Казахстанские рыбные хозяйства хотят создать корпорацию
Так они намерены завоевать внутренний рынок и выйти на экспортМарлен Турсыналы — профессиональный ихтиолог. Долгое время он работал в рыбных хозяйствах Алматинской области, продавал корма, изучал рынок. В начале этого года Марлен открыл собственную рыбную ферму, где выращивает осетров и форель. Предприниматель рассказал, чем кормить рыбу, чтобы получить нежное мясо, в каких случаях форели полезно голодание, и сколько стоят 100 тыс. оплодотворенных икринок из Дании.
Фермер с дипломом ихтиолога
В 2010 году Марлен Турсыналы закончил биологический факультет КазНУ им. Аль-Фараби, получил диплом ихтиолога и начал работать по специальности — устроился лаборантом Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, затем стал научным сотрудником, а через несколько лет перешел в частный сектор рыбоводом. Проработав в рыбных хозяйствах, Марлен наладил сотрудничество с немецкой компанией Aller Aqua, которая уже сотню лет занимается производством рыбных кормов, и организовал продажу этого корма в Казахстане.
«Когда мы начали поставлять корма казахстанским рыбным компаниям, то узнали, что у многих были проблемы с реализацией рыбы — иными словами, покупать ее почему-то не хотели, — рассказывает Марлен. — Мы начали заключать договоры с рыбными хозяйствами из других городов на взаимовыгодных условиях. Например, 70% за корм получаем деньгами, а 30% - рыбой. Маленькие хозяйства, которые в месяц производят 2−3 тонны рыбы, я прошу 60% дать товаром, а 40% - деньгами».
Количество заказов росло, и к 2015 году Марлен создал компанию King Fish, которая стала заниматься поставкой казахстанской рыбы в супермаркеты Алматы. Постепенно назревал вопрос об открытии собственного магазина, чтобы самим продавать продукцию казахстанских рыбных хозяйств.
«В Алматы, выше Толе би, рыба явно будет продаваться, а у тех, кто живет ниже Рыскулова, в районе барахолки, совершенно другая покупательская способность, — практично рассуждает Марлен Турсыналы. — Но я все равно принял решение купить землю в нижней части города — построил там магазин, офис и кормовой склад. Думаю, что принял верное решение — зато никому не плачу, имею свой магазин, склад и небольшой офис. Но прежде чем построить магазин, я поставил здесь 40-тонный контейнер, в котором около года продавал рыбу. Объем продаж меня устроил, и мы решили открывать магазин».
Параллельно с магазином возникла идея создать собственное рыбное хозяйство.
С этим было немного сложнее, поскольку финансовые затраты обещали быть на порядок выше — территория, водоем, обеспечение воды кислородом и постоянный температурный режим, корма для рыбы…
«Я не буду называть стартовый капитал, но скажу, что открыть свое рыбное хозяйство — дорого, — продолжает Марлен. — Деньги на бизнес мы собирали сами — планировали с женой строить дом, но денег не хватало, поэтому собирались брать кредит. И тут я подумал: зачем мне дом, если у меня нет своего дела? Разведение рыбы — дотационный бизнес, поэтому, по моим расчетам, в плюс мы выйдем примерно через три года».
Икра из Дании и стандарты европейского рыбоводства
Рыбная ферма Марлена Турсыналы обосновалась неподалеку от Алматы, в поселке Ташкенсаз Енбекшиказахского района. Сейчас хозяйство разводит не меньше 50 тонн форели и 15 тонн осетра. В рыбном хозяйстве работает 10 человек — этой команды достаточно, чтобы ухаживать за рыбой, считает фермер.
«Я сам из аула, у нас было много скота — бараны, коровы, лошади. Это я к тому, что за рыбой уход нужен куда меньший, чем за теми же баранами — всего-то и нужно, что следить за температурой воды, уровнем кислорода и вовремя кормить, — делится секретами успешного рыбоводческого бизнеса Марлен. — Мы разводим мальков, которые вырастут в товарную рыбу, после чего готовим ее к отправке. Перед отправкой рыбу не кормят 10 дней и держат в чистой воде — эта процедура помогает сохранить высокое качество мяса, чтобы оно не пахло кормом и отходами. За это время рыба немного теряет в весе, зато мясо остается вкусным».
