Легко ли начать свое дело

Опытные предприниматели советуют делать, а не раздумывать

«Действуй прямо сейчас!». Таким правилом с желающими начать свой стартап на международном фестивале Go Viral поделились пять опытных бизнесменов из Центральной Азии. Практические советы, руководство к действию и просто жизненные истории бизнесмены рассказывали участникам фестиваля. Об этом передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Одним из первых своим опытом поделился основатель grooger.com Азат Сейтмухамедов.

«Наемным работником я не работал никогда. В 2009 году я закончил университет, а в 2010 уже открыл свой первый стартап. Он был основан на продажи CD.& За последние годы у меня было около 7−8 стартапов. Желающим я советую не ждать чудесного дня, а скорее начинать. Лучше рискнуть, прогореть, но таким образом получить опыт на практике. Это намного эффективнее, чем вы будете в течении 10 лет получать этот опыт в теории. Исключительное качество стартаперов — способность идти на риски, и умение, как можно скорее приступать к делу. Уже во время института я не представлял себя работающим на кого-то. Благодаря желанию свободы все это появилось», — рассказывает спикер.

Предприниматель из Ташкента Ботир Арифтжонов, 7,5 лет проработал на госслужбе в Министерстве экономики. Но в один момент понял — карьера себя исчерпала, нужно открывать что-то свое. После чего и основал систему приемных платежей paynet, lebezar.uz, thehnobiz.

«Однажды я задумался, что все это не для меня. К этому моменту у меня уже созрела идея о платежной системе. Не все окружения понимало и поддерживало меня. Набравшись смелости я все же запустил проект. Поэтому, пока вы не попробуете, вы не поймете, как это», — объясняет бизнесмен.

Свой путь к предпринимательству поведал слушателям Ардак Бердибеков, основатель онлайн-платформы StudyKazakhstan и Neuousti.net.

«Я очень долго работал, для того чтобы у меня все было. Вроде карьера росла, но удовлетворения не было. На крупный бизнес зарплаты не хватало. Я подумал, что я умею? И понял, что после обучения зарубежом, мне полюбились путешествия. Начал искать бесплатные пути: конкурсы, конференции. Посетил около 20 стран. После чего решил открыть платформу для Казахстанцев. Я соглашусь, что пока не начнешь — не получится. Поэтому нужно знать, в чем вы лучший?» — делиться Ардак Бердибеков.

Еще один бизнесмен, поделившийся своим опытом стал Чихун Джонг. Предприниматель из Южной Кореи основал арт-кафе Chicken Star в Бишкеке. Его видение заключается в том, чтобы сделать мир более радостным и интересным через инновации своего бизнеса.

Успешные предпринимали делились разными предложениями, как быстрее и лучше начать свое дело. Каждый из них руководствовался своим жизненным опытом.

К примеру, маркетолог и предприниматель Шерали Джурабаев считает важным любовь к своему делу, в другому случае вам просто станет скучно. Немаловажно получение прибыли, и один из самых важных моментов — желание стать первым в выбранной отрасли.

К сожалению, не всегда ваша идея может сразу стать успешной. Азат Сейтмухаметов вместе со своей командой потратили 60 тыс. долларов за год на создание первого многопрофильного портала в Туркменистане. И частично прогорели на этом.

«Почему? Наша проблема была в том, что мы вдохновившись аналогичными порталами других стран решили сделать для нашей страны подобный. На портале было 7 разделов и мы это не потянули. Это классическая ошибка всех стартаперов. Это не работает. Главное правило — начинайте с максимально узкой ниши», — говорит спикер.

Бизнесмены отметили, что провалы неизбежны. Но это лучший опыт, который вы можете получить.

«Бизнес — это не только про деньги. Это и про проблемы. Вы должны понимать, что они неизбежны. Первое свое кафе я открыл в неправильном месте, там были проблемы с электричеством. И еще немало проблем возникало на пути. Люди постоянно увольнялись. Их нужно было удерживать. Но я хотел изменить отношения восприятия людей к курице и сконцентрировался на качестве услуг и уникальности. Мы создали свою культуру, запустили кадровую стратегию. И сейчас мы создаем возможности для нашей компании», — поделился Чихун с залом.

Онлайн-платформы Ардака Бердибекова потеряли весь трафик за месяц из-за вирусной рекламы. Google, Yandex и Facebook занесли компанию в черный список. Месяц ушел на очистку и улучшение секьюрити сайта.

Стартап — это процесс, когда вы в поиске правильной бизнес модели. После ее формирования он превращается в бизнес-компанию. Идея, креативность, упорство — гарантия успешного стартапа. Бизнесмены уверены, что отсутствие денег можно приравнять к отсутствию желания. Есть немало альтернативных способов, как сделать бесплатно.

Международный фестиваль Go Viral в этом году собрал на своей площадке около 2000 человек. В течение трех дней журналисты, предприниматели, кинематографисты и музыканты будут учиться взаимодействовать с глобальной аудиторией.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