Какие форматы клиник востребованы в Казахстане?
Алмаз Шарман рассказал о новых технологиях в области медициныСпециалист по международному здравоохранению и соучредитель алматинской клиники HealthCity Алмаз Шарман — о новых технологиях в области медицины, сарафанном радио и звездных врачах
Ученый-медик Алмаз Шарман уже много лет живет в США, где специализируется в области биомедицинских исследований, международного здравоохранения и больничного дела. В 2013 году Шарман стал учредителем диагностической клиники HealthCity в Алматы. «Капитал.kz» поговорил с Шарманом о том, сложно лиискать инвесторов и как это лучше делать.
— Что нужно для создания хорошей диагностической клиники в Казахстане?
— Для этого нужны две основные вещи: во-первых, хорошие технологии и врачи, которые будут с ними работать, во-вторых, высокий уровень сервиса. Например, пациентов в Южной Корее буквально за руки берут и проводят по кабинетам. Изначально модель предусматривала то, что мы создаем одну образцовую клинику и вокруг нее создаем сателлитные клиники. Мы арендовали помещения на первых этажах зданий — в торговом центре, бизнес-центре. Я думал, что народ туда пойдет, но это оказалось большой ошибкой, потому что менталитет, по крайней мере, в Казахстане, не позволяет родителям ходить по «Мега-парку» и заодно проверить свое здоровье и здоровье своего ребенка — они туда приходят покупать вещи или развлекаться. В бизнес-центрах люди работают и свободны только во время обеда, а чтобы зайти в клинику и пройти проверку — маловероятно. В общем, эта модель была не реализована, мы потеряли деньги, закрыли сателлитные клиники и решили сконцентрироваться на основном диагностическом центре HealthCity.
— Не думали открывать филиалы клиники в других городах?
— Многие ко мне обращались — хотели открыть образцовую клинику в других городах, типа франшизы. Но это очень сложный процесс. Понимаете, открыть больницу — это как открыть ресторан: можно создать красивый интерьер, но без шеф-повара и нормального обслуживающего персонала ничего не получится. И мы очень осторожно отнеслись к франшизе и пока что решили сконцентрироваться на алгоритмах проведения check-up'ов, пригласить опытных врачей и наладить службу сервиса.
— Насколько отечественные инвесторы готовы вкладывать в такой бизнес?
— Очень плохо, поэтому мне повезло, что я нашел хороших инвесторов, плюс сам вложил определенную сумму. Мотивация у них бывает разной — есть инвесторы, которым просто надоело ездить по миру, проходить check-up — они устали летать и останавливаться в гостиницах. Мотивация другого инвестора — заработать деньги. И здесь нужно объяснять человеку, что это тяжелый бизнес, который связан с людьми. Было много непростых разговоров, которые до сих пор продолжаются.
— Когда вы рассчитываете выйти на прибыль?
— Создание клиники и ее рентабельность — длительный процесс. Тот, кто должен инвестировать в клиники, должен ожидать, что окупится она через 5−10 лет, но это будет длительный бизнес и стабильный рост. Это зависит от инвесторов — какие у них имеются ресурсы и какова их философия. Если это иностранный инвестор, он должен быть уверен в стабильности ситуации в Казахстане. У нас инвесторы отечественные.
— Открыть собственную клинику — дорого? Насколько это перспективный бизнес?
— Это зависит от направления, которое вы выбрали. Мы нашли свою нишу в check-up'ах. А открывать обычную амбулаторную клинику на все случаи жизни — бессмысленно, потому что таких много, как государственных, так и частных. Поэтому мы сконцентрировались на нескольких вещах — технологии, сервис и, так называемые, звездные врачи, которых уже знают, к которым всегда очереди. Тогда сарафанное радио позволит привести пациентов, которые приносят деньги, и клиника становится востребованной.
— Получается, и цены у вас выше?
— У нас цены немного выше, чем в среднем по рынку в Алматы, но гораздо ниже, чем в Корее или Германии. МРТ-скрининг всего тела плюс онкопакет — 65 000 тенге, УЗИ беременности (1 скрининг) — 6000 тенге, радиоволновая хирургия — 25 000 тенге. Стоимость check-up'ов варьируется от 67 600 (Basic) до 536 470 тенге (Platinum) в зависимости от объема и технологической сложности пакета и индивидуальных особенностей пациента. В этом плане девальвация сыграла нам в какой-то степени на руку, потому что людям стало сложнее ездить за рубеж, тратить там валюту.
— Какие передовые технологии используются сейчас в медицине? Что из новинок внедряется в Казахстане?
— Лично мы инвестировали довольно серьезные деньги в полуторатесловое МРТ — это стандартный аппарат, но с мощным софтом, благодаря которому можно провести полное обследование человека с головы до ног. Сейчас внедряем технологию капсульной эндоскопии PillCam, смысл которой заключается в том, что пациент проглатывает таблетку, в которой имеется камера. Камера проходит через пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник и все это время записывает, что происходит у пациента внутри. Одна таблетка стоит около €500−700, но я готов такие деньги заплатить вместо того, чтобы ехать в Корею и платить там $2000.
— Как ваша клиника взаимодействует с государством?
— Есть две формы взаимодействия. Во-первых, это регламентация работы — когда нас проверяют на санитарные нормативы, мы сдаем бумаги, отчеты. В этом плане мы соблюдаем минимальные требования и получаем лицензию на дальнейшую работу. Вторая форма взаимодействия — когда государство платит за медицинские услуги. Но мы от этого отказались, потому что слишком низкие тарифы и нет смысла в это ввязываться. Надеюсь, что в будущем, когда создадут фонд медицинского страхования, тарифы будут адекватные, чтобы мы могли как-то эффективно взаимодействовать с государством.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.