Рыбное хозяйство намерено развиваться по европейским стандартам — выращивать много рыбы на небольшой территории. К тому же в Европе, отмечает Марлен Турсыналы, концепция содержания рыбы постепенно меняется — от дорогостоящих установок замкнутого водоснабжения европейцы переходят к традиционной прудовой системе — условиям, приближенным к естественным. К слову, на ферме Марлена Турсыналы рыба тоже европейская — оплодотворенную икру поставляют прямиком из Дании.
«Я заключил контракты с датскими и польскими компаниями. Средняя стоимость икры — 2200 евро за 100 тыс. икринок, — делится цифрами Марлен. — Цена зависит от сезона: летом дороже, зимой дешевле. Месячный объем форели у нас — 5 тонн в месяц, осетра — 1,5−2 тонны. Форель стоит 1800 тенге за килограмм, стоимость осетра — 3500 тенге за килограмм. Люди научились экономить деньги — еще два года назад я бы мог свободно продавать по 3 тонны осетрины в месяц, но сейчас производство приходится сокращать — покупатели предпочитают рыбу подешевле».
По словам Марлена Турсыналы, 70% от себестоимости рыбы составляют корма, которые изготовляют преимущественно из рыбьей муки. Причем самый дорогой корм (1500 тенге за килограмм) — для мальков — там больше витаминов, протеинов, минералов и прочих полезных веществ. Марлен отмечает, что стартовые корма очень важны: если кормить малька неправильно, то и рыба хорошая не вырастет.
Форель вместо семги, а судак — на экспорт
Как это ни странно, основные конкуренты Марлена — не другие казахстанские рыбные хозяйства, а турецкие компании. Ихтиолог объясняет это тем, что Турция зашла в Казахстан, когда отечественные рыбхозы не могли обеспечить внутренний рынок форелью, и за это время сумела основательно здесь закрепиться.
«Турция даже Европе конкуренцию на рыбном рынке составляет. А все потому, что турецкое правительство поддерживает бизнес, условия для разведения рыбы там тоже подходящие — много естественных водоемов, к тому же теплая погода и трудолюбивые люди, — перечисляет Марлен преимущества конкурентов. — Поэтому сейчас мы с другими фермерами хотим создать корпорацию (я им — качественный корм, они мне — рыбу, которую я буду реализовывать) и обеспечить алматинский рынок исключительно казахстанской форелью — каждый месяц поставлять 30−50 тонн замороженной рыбы, а также копченую форель и красные стейки. Мы хотим создать единый качественный продукт — алматинскую форель — и продавать ее, помимо Казахстана, в Китай, Россию и другие страны».
Кроме создания корпорации, Марлен Турсыналы планирует открыть по немецкой франшизе завод рыбных кормов и построить большую производственную базу, где, по его словам, будут замораживать и хранить рыбу по новейшим технологиям.
«Самая популярная рыба в Казахстане — семга, ее у нас чаще всего покупают, — рассуждает фермер. — При этом семга очень похожа на форель, только обитает не в речной, а в морской воде. В Норвегии семгу выращивают по той же технологии, что и мы форель, даже корма нередко совпадают. В настоящее время мы пробуем выращивать форель до 5−6 килограммов, разделывать на стейки и продавать. Я своих рыбоводов уже отправлял на обучение в Норвегию — изучать особенности европейского рыбоводства».
При этом, отмечает Марлен, самой популярной рыбой на экспорт является судак. А в Южно-Казахстанской области даже работает экспериментальная научная программа по выращиванию судака.
«Если программа покажет свою рентабельность, судака будут разводить в промышленных масштабах в Южно-Казахстанской области», — говорит Марлен Турсыналы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.