и рестораны, которые направлены на проведение массовых мероприятий, – банкетные залы, тойханы – это работает всегда.
Кошмарики ресторанного бизнеса– Какие риски есть в ресторанном бизнесе? Вот, допустим, решил человек открыть ресторан, несмотря на кризис…– Проблема в том, что посетители и обыватели видят ресторанный бизнес иначе – чтобы было все красиво и вкусно. А что происходит на кухне, какой ценой и кровью это дается, никто не видит. И когда ко мне обращаются за советом – какой, мол, ресторан открыть, я советую вообще не открывать – отговорю вас за пять минут, расскажу все кошмарики, которые вас ожидают.– Так расскажите.– Во-первых, ресторан можно открыть в неудачном месте, во-вторых, в неудачное время, в-третьих, на кредит или на заем (этого вообще делать нельзя!), в-четвертых, люди нередко вообще ситуацию не понимают: вкладывают огромные деньги в интерьер, презентации, ненужную рекламу, а в производство, в обучение людей, в хороших специалистов не вкладывают. Начинают экономить на продуктах.– Выходит, это довольно-таки дотационный бизнес? – Первые полгода нужно обязательно инвестировать дополнительные средства в ресторан – на ту же зарплату людям. Еще очень важна покупка оборудования. Вот я недавно был в одном ресторане, куда попросили найти хорошего повара. Когда я зашел на кухню, то ее и кухней-то назвать нельзя! Грязь, жир, неприятный запах, трубы протекают – мне даже стало немного плохо физически. Собственный ресторан – очень сложный бизнес, нужно много труда и человеческого опыта. Поэтому экономить лучше не стоит. В первую очередь – на людях: если в ресторане работают непрофессионалы, сложно выйти на новый уровень. Но у них и зарплата должна быть соответствующей – не бывает, чтобы профессионал работал у вас за копеечки.
– Столько минусов в ресторанном деле, а вы все-таки этим занимаетесь. Расскажите о своем бизнес-опыте.– Ну, я ведь уже 32 года на кухне! С 2000 года у меня собственный бизнес – кейтеринг-компания – обслуживаю выездные банкеты только VIP-класса. С 2002 года я начал консультировать людей по открытию ресторанного бизнеса. Сначала брался только за кухню, рассказывал, как надо правильно поставить оборудование, какое меню разработать, затем взялся за дело основательно – стройка и проектирование – у меня технологическое образование.
С 2006 года возглавляю Ассоциацию шеф-поваров Казахстана, состою в десятке различных международных организаций, но это уже общественная деятельность и к зарабатыванию денег не имеет никакого отношения. Также занимаюсь консультированием различных заведений в кризисный момент. Сейчас являюсь учредителем ресторана «Саквояж».
– Какого направления ваш ресторан? Это авторская кухня?– Саквояж – сумка для путешествий. Идея такая, что шеф-повар ездит по миру, пробует еду во всех местах, в разных заведениях, приезжает домой и готовит блюда так, как он их увидел и понял. Не с претензией на аутентичность, а в некоторой творческой переработке. Например, сейчас можно попробовать арабскую кухню, а все потому что в марте я побывал на дубайском фуд-фестивале, посетил множество заведений – арабские рестораны, ультрамодные современные заведения, стритфуд, места с аутентичной индийской кухней. В кулинарном сообществе есть такие направления, где мы запросто ездим друг к другу в гости, готовим, показываем, устраиваем мастер-классы, отдыхаем. И не надо нам гонораров, подарков дорогих – мы просто общаемся. Как правило, это уже взрослые состоявшиеся дядьки, имеющие свой бизнес. Поэтому я бросил клич среди шеф-поваров из разных стран: приглашаю в гости, оплачу проезд, проживание, а за это ты сделаешь в моем ресторане вечер своей национальной кухни. Вы знаете, я даже немного пожалел, что так сказал, – меня забомбили приглашениями: все хотят побывать в Алматы. Поэтому раз в месяц будут приезжать шеф-повара и устраивать мастер-классы в моем ресторане.